Найти тему
granate.young

Шопоголизм - болезнь или хобби?

Дизайн - Мария Синкевич, текст - Лика из granate.young
Дизайн - Мария Синкевич, текст - Лика из granate.young

Бессмысленные и частые покупки в интернете давно стали нашей реальностью, поэтому СМИ всё чаще говорят о феномене шопоголизма, а психиатры бьют тревогу и призывают признать зависимость от покупок отдельной болезнью. В 2019 году журнал Comprehensive Psychiatry опубликовал статью немецких исследователей, согласно которой 5% населения страдают от шопоголизма. При этом очень часто мы называем «шопоголиками» и тех, кто просто покупает вещи в качестве хобби. Так где же эта грань между заказом безделушек с Wildberries и серьёзной манией?

Если говорить медицинскими терминами, то шопоголики страдают от «ониомании» ― непреодолимого желания совершать покупки. Сейчас зависимость считается психическим заболеванием, но при этом в МКБ (Международной классификации болезней) классифицируется как неуточненное расстройство привычек и влечений. То есть в отдельную категорию, как, например, пироманию, его не выделяют.

Шопоголизм бывает довольно сложно отличить от обычного желания походить по магазинам. Кто из нас не покупал по 10 книг, которые потом два года не пылились на полке? Но в случае ониомании любовь к шоппингу принимает патологическую и опасную форму. Речь идёт не о стикере для поднятия настроения, а ежедневных или неподъемных тратах на бессмысленные и ненужные вещи. Хобби превращается в болезнь тогда, когда покупки становятся смыслом жизни. Обычно это комплекс симптомов, в который входят:

  • покупки, сильно выходящие за пределы бюджета;
  • желание купить что-то в любых стрессовых ситуациях;
  • отказ от бытовых дел в пользу шоппинга;
  • разговоры исключительно о покупках;
  • регулярные заказы в онлайн-магазинах;
  • чувство стыда после покупки и так далее.

Стоит заметить, что не всегда шопоголики ведут себя одинаково, поэтому коситься на каждого друга, практически живущего в торговом центре, не стоит. Психологи выделяют разные классификации ониоманов. В 2000 году составили список из пяти типов, который часто используют и сегодня:

  1. Скупающий картинки ― такие шопоголики любят покупать вещи с большим количеством логотипов. Имидж ― всё, деньги ― ничего. Правда, такая логика зачастую приводит к тратам, сильно выходящим за рамки бюджета;
  2. Охотники за выгодой ― эти ониоманы успешно маскируются под «прошаренных». Они часто торгуются, ищут скидки и выгодные предложения, следят за акциями. Отличие от обычного человека в том, что часто они на самом деле могут себе позволить эту покупку, но совершение «выгодной» сделки даёт им чувство контроля и эйфории;
  3. Компульсивный шопоголик ― они часто стараются справиться с помощью покупок с негативными эмоциями, депрессией, тревогой и одиночеством;
  4. Созависимый шопоголик ― такие покупают вещи не для себя, а для других, чтобы заслужить их любовь и доверие;
  5. Булимический шопоголик ― эти ониоманы совершают импульсивные покупки, за что потом чувствуют вину и возвращают вещи в магазин.
    Немецкие врачи в 2019 году выступили за то, чтобы признать ониоманию отдельным расстройством, потому что она может серьёзно испортить качество жизни.

Шопоголизм часто идёт рука об руку с другими психическими расстройствами и тревожностью, а лишение возможности что-то приобрести превращается в самый главный страх. Если желанию шопоголика совершить покупку что-то препятствует, он становится агрессивным и не может сконцентрировать внимание на других задачах. Ониомания может повлиять и на физическое здоровье: могут появиться проблемы со сном, потеря аппетита и головные боли. Немецкие исследователи считают, что создание специальной категории в МКБ позволит врачам изучить болезнь подробнее.