Найти в Дзене

"Выходные со сказкой": "Город мастеров"

В детстве я любила "Город мастеров" за увлекательный сюжет, а потом оценила многочисленные отсылки этого фильма к другим произведениям. Он никогда не казался мне детским. Здесь затронута вполне серьёзная тема - противостояние феодалов и вольных средневековых городов. Злодей, горбатый герцог де Маликорн, похож на Ричарда III - самого страшного из всех шекспировских злодеев. "Нет жалости во мне, а значит, я не зверь" - так говорил Ричард III, так мог бы сказать и де Маликорн. Кстати, вы обратили внимание, как похожи одеяния герцога и его свиты на белые плащи рыцарей Тевтонского ордена? Мне здесь видится отсылка и к "Александру Невскому", и к "Крестоносцам" Александра Форда. Герцогу де Маликорну и его свите противостоят жители захваченного ими Города мастеров. Тут ключевую роль играет метельщик Караколь. У него тоже есть горб, но этого персонажа так снимают, что физический недостаток почти не виден. Караколь становится связным между горожанами, которые готовятся дать отпор, и ушедшими в

В детстве я любила "Город мастеров" за увлекательный сюжет, а потом оценила многочисленные отсылки этого фильма к другим произведениям. Он никогда не казался мне детским. Здесь затронута вполне серьёзная тема - противостояние феодалов и вольных средневековых городов. Злодей, горбатый герцог де Маликорн, похож на Ричарда III - самого страшного из всех шекспировских злодеев. "Нет жалости во мне, а значит, я не зверь" - так говорил Ричард III, так мог бы сказать и де Маликорн.

Герцог де Маликорн, в отличие от многих советских сказочных злодеев, не безобразен и не карикатурен. Источник: kino-teatr.ru
Герцог де Маликорн, в отличие от многих советских сказочных злодеев, не безобразен и не карикатурен. Источник: kino-teatr.ru

Кстати, вы обратили внимание, как похожи одеяния герцога и его свиты на белые плащи рыцарей Тевтонского ордена? Мне здесь видится отсылка и к "Александру Невскому", и к "Крестоносцам" Александра Форда.

Герцогу де Маликорну и его свите противостоят жители захваченного ими Города мастеров. Тут ключевую роль играет метельщик Караколь. У него тоже есть горб, но этого персонажа так снимают, что физический недостаток почти не виден. Караколь становится связным между горожанами, которые готовятся дать отпор, и ушедшими в лес "партизанами". Мне здесь видится робингудовский мотив. В дружине у Робина были разные люди, кто-то из них вполне мог оказаться горожанином, бежавшим от гнёта феодалов.

Караколь и его сбежавший в лес товарищ. Источник: kino-teatr.ru
Караколь и его сбежавший в лес товарищ. Источник: kino-teatr.ru

Другая моя ассоциация с "Городом мастеров" - "Сказка о трёх мастерах" из повести Льва Кассиля "Дорогие мои мальчишки". Там очень похожий сюжет. Есть страна (город) весёлых тружеников, её (его) захватывают злые силы под предводительством злого короля (герцога). Он влюблён в местную красавицу, она же отдала своё сердце главному положительному герою. В конце добро побеждает, а злодеи получают по заслугам. Правда, легенда у Кассиля существует не сама по себе - её придумали школьники из небольшого городка, которые вместе со взрослыми борются с фашистскими захватчиками.

Но вернёмся к фильму. Мне очень нравится, как средневековая готика сочетается в кадре с геометрией, которую любили в 1960-е годы. Очень хорошо, что съёмки велись в настоящем городе - искусственные декорации убили бы всю атмосферу.

Средневековый антураж и чёткие геометрические формы. Источник: kino-teatr.ru
Средневековый антураж и чёткие геометрические формы. Источник: kino-teatr.ru

Хороши и актёры. Лев Лемке в роли герцога де Маликорна то страшен, то чуть забавен. Синий грим на лице усиливает эффект. Георгий Лапето после "Города мастеров" не сыграл ни одной крупной роли, но это не так плохо. Лучше одна роль, но стоящая, чем сотня проходных. Да и Вероника, пожалуй, лучший персонаж, сыгранный Марианной Вертинской.

Десять лет спустя после выхода "Города мастеров" появился его "ремейк" - сказка "Пока бьют часы". И вот она, на мой взгляд, оказалась провальной, несмотря на отдельные удачные моменты. Но об этом фильме поговорим в другой раз.