«Если злая насмешка носит политический характер, то такое произведение называется памфлетом».
– А. Гуторов
Серые тексты, не вызывающие эмоций, всегда засоряли публицистику. В один из таких периодов усталости от сырых произведений на страницы печатной прессы выходит памфлет – разновидность фельетонистики. Его позиция выражается в самой острой форме сатирического обличения – сарказме. А сарказм, конечно, является высшим уровнем иронии.
Еще с античных времен памфлет получает распространение, все больше и больше привлекая внимание аудитории. Демосфен, Цицерон, Ювенал, Плутарх, Лукиан – их гневные речи и тонкие сатиры повышают градус экспрессивности и непримиримости самого жанра, а сам термин впервые употребляется английским церковным деятелем и публицистом Ричардом де Берном в 1344 году.
Если экономической предпосылкой возникновения памфлета послужила развитая система книгопечатания, то социальной – вера в демократическое устройство общества. Вера в то, что идеи увидят широкие слои общества.
В истории всегда есть более благоприятные условия для расцвета того или иного феномена. Какими они были для памфлета?
1) в обществе имело место острое столкновение взглядов по актуальным вопросам;
2) цензура была не слишком строга, поэтому нелегальная деятельность, конечно, присутствовала.
XVIII век. Памфлеты на пике популярности в начале и конце столетия. В первом случае – они отражали борьбу между протестантизмом и католицизмом, между двумя парламентскими партиями Англии: виги и тори. Вторая половина века славилась Американским вопросом, достигшим своего пика в 1776 году, когда была провозглашена Декларация независимости США.
Джонатан Свифт часто использовал форму памфлета для создания произведений, чтобы выразить социальные и политические взгляды. Он писал яростные и насмешливые памфлеты, в которых раскрывал проблемы общества и государства.
Свифт начал карьеру как писатель в классицистических жанрах, но нашел способ проявиться именно в сатире. Его первые сатирические произведения, такие как "Битва книг" и "Сказка бочки", стали широко известными и принесли ему славу влиятельного писателя. Свифт использовал сатиру как средство для обличения литературных, религиозных и политических недостатков общества, что привлекло внимание как его сторонников, так и противников. В наше время он был бы носителем той самой плашки иностранного агента, высмеивающего коррупцию и глупость власти.
Стиль Свифта был мастерски выверенным, и он умел адаптировать его под разные темы и цели. В своих произведениях, таких как "Экзаминер" и "Письма суконщика", Свифт демонстрировал умение менять тон и стиль в зависимости от контекста и целей высказывания. Он выступал как моралист, обличая пороки и глупость человечества во имя добродетели и здравого смысла.
Реалистическая пародия была одним из основных приемов сатиры Свифта. Он использовал нелепость и чудовищность как способы выявления и обличения социальных недостатков и проблем. Путем представления реальности в комическом ключе он показывал, насколько абсурдными могут быть некоторые аспекты человеческой жизни.
Желчная сатира является частью гуманистического пафоса его творчества, развивающегося в русле Просвещения, которое выступало за необходимость отражать общественные пороки.
Над материалом работали:
студенты группы УГИ-313303
Злобина Софья, Коршунова Ева, Петров Никита, Чепик Мария