Приключения Электроника. Памяти Флориана Шнайдера — человека-легенды Kraftwerk, совершившего революцию в поп-музыке

738 прочитали

Немецкая группа Kraftwerk была призвана послужить прототипом человека-машины, примером неразрывного сплава культуры и технологий. Использование электронных инструментов в формате поп-песен проложило путь множеству последователей: от героев детройтского техно до стадионных рокеров.

Несмотря на игры с роботами, Kraftwerk всегда были группой из плоти, крови и человеческих эмоций. Отцы-основатели, основные авторы и бывшие соседи по комнате в общежитии Флориан Шнайдер и Ральф Хюттер выполняли роль сердца и мозга проекта на всём пути его развития. От времён расцвета арт-сцены Дюссельдорфа до мировых турне всепобеждающего монстра, которым Kraftwerk стали в новом тысячелетии.

Немецкая группа Kraftwerk была призвана послужить прототипом человека-машины, примером неразрывного сплава культуры и технологий.

Флориан Шнайдер-Эслебен родился 7 апреля 1947 года в Онингене, входившем в состав Западной Германии. Его отец Пауль Шнайдер-Эслебен был выдающимся архитектором-модернистом, в число проектов которого входит здание аэропорта Кёльн/Бонн.

Флориан Шнайдер познакомился с Ральфом Хюттером в 1968 году на уроке импровизации в Высшей школе имени Роберта Шумана в Дюссельдорфе. Его основным инструментом была флейта.

Пожалуй, трудно придумать инструмент, менее подходящий для Kraftwerk. И всё же в первые дни существования группы в 1970 году именно задумчивые партии флейты Шнайдера играли ключевую роль, когда группа исполняла элегантный и временами тревожный краутрок.

Первые три альбома исключены из официального каталога Kraftwerk из-за ревизионистского подхода группы к своей истории. И всё же флейта проникла и на вторую сторону «Autobahn» (1974) — их международного прорыва и «первого альбома» пересмотренного канона. Заключительный номер «Morgenspaziergang» включает в себя пасторальную мелодию флейты.

Флориан Шнайдер привнёс в Kraftwerk звуковой перфекционизм. С момента основания студии Kling Klang в Дюссельдорфе, на десятилетия ставшей базой команды, мастер игры на флейте купил синтезатор и начал исследовать искусство управления акустическими звуками с помощью электроники.

Немецкая группа Kraftwerk была призвана послужить прототипом человека-машины, примером неразрывного сплава культуры и технологий.-2

Шнайдер и Хюттер называли себя «мультимедийным проектом», а не просто группой. 22-минутный заглавный трек, занимающий всю первую сторону пластинки «Autobahn», начинается с голоса робота и плавно перетекает в гипнотические текстуры синтезатора, передающие ощущение скольжения по футуристическому автобану.

В то время Флориан Шнайдер сравнивал электронные методы Kraftwerk с процессом вождения автомобиля: «Вы осуществляете контроль, но вам решать, сколько вы хотите контролировать. Если отпустить руль, машина поедет сама собой».

По словам Шнайдера, студия стала для Kraftwerk полноценным инструментом: «Весь комплекс, который мы используем, можно рассматривать как одну машину, даже несмотря на то, что он разделён на разные части».

На концертах Kraftwerk имитировали игру на причудливых электронных приборах, которые воспроизводили заранее записанные треки. Иногда люди-музыканты уходили со сцены, оставляя «выступать» вместо себя заменителей-роботов.

Хотя критики были сбиты с толку, к середине 1970-х влияние Kraftwerk стало очевидным. Дэвид Боуи назвал трек «V-2 Schneider» из своего альбома «Heroes» (1977) в честь Флориана Шнайдера.

В 1982 году холодные звуковые текстуры Kraftwerk легли в основу раннего хип-хопа, когда Африка Бамбата воссоздал бит крафтверковской песни «Trans-Europe Express» в своём электро-хите «Planet Rock».

На протяжении многих лет Флориан Шнайдер уделял особое внимание новаторским подходам к процессу записи и методам скрещивания человеческих и роботизированных голосов. В 1990 году он запатентовал процессор Robovox. Инструмент впервые был использован в альбоме «The Mix» (1991), в котором вышла новая версия «The Robots».

Участники Kraftwerk никогда не были роботами. Они были несовершенными, забавными, творческими, порой склочными и непримиримыми, но людьми. Шнайдер покинул группу в 2008 году и предпочёл отказаться от участия в последующих турах.

Человеческая природа просвечивает сквозь идеальную роботизированную оболочку Kraftwerk, что делает работы группы ещё более впечатляющими. Правда, в отличие от роботов, люди не могут жить вечно. С Флорианом Шнейдером нам пришлось попрощаться 21 апреля 2020 года.

Чтобы не завершать историю на траурной ноте, предлагаю посмотреть смешное интервью, которое Флориан (видимо, вынужденно) дал бразильскому телевидению в 1998 году. На вопрос взволнованной журналистки «Какие песни вы собираетесь играть сегодня вечером?» электроник-перфекционист с невозмутимым видом отвечает: «Все».

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!