В столице Татарстана в два раза увеличилось количество ДТП с участием мотоциклистов. Всё из-за слишком безрассудного отношения владельцев мотосредств и нарушения ПДД со стороны автолюбителей.
В 2023 году в Казани произошло 63 ДТП с участием мототранспорта, что в два раза больше, чем в 2022-м. Тогда было зафиксировано 29 аварий, в которых пострадал 31 человек. В прошлом году ситуация обстояла куда острее: четыре человека погибли и 69 получили травмы.
– Эти вопросы с каждым годом становится всё актуальнее. Об этом свидетельствует статистика аварийности, – отмечает Эльнар Садриев, начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по Казани.
Главная причина – халатное отношение к вождению со стороны как мотоводителей, так и автовладельцев. Все они нарушают правила ПДД. Садриев отметил, что на увеличение количества ДТП повлиял и продолжительный мотосезон, который стартовал в апреле и закончился только в октябре.
Самая распространенная ошибка со стороны мотоциклистов – превышение скорости. Садриев напомнил пример, произошедший в июле прошлого года, когда столкнулись мотоцикл и автомобиль. После удара мотосредство врезалось в знак, из-за чего его владелец скончался на месте. По словам автовладельца, выехал мотолюбитель очень неожиданно, поэтому его и не заметили.
– Мотоциклисты должны быть особенно внимательными. При движении необходимо быстро предугадывать ситуацию и оперативно на неё реагировать, – напомнил Садриев. – Не забываем и о ПДД, и настоятельно рекомендую мотоциклистам правильно применять экстренное торможение, потому что на мотоцикле делать это непросто.
Водителей же просят быть внимательнее, поскольку зачастую они «забывают» о более «легких» и незаметных участниках движения на дороге и не смотрят в зеркала или не включают поворотники. Особенно часто столкновения происходят в момент перестроения, поворота налево или разворота автомобиля.
– Призываю мотоциклистов не ограничиваться только мотошлемами, и экипироваться в соответствии с правилами: защита рук (перчатки), ног (наколенники). Но они должны быть цветными, – отметил спикер.
Повышенный спрос и неугомонные подростки
Количество административных нарушений также выросло. К ответственности привлекли более 2000 человек. 1644 «попались» из-за превышения скорости.
Растёт статистика ДТП и из-за повышенного интереса к мотоциклам. К примеру, в 2023 году в Татарстане было зарегистрировано всего более 14 тысяч мотосредств. Интересно, что спрос на них вырос на восемь процентов, тогда как на машины всего на 2,4%. Рост начался ещё в 2019 году, однако «пик» зафиксировали лишь в прошлом. Тогда мотосредств стало больше на 936 штук.
Это связано в первую очередь с ценами на автомобили и мотоциклы. Так или иначе приобрести второе куда выгоднее. К тому же для многих это способ получения адреналина.
– Люди должны понимать, что это не игрушка, – отметил начальник ГИБДД по Казани.
Особенно любят такой способ передвижения подростки. Чаще всего они покупают питбайки и внедорожные мотоциклы. По словам Садриева, молодые люди выбирают их из-за невысокой стоимости. Они зарабатывают на них сами либо просят в качестве подарка у родителей. Однако спокойными поездками молодые люди не ограничиваются и в состоянии радости из-за новой «игрушки» выезжают на дорогу, где всё может закончиться трагедией. Садриев привел в пример случай, произошедший в октябре на улице Бигичева. Тогда 15-летний подросток на питбайке врезался в авто. Мальчика увезли в больницу с сотрясением мозга и переломом ноги. Досталось и родителям: им пришлось выплачивать штраф в 30 тысяч рублей.
Особенно эта проблема актуальна для посёлков или ЖК, находящихся неподалёку от Казани. Самые проблемные – Куюки и ЖК «Салават Купере».
Самые аккуратные мотоциклисты – женщины
Уже 15 лет в Казани на улицах города можно увидеть прекрасных мотоциклисток, которые раздают владельцам авто памятки в честь акции «Внимание, мотоциклист!». Это участницы женского мотосообщества WindRose mcc in Kazan, которое было организовано в 2008 году. Всего в «компании» 12 девушек, которых отбирают с особым усердием. Просто так попасть в сообщество нельзя: к дамам присматриваются.
– Нам важно качество, а не количество, – отметила Елена Желтухина, участница мотосообщества.
Каждый год девушки выпускают календари с фото мотоциклисток и на вырученные деньги проводят акции. Основная их цель – снизить негатив между автомобилистами и мотоциклистами и научить всех аккуратному вождению. К слову, из 63 ДТП – лишь в одном случае за рулем мотоцикла находилась девушка.
Раньше учили внимательности только автомобилистов. Девушки стояли на перекрестках города и передавали памятки с сообщением быть более внимательными. В этом году формат немного поменяли и акцию разделили на два этапа. Учат ПДД не только водителей авто, но и мотоциклов. Так, 13 апреля в экстрим-парке «Урам» пройдёт ликбез для мотоциклистов, где им в очередной раз напомнят, что ответственность за жизнь лежит в первую очередь на владельце мотосредства.
– Каждый мотоциклист, когда покупает мотоцикл, думает, что ему все должны. Потом проходит время, в которое он уже успел попадать, подрезаться в зеркала и мнение меняется. Теперь, когда я выезжаю на дороги, я думаю, что я всем должна. Я ответственна за всех участников движения. Я должна сама сделать так, чтобы они меня увидели, – рассказала Желтухина.
По словам другой участницы сообщества Наргиз Шариповой, в рамках ликбеза научат оказывать первую помощь, а сотрудники ГИБДД озвучат статистику, что должно заставить мотоциклистов в очередной раз задуматься.
Через неделю после ликбеза девушки обратятся к автовладельцам. Акция пройдет с 22 по 28 апреля.
– Мы будем размещать билборды и электронные табло. Даже если один из сотни автомобилистов посмотрит на них и вспомнит о необходимости смотреть в зеркала или избежать резкого маневра – это может сохранить жизнь, – отметила Шарипова.
Помогают в организации акций и автошколы, которые, по словам Садриева, тоже должны учить особой внимательности на дорогах будущих мотоциклистов. К слову, пока до мотосезона далеко. Он должен стартовать только в мае, однако готовиться к нему Садриев советует уже сейчас.
Автор материала: Алина Камалютдинова