В 2024г. исполняется ровно 200 лет со дня публикации бессмертной комедии "Горе от ума", в феврале исполнилось 195 лет со дня гибели, а в январе 2025 года исполнится 230 лет со дня рождения великого русского писателя, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова .
Писатель А.С. Грибоедов известен в основном как автор социальной драмы начала XIX века “Горе от ума». Это совершенно неожиданное, нехарактерное произведение того времени - очень тонкое, глубокое и драматическое. Однако в начале XIX века светская публика увлекалась лёгкими водевилями во французском стиле, французской поэзией, романистикой. Французские писатели того времени самые популярные и читаемые. Казалось, французский дух свободы, романтика революции входит в патриархальный уклад России. Франсуа Шатобриан, представитель романтизма, любимый писатель того времени в России. А.С. Пушкин обожал его романы и считал своим учителем.
Но в лёгкой романтической французской литературе уже тогда стали появляться темы социальной ответственности человека, поиск и выбор пути дальнейшего развития общества. Писатель романтик Франсуа-Рене де Шатобриан передаёт чувства своих героев через описание явлений природы и именно Шатобриан первый высказал глубокое наблюдение за результатом деятельности человека и ответственности его перед современным обществом и будущими поколениями: «Перед человеком безбрежное море лесов, за человеком бескрайняя пустыня». Это не столько наблюдение за многовековой политикой Франции, начатой французским королём Карлом Великим в VIII веке, по уничтожению лесов во Франции, сколько философское осмысление социального результата строительства европейского общества конца XVIII века, особенно послереволюционной Франции.
Ответственность человека, роль личности в обществе постепенно занимают своё место и в русской литературе. Первым вольнодумцем стал А.Н. Радищев со своими наблюдениями о жизни России в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» 1790г. В.И. Ленин называл его «первым русским революционером», А.И. Герцен «первым сеятелем, первым борцом». Идеи и мысли Радищева оказали влияние на литературу XIX века. А.С. Пушкин в своём стихотворении «Памятник» в первоначальном варианте вместо фразы «…что в свой жестокий век восславил я свободу», писал «…вослед Радищеву восславил я свободу…». Остро социально высказывался А.С. Пушкин в стихотворениях «Деревня», «Ты и я (Александру I)» и других. Не обошло влияние Радищева и творчество А.С. Грибоедова. Свою знаменитую драму в стихах, которую традиционно называют комедией, Грибоедов писал почти 10 лет. Это было то сокровенное произведение, в котором А.С. Грибоедов, со всем сарказмом и глубиной чувств выразил своё отношение к жизни российского общества начала XIX века. Фактически А.С. Грибоедов впервые вывел современный образ «героя того времени», осознание которого и потребность в котором остро назрела в обществе. «Горе от ума» была завершена в 1824 г. (авторизированный окончательный вариант передан издателю в 1828 году), а уже в 1825г. свободолюбивые настроения в обществе, потребность в переменах вылились в декабрьское восстание представителей высшего российского общества.
А.С. Грибоедов не участвовал в этом восстании и не от того, что идеи декабристов ему не были близки, его не было в то время в Санкт-Петербурге, он был на Кавказе. Но все же в январе 1826 г. был арестован в крепости Грозная по подозрению в участии в тайном обществе. Однако, не смотря на показания своих друзей К.Ф. Рылеева, С.П. Трубецкого, Е.П. Оболенского и других декабристов, своё участие в тайном обществе не признал и был отпущен из-под стражи 2 июня 1826г., после почти 5 месяцев ареста. А.С. Грибоедов не был осуждён, как декабрист, но его взгляды, его поступки, его жизнь подтвердили, что он всецело разделял идеи декабристов о переустройстве российского общества.
Лицо эпохи часто и справедливо связывают с конкретным человеком. Это может быть архитектор, художник такой, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, или государственный деятель, как Пётр I, но нравственную сторону эпохи связывают с писателями и поэтами, отражающими настроение своего времени в своих произведениях. Говорят об эпохе Шекспира в Англии, Германию связывают с Гёте и Шиллером, Россию с Пушкиным. Но всё же точнее настроения российского общества начала XIX века отражены в произведениях А.С. Грибоедова. Читая А.С. Грибоедова, мы понимаем его юмор, понимаем проблемы того времени, потому что это нам близко и потому, что А.С. Грибоедов был неотъемлемой частью общества того времени.
- Александр Сергеевич Грибоедов родился в конце XVIII века 4(15) января 1795 года в русской дворянской семье. С детства А.С. Грибоедов проявлял неординарные способности, свойством его характера было то, что он сам называл «ненасытностью души», «пламенной страстью к новым познаниям, к новым вымыслам, к перемене места и занятий, к людям и делам необыкновенным» [1, С.226]. В четырнадцать лет он окончил словесное отделение Московского университета и получил степень кандидата словесных наук, этой степенью отличались тогда лучшие выпускники. Сразу же поступил на юридическое отделение и через два года получил степень кандидата права. Но и на этот раз он не удовлетворил свои потребности в знаниях и поступил на отделение математики и естественных наук. А.С. Грибоедов увлечённо занимался изучением истории, причём изучал языки и в подлиннике читал древние рукописи. Он знал девять языков: древнегреческий, латынь, французский, английский, немецкий, итальянский, персидский, арабский, турецкий. Помимо этого, А.С. Грибоедов играл на арфе, был прекрасным пианистом, композитором. Его бессмертный вальс – вальс Грибоедова, на слуху у многих наших современников, является одним из лучших музыкальных произведений того времени.
Такая разносторонность А.С. Грибоедова не могла не отразиться на его мировоззрении, а затем и на глубине анализа общества и нравов того времени, на его самооценке – он всегда был недоволен собой. А.С. Грибоедов долго не мог определиться, какая же из его многочисленных специальностей главная. Но по прошествии двух веков мы знаем и понимаем, что призвание А.С. Грибоедова было не в военном деле, не в дипломатии, не в науке и музыке, его призванием была литература, поэзия, драматургия. «Поэзия!!! Люблю её без памяти, страстно» [1, С.267],- признавался А.С. Грибоедов.
Литературным творчеством А.С. Грибоедов стал увлекаться ещё в университете, но тогда он не придавал серьёзного значения своим творениям и часто не сохранял их.
В 1812 году, после вторжения Наполеона в Россию, А.С. Грибоедов оставил университет и счёл своим долгом поступить в армию и встать на защиту отечества. Участия в боевых действиях он не успел принять и служил на территории нынешней Беларуси, недалеко от родовых мест своих предков поляков Гржибовских. После окончания войны А.С. Грибоедов взял сначала отпуск, а затем в 1815г. вышел в отставку и приехал в Санкт-Петербург, где вступил в драматический кружок и стал писать для театра. Это были заказные сцены в пьесах, в таких, как, написанная в 1817г. совместно с А.А. Жандром, «Притворная неверность», или написанная совместно с А.А. Шаховским и Н.И. Хмельницким «Своя семья, или замужняя невеста». В стиле водевильного театра были написаны А.С. Грибоедовым в 1817 г. пьесы «Студент» и «Молодые супруги».
Все эти произведения никак не выражали мировоззрения А.С. Грибоедова и писались для развлечения великосветской и чиновной публики, заполнявшей театр. По характеристике А.С. Пушкина, это были люди, «носящие на лице своем однообразную печать скуки, спеси и глупости, неразлучных с образом их занятий …нахмуренные в комедиях, зевающие в трагедиях, дремлющие в операх, внимательные, может быть в одних только балетах…» [2]. Эта публика, равнодушная к проблемам времени, требовала только развлечений по типу французской театральной моды. А.С. Грибоедов позже в «Горе от ума», устами Репетилова высмеивал такие произведения и технологии их изготовления:
Вот люди, есть ли им подобные? Навряд
Ну, между ними я конечно зауряд,
Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!
Однако ж я, когда умишком понатужась,
Засяду, часу не сижу,
И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу,
Другие у меня мысль эту же подцепят,
И вшестером глядь водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают.
Но опыт писания таких водевилей, сценических диалогов, организации сценического действия послужил А.С. Грибоедову в написании основной его пьесы «Горе от ума», которую он начал в 1816 году. Однако в обыденной жизни в это время А.С. Грибоедов был таким же, как и всё его окружение: посещал светские гостиные, пирушки, вечера. Посещал театры, смотрел а-ля французские водевили, влюблялся, хулиганил, участвовал в дуэлях. Сам А.С. Грибоедов как бы нарочно поддерживал о себе мнение человека светского традиционного образа жизни: «… Я молод, музыкален, влюбчив и охотно говорю вздор…» признавался он в письме своему другу С.Н. Бегичеву [1, С.184], с которым служил в Кавалергардском полку. В то же время служба в армии и война 1812 года изменили мировоззрение А.С. Грибоедова, как и многих людей и заставили их по-другому взглянуть на народ, на своё положение в обществе. Так после войны, в преддверии обещанной в 1815 году Александром I Конституции общество разделилось на тех, кто стоял за старые порядки и тех, кто хотел перемен. И те, и другие были из одной общественной группы. Декабрист И.Д. Якушкин, который по Пушкину «…обнажал цареубийственный кинжал…», писал о разговоре со своим дядей: «…Имея полное убеждение, что крепостное состояние мерзость, я был проникнут чувством прямой моей обязанности освободить людей, от меня зависящих. Моё предложение дядя выслушал даже без удивления, но с каким-то скорбным чувством; он был уверен, что я сошёл с ума» [3]. А.С. Грибоедов был единомышленником И.Д. Якушкина, он писал про себя: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово «раб».
Свободолюбие А.С. Грибоедова, образованность, склонность к глубокому анализу явлений, и одновременно не принятие нравов своего общества неожиданно для всех выразились в драме «Горе от ума».
Официальное отношение того времени к этому произведению – неприятие и запрет. Не официальное – полный восторг. Публика давно ждала такого слова. Драма мгновенно разлетелась по всей России в тысячах списках. А.С. Грибоедова принимали и он читал «Горе от ума» с удовольствием. Чацкий безусловно ассоциировался с А.С. Грибоедовым. Другие персонажи «Горе от ума» были всем знакомы, каждый мог назвать своего прототипа Фамусова, Молчалина, Софьи, Скалозуба, Репетилова. «Горе от ума» с одной стороны открытая понятная книга, с другой стороны она является произведением «непревзойдённым, единственным, не разгаданным до конца…», писал Александр Блок [4]. А.С. Грибоедов практически так и не увидел своего произведения ни на сцене, ни напечатанным. Единственная любительская постановка, на которой присутствовал А.С. Грибоедов, это постановка офицерским театром в г. Эривань в 1827г.
В 1828г. А.С. Грибоедов уезжает послом с российской миссией в Персию. По дороге останавливается в Тифлисе, где 22 августа 1828г. венчается с 15 летней дочерью своего друга Ниной Чавчавадзе.
Но семейная жизнь А.С. Грибоедова продолжалась менее 4-х месяцев. В декабре 1828г. А.С. Грибоедов уезжает в Тегеран, где погибает в бою 30 января 1829г. в возрасте 34 лет при защите русской миссии от толпы фанатиков.
Родившийся преждевременно ребёнок А.С. Грибоедова прожил один день. Нина Александровна Грибоедова (Чавчавадзе) так и не вышла больше замуж, сохранив верность своему мужу до самой смерти в 1856г. Яков Полонский в своём стихотворении, посвящённом Н.А. Грибоедовой написал о ней [5]:
Там, в темном гроте — мавзолей,
И, — скромный дар вдовы,
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись, и чтоб вам она
Напомнила сама
Два горя: — горе от любви
И горе от ума».
После «Горе от ума» А.С. Грибоедова тему «героя нашего времени» продолжил М.Ю. Лермонтов, в 1838-1840 году вышел его роман с прямым названием «Герой нашего времени». Но у М.Ю. Лермонтова «герой» - это только характерный образ современника, Лермонтов ему симпатизирует, но даёт понять, что Печорин противоречив и не однозначен, как, впрочем, и сам великий писатель.
Поиски «героя» продолжились в произведениях И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», в романах И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и других.
В XX веке поиски уже своих героев продолжались в романах советских писателей. Советское государство и общество выдвинули героев, на которых надо и можно было равняться. Это были просто порядочные люди, честные труженики, герои войны.
Новая социальная формация, появившаяся на территории СССР после его распада, снова потребовала своих героев, героев для подражания. Новая философия капиталистической России - «наживайтесь, как можете, берите суверенитета сколько сможете» выдвинула своих героев. Теперь это не труженик, не покоритель космоса, не герой-защитник Родины, теперь это часто люди, которым А.С. Грибоедов и М.Ю. Лермонтов не подали бы руки.
Заключительная часть. Но поиск героя продолжается и сегодня, драма А.С. Грибоедова, как никогда актуальна в наше время спустя более 200 лет. В XXI веке те же самые нравственные, социальные проблемы общества, требуют осмысления, обсуждения и создания новой идеологической, нравственной, социальной модели общества, которой так и не появилось после возвращения России в капиталистическую систему экономических отношений. И сейчас в обществе не исчезли и остались те же: молчалинское приспособленчество, фамусовская спесь, двуличие, предательство, слухи, сплетни, травля неугодного. Природа человеческая не меняется, потребность в героях своего времени остаётся актуальной и сегодня.
Некие «герои» нынешнего российского общества всё же периодически появляются. В 90-х годах, в самый тяжёлый переходный период от социализма к капитализму, в период слома всех нравственных ориентиров, «героями» становятся предприниматели, успешные богатые люди. И не важно каким путём было получено богатство и успех – через воровство, грабёж государства легальными приватизационными методами, с помощью рэкета, проституции или предательства страны и её интересов высшими государственными чиновниками и военными, главное обогатиться. «Героями» становятся так называемые «звёзды» полупорнографического сериала «Дом-2», «звёзды» с Рублёвки, светская тусовка эпатирующих личностей с сомнительной репутацией.
«Герои-звёзды» современной России теперь уже дети и родственники высокопоставленных чиновников и бизнесменов, которым можно при наличии денег и связей избираться в президенты страны, занимать первые государственные посты, не имея ни опыта, ни образования, ни способностей. Им же позволяется гонять на дорогих машинах без правил и ответственности по улицам городов, бравируя этим, попутно убивая граждан на остановках, если не справился с управлением.
Расслоение российского общества на бедных и богатых, крайняя социальная несправедливость во всех сферах жизни без исключения опять требует своего героя, способного разрубить «гордиев узел» социальной напряженности, дать ориентиры и обществу, и людям для дальнейшего справедливого развития страны, покончить с коррупцией, кумовством, семейственностью, воровством, беспринципностью политиков.
Проблемы общества со времён А.С. Грибоедова не только не исчезли, они ещё усугубились. То, что раньше затрагивало честь и было основанием для смертельной дуэли, сейчас просто информационный повод и тема телевизионного шоу. То, что раньше было позором, сейчас обычное явление, которого никто не стесняется и не скрывает. Вместо лёгких водевилей на сцене во времена А.С. Грибоедова теперь не редкость порнография, матерщина, пошлость, как средство самовыражения так называемых «режиссеров-новаторов» типа Серебренникова, Беркович из «Гоголь-центра» в Москве [6].
Героем нашего времени уже не сможет быть какой-то один человек, слишком многообразен клубок проблем нашего общества. Только совместными усилиями честных, талантливых, смелых людей мы сможем найти свой правильный и справедливый для людей путь в лучшее будущее. До сих пор так никто и не сформулировал цель нашего нынешнего капиталистического пути развития. Соответственно не поставлены задачи, отсутствует программа действий. Пока очевидно одно: цель, задачи, программа действий есть только у очень ограниченного круга лиц, приближенного к власти. И эти цели ими достигнуты: приближённые обогатились, дворцы построены, власть захвачена. Периодически в этот круг избранных пытаются прорваться новые люди с теми же целями и задачами, и некоторым это удаётся, если не все места заняты детьми, друзьями и родственниками власть имущих. А народ, за счёт которого и трудами которого достигается благополучие, продолжает оставаться в унизительном положении, как и во времена А.С. Грибоедова. Один из примеров такого положения то, что мы продолжаем собирать по копейке со всего мира на лечение наших больных детей.
Не хотелось бы, чтобы по примеру Чацкого, выходом из положения в итоге для многих стала «карета».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибоедов А.С. Собрание сочинений в 2-х т. / А.С. Грибоедов М.:- Огонек, Правда.- 1951. - Т.2. – 384c.
2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в X томах / А.С. Пушкин М.-Л.:- Академия Наук СССР -1951. – т.VIII-С.9.
3. Якушкин И.Д. Записки, статьи, письма / И.Д. Якушкин. М.: -Академии Наук СССР - 1951.- С.11-12
4. Блок А.А. Собрание сочинений в 8-ми т. / А.А Блок М.-Л. - Художественная литература.- 1962.- т.6.-С.289.
5. Полонский Я. П. Полное собрание стихотворений. / Я.П. Полонский. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1896. — Т. 2. — С. 280-281.
6. Андрюхин А. Театр с копытами // А. Андрюхин. - М.: Газета «Культура» 25.05.2014. - №17. –С.3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://portal-kultura.ru/upload/iblock/a7a/kultura_017_14.pdf. - Дата доступа : 1.12.2023.