Уже расхваленный критиками, мини-сериал «Сёгун» (Shōgun) стартовал в конце февраля, и выход серий ещё продолжается. Его в один голос сравнивают с «Игрой престолов», но я сравнивать не буду, потому что такие сравнения стали просто раздражающим клише, а «Престолы» — конечно, гораздо больше, чем про одни только «престолы», про интриги вокруг борьбы за власть. «Сёгун», хочется надеяться, тоже не только про это, и основания для такой надежды вроде бы есть. Это не римейк известного сериала 1980 года с Ричардом Чемберленом (очень популярного в конце 1990-х в России, кто помнит) в том смысле, что решён принципиально иначе. В первую очередь, с точки зрения оптики. Но в основе всё тот же роман Джеймса Клавелла (1975). Спустя 44 года западный мир созрел для того, чтобы, подобно самому герою «Сёгуна», попытаться смирить гордыню и взглянуть на эту историю по-новому, отказавшись от европоцентризма, колониализма и экзотизации. В фильме 1980 года всё равно в центре сюжета был герой Чемберлена, английс