7 апреля у режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы день рождения.
Сейчас трудно представить, как поколения телезрителей могли бы жить без его «Крёстного отца». Могли бы, конечно, но восприятие мира было бы беднее. Пожалуй, это главное, что даёт нам искусство – ощущение большей полноты бытия, его разнообразия. Оно формирует наши эстетические вкусы, создаёт для нас формы прекрасного и безобразного.
Здесь, конечно, нельзя пройти мимо завораживающих кадров в копполовском «Апокалипсис сегодня». «Я уверен, что создал произведение искусства и не мог сделать лучше», - говорил Фрэнсис Коппола.
Известный американский кинокритик Дейв Кер был настолько впечатлён визуальным эффектом «Апокалипсиса», что написал о Копполе, что его истинное призвание - быть художником или фотографом, ибо фабула занимает его только как повод для демонстрации обворожительных «картинок».
Это обман очарованного зрения. Но, пожалуй, притягательный обман, которому хочется верить. Особенно, когда посмотришь копполовского «Дракулу». «Только поверхностный человек не мыслит по внешности» - так звучит изящный афоризм Оскара Уайльда в русском переводе.
День рождения выдающегося режиссёра – хороший повод, чтобы пересмотреть его лучшие фильмы, насладиться игрой блистательных актёров, занятых в его работах.
***
Знаменитое начало фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» под песню группы The End, последней в дебютном альбоме группы The Doors, увидевшем свет в 1967 году.
Эта завораживающая песня-медитация производила такое впечатление на слушателей с самого её появления. Продюсер The Doors Пол Ротшильд вспоминал:
«Эти полчаса, что мы записывали «The End», относятся к самым прекрасным моментам, проведённым мною в студии звукозаписи. Я был просто ошеломлён. Обычно продюсер сидит и слушает, как проходит запись. Но на этот раз я был полностью поглощён песней, став просто слушателем. В совершенно тёмной студии было видно только свечу в звуконепроницаемой кабине, где стоял Джим, и индикаторы на пульте. Остальной свет был отключён. Это был волшебный момент, и мы испытали почти шок, когда песня закончилась. Стало ясно: да, это конец, дальше просто невозможно… В аппаратной было пять человек, и вдруг мы осознали, что бобины продолжают крутиться, потому что Брюс, наш инженер, тоже оказался полностью поглощён песней. Он облокотился на пульт и был втянут в песню, он тоже превратился в слушателя… В тот момент студию посетила муза, и все мы были само внимание. Но, я думаю, аппаратура знала своё дело…»