Холи - один из самых ярких и веселых праздников в индуистском календаре. Его отмечают по всей Индии, в Непале и во всех диаспорах Южной Азии.
Дата Холи варьируется в соответствии с лунным календарем, но фестиваль часто проходит в феврале или марте. В 2024 году он отмечается 25 марта.
Люди собираются вместе, чтобы посыпать друг друга гулалом или цветными порошками в символическом праздновании весны, урожая, новой жизни и победы добра над злом. Как и во многих индуистских фестивалях, существует несколько повествований, объясняющих его символику, но именно визуальное великолепие этого фестиваля объясняет его привлекательность.
Один из самых возвышающих аспектов Холи - это то, как собираются вместе люди из всех слоев общества. Это выражение динамизма индуизма и силы товарищества.
Согласно одной из самых известных традиций Холи, участники празднования, одетые во все белое, выходят на улицу и бросают друг в друга разноцветными порошками, оставляя после себя калейдоскоп красок и радости. За этим следуют праздники с музыкой, танцами и угощениями.
Взрыв красок
Холи передает изобилие и мультисенсорный характер многих индуистских праздников. Цветные порошки обычно бывают красными, желтыми и зелеными, символизирующими цвета весны, но каждый из них также несет в себе более индивидуальное значение.
Цвета, которые можно увидеть во время Холи, символизируют разные вещи. Синий представляет цвет кожи Господа Кришны, в то время как зеленый символизирует весну и возрождение. Красный цвет символизирует брак или плодородие, в то время как красный и желтый цвета, которые обычно используются в ритуалах и церемониях, символизируют благоприятность.
Традиционно цветные порошки, используемые на праздниках Холи, были получены органическим путем из сухих цветов и трав. Сегодня они синтетические. Участники праздника бросают друг в друга горстями или размазывают их, или используют наполненные водой воздушные шары или водяные пистолеты.
Это захватывающее представление. Все собираются вместе и растворяются в магии толпы. Традиционные иерархии отменяются. Спонтанность и волнение берут верх. Люди говорят об “игре” Холи в цветных облаках-пудре.
Как древняя традиция с множеством региональных вариаций, Холи опирается на два преобладающих повествования. Первое - это вечная божественная любовь между Господом Кришной (воплощением индуистского божества Вишну) и богиней Радхой.
История №1 Божественная любовь
История Радхи и Кришны впервые встречается в Бхагавата-пуране, тексте, датируемом учеными где-то между пятым и десятым веками. Их история получила дальнейшее развитие в санскритской религиозной поэме “Гитаговинда”, автором которой является Джаядева, живший в 12 веке в Восточной Индии.
Кришна, очень популярное и любимое индуистское божество, рассматривается, в зависимости от того, какую текстовую традицию вы читаете, либо как аватара или воплощение божества Вишну, либо как само Верховное Существо. Согласно индуистской вере, Вишну сохраняет порядок в космосе, часто принимая земную форму, чтобы исправить что-то неправильное и вернуть мир на правильный путь, когда хаос угрожает поглотить его.
История жизни Кришны - захватывающая, полная приключений и трагедий. Когда Кришна рождается, его злой дядя, царь по имени Камса, приказывает убить всех детей мужского пола в королевстве, родившихся в ту ночь, подобно царю Ироду из Нового Завета. Это произошло из-за пророчества о том, что один из этих детей положит конец его правлению. Однако родителей Кришны предупреждают о надвигающемся бедствии, и ребенка похищают в безопасное место.
Следовательно, Кришна, рожденный в семье королевской крови, получил скромное воспитание, вырос среди пастухов и жриц любви, или гопи, в буколическом районе Вриндавана. Истории о подростковых годах Кришны, в частности, очень нравятся его преданным. Это было относительно беззаботное время в жизни Кришны, когда он устраивал всевозможные шалости с гопи и бродил по лесам Вриндавана, играя на своей флейте. Все гопи влюбились в Кришну, а он - в них, но ту, в которую он влюбился сильнее всего, звали Радха.
История любви Радхи и Кришны омрачена атмосферой трагедии. Эти двое не могут быть вместе, поскольку Радха уже замужем, а Кришне уготована великая судьба. Когда придет время, Кришна должен покинуть Вриндаван и свергнуть своего злого дядю, а также сыграть ключевую роль в борьбе между двумя группами враждующих братьев, Пандавами и кауравами.
Эта трагическая история дорога преданным не только из-за очень реальных человеческих чувств, которые она вызывает, но и из-за ее глубокого теологического значения в вайшнавской традиции – индуистской традиции, в которой эта история занимает наиболее видное место.
Кому-то любовь между Радхой и Кришной может показаться прелюбодеянием или скандалом, учитывая, что она замужем. Однако в центре внимания традиции находится не столько этот скандал, сколько глубокая, спонтанная, неподдельная любовь, которую он иллюстрирует. Любовь Радхи к Кришне настолько сильна, что готова пренебречь социальными условностями. Ради этой любви она готова рискнуть вызвать неодобрение своего сообщества. И, согласно вайшнавской теологии, именно такой должна быть любовь людей к Богу. Истинная любовь к Богу, называемая бхакти, или преданностью, должна характеризоваться дикой самоотдачей. Она должна быть спонтанной и свободной.
В вайшнавской теологии гопи представляют множество джив, или душ, обитающих во вселенной, в то время как Кришна - это Ишвара, Господь, Верховное Существо. Очень популярное и красивое художественное изображение отношений между Кришной и гопи называется “Рас Лила”. На нем изображены гопи, танцующие по кругу. Партнером каждой из них является Кришна. Он использовал свою божественную силу, чтобы преумножить себя, чтобы танцевать с каждой гопи по отдельности.
Когда Кришне, наконец, приходится покинуть Вриндаван, боль разлуки, которую испытывает Радха, почти невыносима. Когда она спрашивает Кришну, почему она должна испытывать такую боль, он отвечает ей, что она должна научиться видеть его во всех существах, ибо он обитает в сердцах всех. Чувство отделенности индивидуальной души от Бога столь же болезненно и считается особенно мощным проявлением бхакти. Но это разделение можно преодолеть, увидев Бога во всех существах и друг в друге.
История №2 Вера в истину
В другом рассказывается о попытке царя демонов Хираньякашипу заставить своих подданных поклоняться ему. Когда его сын Прахлад вместо этого продолжал поклоняться Господу Вишну, Хираньякашипу приказал своей сестре Холике убить Прахлада.
Холика, которая была неуязвима для огня, усадила мальчика к себе на колени, на костер. Однако зрители были поражены, увидев, что преданность Прахлада Господу Вишну спасла его, в то время как Холика сгорела заживо.
Игра с цветом, которая теперь является синонимом Холи, на самом деле является частью более широкой серии ритуалов. Первая ночь фестиваля, известная как Холика Дахан, включает в себя разжигание костров и бросание еды, такой как зерно. Как инсценировка смерти мифической демоницы Холики, этот ритуал знаменует конец зимы и низвержение зла.
На следующий день, Рангвали Холи, люди выходят на улицы. В заключительной части этого фестиваля, вечером, после смывания красок и надевания чистой одежды, люди собираются с семьей и друзьями, чтобы отведать традиционные блюда.
Если Вам понравилась статья, то прошу подписаться на мой канал.