Шпионские боевики – один из любимейших фильмов у публики. Очаровательный агент спецслужб на крутой машине расправляется со злодеями и заполучает себе всю славу. В Штатах нам часто показывают агентов ФБР или детективов полиции на огромных седанах или маслкарах, а в Англии – мистера Бонда на Aston Martin DB5. Об этом автомобиле и производителе сегодня и пойдёт речь.
Зарождение компании.
Как и многие автомобильные компании на заре автомобилестроения, Астон Мартин были основаны гонщиком Лайонелем Мартином и его другом Робертом Бэмфордом, в 1913-м году. Перед этим, Мартин победил в гонке на Aston Hill, управляя за рулём автомобиля Singer 10. Изначально, компанию назвали Bamford & Martin, но потом сошлись на мнении, что Aston Martin будет звучать куда более лаконично и престижно.
Первый автомобиль, который они произвели был создан в марте 1915-го года. На шасси Isotta-Fraschini прикрутили двигатель Covenrty-Simplex объёмом 1.4 литра, да только появилась машина в не самое удачное время – в первую мировую войну. Мартина и Бэмфорда мобилизовали, а все машины что успели произвести продали компании Sopwith.
По завершению войны, из компании ушёл Бэмфорд, который не захотел больше заниматься машинами. У Мартина же дела обстояли не лучше – компания была близка к банкротству, и по счастливому стечению обстоятельств ему удалось найти спонсора. В 1920-м году, на трассу выехал Aston Martin Standard Sports – первый автомобиль под эмблемой Aston Martin. Автомобиль тут же стал доминировать в автоспорте, принеся череду побед. Примерно в этот же момент на помощь пришёл граф Луи Зборовский, который приобрёл несколько гоночных машин для заездов, ибо был тем ещё любителем гонок. Но чуда не случилось, и в 1924-м году, Зборовский разбился на гонке в Монце, в возрасте 29-и лет.
С гибелью графа, дела вновь пошли на спад. Через год, компанию за 6000 фунтов выкупили компаньоны Ренуик и Бертелли. Они решили немного сменить направление компании, и в 1936-м году стали производить автомобили для дорог общего пользователя. Понятное дело, что они были очень мощными, для весьма богатого круга лиц. Всё-бы у них получилось, но в дело вновь вмешалась судьба, ведь спустя 3 года начнётся вторая мировая война. Вместо автомобилей, компания стала производить детали для авиационных предприятий.
В 1947-м году, концерн приобретает компания David Brown Limited, которая возглавлялась давним фанатом марки Дэвидом Брауном. Мечтой Брауна, как и многих других владельцев компании было победить в 24-х часах Ле-Манна, но для этого необходимо было разработать автомобиль. Под его управлением, разрабатывают Aston Martin DB, а в 50-м году – уже вторую версию. DB2 станет призёром 24-х часов Ле-Манна в категории автомобилей с 3-х литровыми моторами. Через 9 лет, в 1959-м году появляется DB3, обладающий рядным 6-и цилиндровым мотором объёмом 3.7 литра, развивающим 240 лошадиных сил. Максимальная скорость была 257 км/ч, что на тот момент считалось чуть ли не самым быстрым показателем для серийного автомобиля. В этом же году, DB3 наконец приносит производителю первую победу в самой великой гонке всех времён.
Бонд. Джеймс Бонд.
В 1963-м году, свет увидел автомобиль Aston Martin DB5. Одновременно с этим начинаются съёмки третьего фильма о приключениях агента 007 – «Голдфингер», и с целью получить автомобиль, на завод компании приезжают представители EON Productions. Им нужно было две абсолютно одинаковых машины для разных ролей – одна должна сниматься в сценах с погонями, и как следствие – быть очень быстрой, а вторая – уже для крупного плана из салона, а также для перестрелок. На неё должны были установить кучу специальных примочек для этого.
По итогам переговоров, DB5 были переданы в аренду на время съемок.
Изначально, автомобиль оснащался тем же рядным 6-и цилиндровым мотором объёмом уже 3,9 литров и обладающий 282 лошадиными силами. Для фильма, автомобиль забронировали и поставили выдвигающимися клыками, на бампера сзади, специально для тарана автомобилей. В передние крылья и фары вставили по паре пулемётов с кнопкой управления из салона, а в задние колёса вставили циркулярные пилы для разрезания покрышек.
Помимо всего прочего, машина обладала системой разлива масла, генератором дымовой завесы и катапультирующимися сиденьями.
«Голдфингер» стал кассовым успехом, и продолжение было не за горами. Для него, компания заказала ещё два DB5. Aston Martin согласились и подготовили две специальные версии, которые оснастили по последнему слову техники, как и подобает шпиону. Получились более качественные и надёжные версии, которые активно рекламировались. Как следствие – продажи поползли вверх, а использовавшиеся в съёмках автомобили продали коллекционерам.
В 1969-м году, Бонд пересаживается на другой автомобиль, а возвращение машины произойдёт спустя 30 лет – с 1995 по 1999 года, а уже в 21-м веке, в фильме «Казино Рояль», Бонд выигрывает этот же Астон Мартин в карточной игре.
Отдельного упоминания заслуживает следующий факт:
В 2011-м году вышло продолжение мультфильма «Тачки». Главную роль, помимо эвакуатора Мэтра занял тот же Aston Martin. Финн МакМисл, по сути, считается «автомобильной версией» Джеймса Бонда, и обладает теми же особенностями, что и шпионский автомобиль, да только вместо циркулярных пил – в его диски спрятаны особые мины с таймером, а шины имеют свойство превращаться в магнитные – чтобы было проще хватать и метать противника.
В этом году, компания отпраздновала красивую дату – 111 лет со дня основания. Автомобили этой компании производятся по сей день, и славятся своей надёжностью, харизматичностью и комфортом. Самое интересное: Большая часть автомобилей собирается вручную. Собственно, поэтому возможно они и стоят так много.