55,5K подписчиков

8 известных музыкантов с талантом художника

445 прочитали

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в этом определённых успехов.

Этот список ограничен композиторами и певцами, так называемого, "академического" направления (без Пола Маккартни или Боба Дилана), иначе он стал бы бесконечным.

Феликс Мендельсон

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...

В свои 12-13 лет Феликс Мендельсон воплощал собой идеал ребёнка для тех родителей, которые одержимы идеей раннего развития своего чада. Он читал Сервантеса на испанском, Вальтера Скотта на английском, Тассо на итальянском, а Гомера на древнегреческом, играл на фортепиано, скрипке, альте и виолончели, сочинял симфонии, прекрасно рисовал, играл в шахматы, отлично плавал и скакал на лошади.

Вот так выглядел Мендельсон в этом возрасте:

Карл Бегас. Эскиз к утраченному портрету Мендельсона. 1821.
Карл Бегас. Эскиз к утраченному портрету Мендельсона. 1821.
Тут надо пояснить, что все эти достижения были не только результатом усилий большого количества репетиторов и учителей. Главное то, что Мендельсону повезло родиться в очень дружной и тёплой семье, известной, к тому же, своими интеллектуально-культурными традициями. Его дед был известным философом, а двоюродная бабушка - пианисткой. Конечно, состояние отца Мендельсона - богатого немецкого банкира - тоже имело значение. Оно дало юному таланту неограниченные возможности для развития.

Все вложения родителей в воспитание и образование своего ребёнка принесли выдающиеся плоды. Впоследствии Мендельсон стал крупной фигурой культурной жизни Германии: популярнейшим композитором, блестящим пианистом и органистом, выдающимся дирижёром, основателем первой немецкой консерватории и человеком, вернувшим миру музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Детские уроки рисования тоже переросли в отдельную и важную тему его жизни. Альбом, карандаш, кисть и акварель сопровождали Феликса Мендельсона во всех его многочисленных путешествиях.

За свою жизнь он создал около трёхсот рисунков. Они более ста лет хранились в семейном архиве Мендельсонов и стали известны широкой публике не так уж давно, а именно в 70-80-х годах 20 века, после того, как были переданы потомками композитора в музеи Берлина и Оксфорда.

Художественные таланты знаменитого немецкого романтика оказались неожиданно впечатляющими, хотя снайперская точность его рисунка легко узнаётся в идеальной каллиграфии почерка и нотных партитур. Некоторые из этих очень подробных акварельных пейзажей Мендельсона выполнены в удивительно миниатюрном формате: всего несколько сантиметров в ширину.

Листайте ➡

Послушать, как музыка Мендельсона сочетается с его акварелями, можно здесь 👇

Арнольд Шёнберг

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-4

Изобретатель новой системы музыкальной композиции (додекафонии), австрийский экспрессионист Арнольд Шёнберг называл себя абсолютным дилетантом в живописи и признавался в полном отсутствии технической подготовки. Все азы он осваивал самостоятельно, начав с пера и туши. Далее последовали акварель, уголь, темпера, масло.

Это занятие стало для него потребностью и способом самовыражения, таким же важным, как сочинение музыки. Был период, когда он даже планировал писать картины по заказу и сделать это главным источником заработка.

Кстати, Шёнберг увлекался также дизайном: расписывал игральные карты, открытки, делал проекты мебели и даже сам мастерил бытовые предметы из дерева.

Всё, что он создал (большая часть - это портреты и автопортреты) несёт на себе печать душевного надлома и сильного внутреннего напряжения - идеальная иллюстрация к понятию "экспрессионизм". Модные теории восходящей звезды психоанализа - Зигмунда Фрейда повлияли на многие работы Шёнберга начала 20 века. В своих многочисленных "взглядах" и "видениях" он пытался проникнуть в пучины подсознания.

Пожалуй, единственным авторитетным ценителем живописи Шёнберга был Василий Кандинский - фанат его музыки и сам музыкант-любитель. Благодаря его протекции работы классика атональной музыки предстали перед публикой на первой мюнхенской выставке художественного объединения "Синий всадник" в 1911 году.

Позже Шёнберг выставлял их ещё дважды, но, к большому своему разочарованию, не нашел ни покупателей, ни поддержки критики. Это сильно охладило его интерес к живописи. Впоследствии он занимался ею от случая к случаю.

Листайте ➡

Послушать музыку Шёнберга в сопровождении его картин можно здесь 👇

Микалоюс Чюрлёнис

Микалоюс Чюрлёнис с женой Софией.
Микалоюс Чюрлёнис с женой Софией.

Случай классика литовской музыки Микалоюса Чюрлёниса совершенно особый, поскольку живопись из "побочного продукта" его композиторской деятельности постепенно превратилась в поле, на котором он создал нечто уникальное, и полностью раскрыл своё творческое и человеческое "я".

Чюрлёниса, в отличие от Шёнберга, нельзя упрекнуть в дилетантизме. В обеих сферах своего творчества он был профессионалом. Как композитор и пианист он закончил Варшавскую консерваторию, два года отучился в Лейпцигской и после этого несколько лет изучал живопись.

Работы Чюрлёниса даже на очень пёстром художественном фоне начала 20 века выделялись своей "особостью" и сразу же привлекали к себе внимание. Он обладал обострённым чувством гармонии, которое помогало ему интуитивно соединять линии, пропорции, краски, настроение и смыслы в нечто единое, поэтичное, бесконечное. Его символизм не "от ума", а от реального ощущения жизни.

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты».

Листайте ➡

Живописные работы Чюрлёниса в сопровождении его же музыки - это особое впечатление 👇

Джордж Гершвин

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-8

Знаменитый американский композитор, автор "Рапсодии в стиле блюз" и оперы "Порги и Бесс", любил рисовать с детства, но всерьёз взялся за живопись в возрасте 29 лет, когда, уезжая за город на лето, по совету брата Айры (талантливого художника-любителя) взял с собой мольберт и краски. С этого момента он уже не расставался с ними никогда, превратив свою новую квартиру в Нью-Йорке в подобие студии художника. Всякий, кто приходил к нему в гости (особенно дамы), тут же становился моделью для портрета.

Под руководством Генри Боткина - известного художника-модерниста, который приходился Гершвину кузеном, он стремительно продвигал свою технику и делал впечатляющие успехи. Одновременно Гершвин начал скупать картины современных художников - мировой успех "Рапсодии в стиле блюз" и "Американца в Париже" принёс ему немалое состояние.

Все стены его шестикомнатной квартиры были увешаны работами Модильяни, Ренуара, Сезанна, Гогена, Шагала, Руо, Кандинского, Леже, Руссо, Макса Вебера, Клее, Сикейроса, Утрилло, Матисса и Пикассо.

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-9

Гершвин умер в 39 лет, не успев полностью развить свой талант художника. Он оставил около 40 живописных работ. В основном, портреты, в том числе, его приятеля и партнёра по теннисному корту Арнольда Шёнберга:

Листайте ➡

Здесь знаменитая песня Гершвина "I Got Rhythm" сопровождает экспозицию его работ 👇

Джон Кейдж

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-11

Яркая фигура музыкального авангарда, человек, научивший композиторов, как с помощью болтов, гаек и шурупов сделать из концертного "Стейнвея" подобие хриплой шарманки, неутомимый изобретатель и возделыватель пространств за пределами музыки, автор знаменитого сочинения без единого звука в трёх частях ("4'33") - Джон Кейдж тоже пробовал себя в изобразительном искусстве.

И это закономерно, учитывая его неистощимое любопытство, а также окружение, в котором всегда были художники и скульпторы, начиная с его жены Ксении Кашеваровой и заканчивая известными фигурами американского авангарда (Роберта Раушенберга, Джексона Поллока , Бакминстера Фуллера, Марселя Дюшана). Сам Кейдж не хотел называть себя художником, но при этом не раз участвовал в художественных выставках.

Большая часть опытов Джона Кейджа в этом направлении относится к последнему десятилетию жизни, когда он был уже в зените славы, и всё, что выходило из под его условного "пера", становилось безусловной культурной ценностью.

Кстати, перо в данном случае не так уж условно. Кейдж иногда использовал птичьи перья вместо кисти.

Арнольд Шёнберг - учитель Кейджа, однажды сказал о нём так: "Он, конечно, не композитор. Он гениальный изобретатель". Примерно в такой же позиции Кейдж был по отношению к изобразительному искусству: не столько художник, сколько исследователь и экспериментатор.

Главная область приложения его экспериментов - рисунок и офорт. Не только традиционные карандаш и игла, но и раскалённое дно японского чайника, манипуляции с галькой, горящей газетой, а также принцип случайных чисел как композиционная идея.

Случайное в творчестве - вообще было генеральной идеей Кейджа, поэтому его музыкальные партитуры иногда больше напоминают творение художника, чем композитора, как эта первая картинка из подборки:

Листайте ➡

Работы Кейджа под звучание его известной Cонаты V - интересная комбинация 👇 (с отметки 1:12)

Луиджи Руссоло

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-13

Этого человека только с большой натяжкой можно отнести к "известным композиторам" - мало кто слышал его имя и, тем более, музыку. Композитором в традиционном смысле его тоже назвать можно лишь с известной оговоркой. Скорее, он - анти-композитор, поскольку его целью было подорвать всё здание академической композиторской музыки с максимальным шумом и грохотом, причём, в буквальном смысле.

Однако имя Руссоло осталось в истории музыки, а его деятельность имела очень значительные культурные последствия. Поэтому он тоже будет в этом списке.

Луиджи Руссоло - теоретик и практик "шумовой музыки", глава итальянских музыкальных футуристов, призывавших молодёжь к поиску новых звучаний, соответствующих духу нового, 20 века.
Вместе со своим братом он сконструировал инструменты, производящие разнообразные виды актуальных для индустриальной эпохи звучаний, то есть шума (он назвал их "интонарумори" - "интонаторы шума") и создал из них оркестр. То, что в музыке было "ничем", для него стало "всем".
Позже он сконструировал ещё три шумовых инструмента: "руссолофон", «энгармонический смычок» и "энгармоническое фортепиано".

Выступления его шумового оркестра прошли по всей Европе, включая Англию, и имели большой резонанс. Композиции Руссоло продержались в музыкальном обороте до самой Второй мировой войны (в основном как элемент театральных постановок).

Хотя и отец, и братья Руссоло были профессиональными музыкантами, сам он такого образования не получил (не считая занятий скрипкой в детские годы). Его интересы в юности больше склонялись к живописи. Впоследствии он учился в Академии художеств Брера в Милане и параллельно с музыкальными экспериментами участвовал в деятельности итальянских художников-футуристов.

С музыкой он окончательно расстался в 1930 году и переключился на живопись.

В этой области Руссоло был не настолько радикален, никогда не порывал с фундаментальными традициями изобразительного искусства и писал картины, определённо радующие глаз. В поздние годы он вообще углубился в область мирной и даже медитативной пейзажной живописи. Символично, что в один из своих пейзажей он вписал лик Иоганна Себастьяна Баха: таков путь многих авангардистов.

Листайте ➡

Энрико Карузо

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-16

Главным хобби легендарного итальянского тенора было рисование шаржей.

Этот жанр идеально подходил его жизнерадостной натуре и его профессии. Во-первых, он помогал снимать психологическое напряжение и переключаться (Карузо страдал от синдрома сценического волнения), во-вторых, поднимал настроение и, в-третьих, отлично подходил для раздачи эффектных памятных автографов: свой характерный облик Карузо мог набросать в нескольких штрихах за считанные секунды на чём угодно.

Судя по тому, что все свои рисунки Карузо бережно собирал в альбомы и охотно раздавал для публикаций в газетах, он гордился этим своим талантом. Действительно, в них чувствуется твёрдая рука и меткий глаз: ему хорошо удавалось портретное сходство.

Карузо вырос не в той семье, где детям нанимают учителей рисования: он был сыном рабочего и уборщицы и закончил всего лишь несколько классов начальной школы. Основы рисунка (точнее, черчения) он получил подростком, работая подмастерьем у местного проектировщика городских фонтанов.

Главный персонаж многочисленных шаржей Карузо, конечно же - он сам.

Листайте ➡

Фёдор Шаляпин

Речь здесь пойдёт не о тех музыкантах, кто, условно говоря, "рисовал на полях" своих рукописей, а о тех, кто считал изобразительное искусство важной гранью своей творческой деятельности и добился в...-18

Своей всемирной славой Шаляпин обязан не только прекрасному басу, отличной вокальной технике и актёрской харизме, но и творческому, объёмному подходу к каждой роли. Каждого своего персонажа он анализировал как психолог, выстраивал его поведение как театральный режиссер, продумывал пластику как хореограф и сам изобретал костюм и грим.

В этом процессе навыки рисования были ему совершенно необходимы: в каждом случае он делал очень выразительные подготовительные наброски, в которых явно проступают незаурядные способности рисовальщика.

В изобразительном искусстве Шаляпин был самоучкой и дилетантом, но любил это занятие одержимо. "Он не мог видеть карандаш, чтобы сейчас же не начать им рисовать", - вспоминал его друг Константин Коровин.

Шаляпину принадлежит множество карикатур и шаржей. Он даже участвовал в профессиональной выставке "Салона юмористов" 1915 года в Петербурге. Кого только нет в его коллекции рисунков! Но, так же как и в случае с Карузо, главный герой здесь - он сам.

Листайте ➡

Спасибо за лайки, репосты и комментарии! 🌺