- Ты кого привел?! Ты кого сюда привел?! - перешла на поросячий визг свекровь.
Беременная Ира стояла тут же на кухне в углу и слушала, как Татьяна Николаевна жаловалась на невестку сыну, говоря про нее в третьем лице, как будто ее здесь нет или она - пустое место.
Ира и Саша уже два года женаты. Живут со свекровью и свекром.
Конечно, им бы лучше жить отдельно, только где молодой семье взять столько денег, чтобы осилить жилье в Москве? Тем более, один из супругов уходит в декрет.
Уже три раза за беременность Ира лежала на сохранении. Всю беременность свекровь трепала нервы.
Саша знал свою мать много лет. Поэтому заступался за молодую жену.
- Она тебя настраивает против меня! Она промыла тебе мозги, как дурачку!- кричала свекровь, не понимая, что сама давным-давно всех настроила против себя.
- Ты тут никто! Приживала! Деревенщина!
Ира в слезах ушла в комнату.
***
- Ты последняя пользовалась духовкой! У тебя масло убежало!
Ира удивленно посмотрела на свекровь. Духовкой она уже месяца два точно не пользовалась. Татьяна Николаевна готовила себе ужин дня три назад в духовке.
- Я не пользовалась уже давно духовкой..
Но свекровь была другого мнения.
- Я уверена, что это из-за тебя!- прокричала женщина.
Ира возмутилась. Для этого человека не существовало никаких аргументов.
- Ну, а я уверена, что это из-за Вас! - парировала невестка.
- Не трогай больше мою духовку! - взревела Татьяна Николаевна, - и не смей пользоваться моей сушилкой для белья!
- Хорошо,- вздохнула Ира. Она уже привыкла, что в каждом скандале свекровь угрожает ей сушилкой для белья. Дело в том, что свекровь одна занимает самую большую комнату в трешке. Они с Сашей и маленькой Машенькой втроем живут в 15 метрах. Кровать взрослая, кровать детская, письменный стол. Куда там сушилку вотрешь? Она бы и рада свою поставить, но физически некуда. Не на голову же ребенку.
- По какому праву ты пользуешься моей стиральной машинкой!?- не унималась женщина.
Ира молчала.А что тут скажешь? В одну квартиру куда им вторую стиралку ставить? Бред же.
Молчание еще больше взбесило свекровь.
- Ты сейчас себе холодильник пойдешь покупать и ставить в свою комнату!
- Я тоже тут живу! И не у тебя в гостях, а у своего мужа! Одна треть квартиры его по закону!
Судя по тому, как лицо свекрови стало наливаться краской, у нее начало повышаться давление.
Она развернулась, вышла в коридор, взяла маленькую внучку на руки и сказала ей:
- Бедная девочка, как жалко тебя. Как тебе не повезло с мамой!
Ира взорвалась. Ладно, скандалы между собой, но втягивать ребенка, да еще и гадости говорить маленькой девочке про маму!
- Отдай ребенка! Не смей к ней больше подходить!
***
Свекровь перестала разговаривать с невесткой и собственным сыном. Теперь они жили на одной жилплощади и даже не здоровались. Ира не могла никого из родственников пригласить в гости, потому что было стыдно за такую обстановку в квартире. Татьяна Николаевна игнорировала даже маленькую внучку. Ира, остыв после последнего скандала, не решилась запретить внучке подходить к бабушке, но это и не нужно было. Бабушка сама проходила мимо девочки. Ребенок не понимал, что он плохого сделал бабушке.
На Новый год каждый готовил праздничный стол себе по очереди и каждый отмечал его в своей комнате. После молча каждый мыл посуду по очереди на кухне.
Жить так было невыносимо.
Однажды Ира убиралась в комнате и временно вынесла детскую кухню в коридор, чтобы вымыть пол. Через 10 минут она услышала грохот. Ира выскочила на шум и увидела, как Татьяна Николаевна разбирает игрушку, не церемонясь, если не получается, то просто ломает.
- Что ты делаешь?! - вскричала Ира!
- А что она здесь стоит? Мне мешает!
- Мне может быть тоже твои вещи мешают! Ты всю квартиру захламила, но я же не трогаю твои вещи!
Это было правдой. Свекровь - барахольщица. Она не выбрасывала даже сломанные вещи, везде было навалено все подряд. При этом не раз Ира замечала, что оставленные ею в коридоре вещи бесследно пропадали. Свекровь выбросила уже две пары перчаток, подарочную коробку и зонт.
Женщина продолжала ломать игрушку.
Ира подбежала к ней и попыталась забрать детскую кухню. Татьяна Николаевна вцепилась Ире в руку и больно оцарапала ее. На крики прибежал Саша. Ребенок испугался и заплакал.
- Сколько раз я тебе говорил, не связываться с ней! - кричал Саша на жену в комнате.
Ира давилась слезами от обиды и несправедливости. Она-то в чем виновата? Она всего лишь защищала вещи своего ребенка. Свекровь все время провоцировала конфликты, иногда не удавалось просто отмалчиваться. Муж не любил скандалы и обвинял Иру. При свекрови заступался, а потом ругался на жену.
Ира себя чувствовала загнанным евреем в нацистском лагере. Она уже была на грани того, чтобы подать на развод.
Родственники и подруги советовали подружиться со свекровью. Так она и делала с самого начала! Но женщина сразу не приняла невестку. Как бы Ира не старалась, она всегда была плохой для Татьяны Николаевны. Свекровь всегда ко всему придиралась. Не стеснялась и обзываться. Когда у нее не было аргументов, женщина просто переходила на оскорбления. Ира первые три года брака проплакала, а потом плюнула и начала давать отпор. Старайся - не старайся -все одно! Никогда тебя не примут в семью. Столько всего было за годы совместного проживания! Разве все расскажешь и объяснишь родне! Легко давать советы со стороны!
Заработать на свое жилье никак не получалось. Ира уже ни раз поднимала тему, чтобы разменять квартиру и разъехаться. Она была готова куда угодно уехать, лишь бы подальше от свекрови.
Но свекровь не соглашалась, и Ира никак не понимала, почему. Неужели вот так жить в скандалах лучше?
Саша тоже не решался на размен.
- Ну куда мы с маленьким ребенком поедем? Я родился и всю жизнь в Москве прожил. Как мы в какой-то колхоз поедем!? А работать мы где там будем?!
Ире потребовалось 8 лет, чтобы раскачать эту лодку. В конце концов, уже и Саша перестал отмалчиваться и сам вступал в конфликты с матерью. Женщина с возрастом становилась все несноснее.
Наконец, настал момент, когда свекровь сама решилась на размен квартиры.
Но сделала это, как обычно, с максимальной выгодой для себя. В кризис, когда деньги стали стоить меньше и выбор для жилья стал скудным, она, собрав за много лет хорошие накопления, поставила условия.
- Если не продадим квартиру, я и муж, мы продадим каждый свои доли. Так или иначе я отсюда съеду!
К этому моменту свекровь со свекром уже были в разводе. Они сговорились продать доли. Татьяне Николаевне было что добавить в любом случае и купить себе новое жилье. У Иры с Сашей серьезных накоплений не было. В стране кризис. На следующий год дочь идет в школу. Времени на размен осталось мало, чуть меньше года, потом нужно определять ребенка в первый класс. Ситуация сложная. Альтернативная продажа, да еще и разъезд. Нужно найти покупателя на трешку с 30- летним ремонтом так, чтобы суммы хватило всем купить по однушке и одновременно найти эти однушки. Если это не удастся, то свекровь со свекром продадут свои доли и Ира с семьей будут жить буквально в коммуналке.
Весь оставшийся год Ира занималась продажей и поиском квартиры, пока Саша работал. Просмотры, поездки с ребенком по области, торг, переговоры, обсуждения с риелтором. Со свекровью даже по поводу риелтора договориться не удалось. Она отказалась от помощи, нашла своего. Несколько раз были жуткие скандалы и сделка чуть не сорвалась. Но вопреки всему Ира добилась своего. Она знала, что если они не разъедутся, то жизни ей не будет.
Она почти поседела. После переезда в новую квартиру, она всю осень болела, иммунитет ослаб. Но она была счастлива, как никогда.
Неожиданно через месяц после переезда свекровь захотела общаться с внучкой, словно ничего и не было. Шокированная поведением женщины Ира не знала, как себя вести. Та стала звонить и приглашать в гости.
Ира не стала отказываться. Теперь ее семья жила свободно, спокойно и независимо от других людей. Она решила дать Татьяне Николаевне очередной шанс.