Ребенок лошади - жеребенок. Когда же он взрослеет?
Новорожденный жеребенок - почти готовая лошадка. Уже в первые сутки он уверенно стоит на ножках и готов следовать за матерью. Мой опыт выращивания жеребят от рождения - всего 3 лошадиных ребенка. Первые два из них росли в деревенских условиях и я вообще не заморачивалась что и как надо делать для их воспитания и обучения.
Жеребята "мотались" за матерью в леваде (огороженное пространство для выгула), на пастбище и во время работы, как на манеже, как и в смене. Уже месячные жеребята вполне успешно следовали за матерью, не отставая и не теряясь. Вопросов как воспитывать и обучать жеребят даже не вставало. На конюшне всегда было много "девочек", балующих и "облизывающих" маленьких лошадок. Жеребята были прекрасно социализированы, любили людей и детей и уже к 7 месячному возрасту становились вполне самостоятельными. Примерно к 5 месячному возрасту жеребята учатся питаться самостоятельно. Однако, мамино молоко остается любимым лакомством. Если не отнимать жеребенка от матери, он может "прикладываться" к вымени и до полуторалетнего возраста. Мама сама решит, когда начать прогонять его.
Однако, у меня не было цели оставлять жеребят, поэтому они были проданы в возрасте 7 месяцев и покинули мою конюшню. Дальнейшая их судьбы мне неизвестна. Были лихие 90-е СССР и жеребята были последним, что меня заботило. Надо было выживать.
Третий жеребенок был рожден в манеже, точнее на конюшне в Сокольниках. Вообще, в больших конных комплексах наличие жеребят не приветствуется, потому что наличие лошадиного ребенка сильно заводит других лошадей. Жеребцы перевозбуждаются, кобылы начинают загуливать. Почему-то таких проблем в "деревенских" конюшнях у меня не было. Однако, спортивные лошади - отдельная песня. В манеже от меня, как владельца "беспокоящего фактора" поспешили избавиться, и я была вынуждена съехать на частную конюшню, когда жеребенку было 4 месяца. Лира, маленькая кобылка, оставалась с матерью почти до года, потом заняла место в соседнем деннике, спокойно живя без матери, но радостно встречала ее в леваде.
Жеребенок в манеже не мог работать с матерью, поэтому уже в 2 месячном возрасте ее оставляли в деннике, когда мама работала. Вначале это было мучительно - малютка кричала, звала и металась. С ней приходилось оставаться человеку. Постепенно она привыкла. Но, конечно же, предпочитала прогулки на природе с мамой, чем стоять и ждать ее из манежа. Однако, в Сокольниках выходить в парк было небезопасно - вокруг было очень много собак, не знающих что такое лошадь. Они могли покусать жеребенка. Но, лошаденок-малыш должен двигаться. Пары часов в леваде было категорически недостаточно для правильного развития лошадки. Было принято решение приучать жеребенка к работе на корде.
Вокруг собрался тренерский консилиум во главе с ветераном конного спорта и руководителем Федерации конного спорта СССР Свищевой Еленой Николаевной (могу ошибиться в отчестве, прости и поправьте, если что...). Спецы разделились на два фронта - примерно 70% тренеров считали, что жеребенок до 8-10 месяцев не должен подвергаться дрессуре и персональным тренировкам. Их мнение - жеребенок должен расти на воле, рядом с мамой. Аргументы о ограниченности конюшенного содержания категорически отвергались. 30% мастеров, в основном мужского пола поддержали мое решение о тренинге малютки, ссылаясь на немецкий опыт о опыт работы с цирковыми лошадьми.
Свищева хлопнула дверью, пообещав мне лишение звания и запрет тренерской работы. А мы начали заниматься с Лирой. Уже к 4 месяцам жеребенок работал на корде, знал уздечку и трензель и был накачан и развит не по возрасту. Работали с малюткой вдвоем, применяя ласку и лакомства. Главной сложностью было преодолеть рефлексы лошадки вернуться к матери. Позже мои лошади перебрались в загородную конюшню, где работа с Лирой была не нужна, однако опыт манежа был полезен. Жеребенок стал очень социален и считал себя немного человеком.
Дарчика - нашего арабского жеребенка Ирина приобрела в возрасте 1.5 лет, начальный этап социализации он получил в конезаводе и у первого владельца. Хочется сказать спасибо. Хотя жеребчик вырос некрупным и немного "затянутым", он знает основы молодой лошади: недоуздок, хождение рядом с человеком, чистку, привязь.
Лошадь развивается достаточно долго. При этом наиболее долго формируются кости конечностей и позвонки. Поэтому серьезные школы верховой езды не рекомендуют раннюю заездку лошади под седло.
До возраста 3 лет лошадь считается жеребенком. Европейские берейторы рекомендую заезжать лошадь под седло с 3 лет и делать все постепенно и не торопясь. В концу 90-х я с подругой заключили контракт с немецким клубом и мы поехали не лето на заработки в Дрезден. Выдали нам по 5 голов 3 летних жеребят и задачу заездить их в течении трех месяцев. В то время немцы работали коня более месяца на корде, постепенно обвешивая вспомогательными "веревочками", ставя ему затылок и ход "в руках", приучая к седлу, и только потом к весу всадника. Русская школа практически отрицала искусственное "скручивание" молодого коня, работая первично на простой уздечке без дополнительных приспособлений, постепенно изучая ход и движения и уравновешивая их в руках и под седлом.Наши жеребята были "готовы" через месяц. Немцы, принимая работу цокали языками и хвалили русскую школу верховой езды и загадочную русскую душу.
Конечно, срок заездки лошади сильно зависит от породы, кондиции, правильности выращивания. Разные авторы, как и в прошлом веке имеют свое авторитетное мнение. Некоторые столько категоричны что не советуют седлать коня до 4 лет. Для меня это полный бред - лошади некоторых пород в этом возрасте уже неуправляемы и заездка будет проходить через "ломку" характера, что крайне нежелательно. Я, наверное, сейчас бы уже не взялась за такую задачу, хотя в молодости совершала подобные подвиги.
Скаковых лошадей заезжают в 1.5-2 года, в этом же возрасте начинают работать с рысаками в качалках. Но, вы знаете что вес жокея ограничен, чтобы не перегружать молодую лошадь, а в упряжке-качалке спина коня не перегружается.
В СССР меня учили контролировать рост пясти лошади. Когда она заканчивает рост, тогда и наступает время заездки под седло.
В таблице приведены средние промеры арабских лошадей по основным конезаводам.
В 4-5 лет лошадь считается взрослой и сформированной. В дальнейшем будет развиваться мышечная масса.
Жеребчики и кобылки развиваются чуть по разному. Женское телосложение - более длинная спина и широкий круп. Жеребцы имеют более тяжелые плечи и развитую шею. У меринов (кастратов) развитие более равномерное, поэтому кастрация очень хорошее решение для спортивной и прогулочной лошади.
Кстати, появление семенников у жеребчиков - дело щекотливое. Теоретически они должны выходить до года, но у большинства жеребчиков задерживаются до 2-3 лет. Иногда появляется только одно яичко, а чуть позже второе. Крипторхизм и монорхизм (отсутствие 1-2 семенников) или их задержка с брюшной полости у лошадей частое явление. Увы, недобросовестные селекционеры используют для случки и крипторхов. У заводчиков кошек и собак существует политика выведения из селекции таких животных, владельцы жеребцов не столь щепетильны.
Светлана Пономарева (Смирнова), берейтор Дарчика