Президент России Владимир Путин в субботу, 6 апреля, подписал Федеральный закон от 06.04.2024 № 67-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (в СМИ данный закон называют "законом о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома").
В данном законе, наконец-то (как говорится, к добру ли или к худу), упорядочен механизм взаимодействия между управляющими компания и операторами (провайдерами) услуг связи (интернет, телефония и т.п.).
Разберём нововведения подробнее:
1. Документ устанавливает единые требования к размещению сетей связи в многоквартирных жилых домах, а если говорить точнее – обязывает Правительство в течение 4 месяцев с даты принятия закона разработать и утвердить Порядок и технические требования размещения сетей связи в МКД, которые будут содержать (ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 06.04.2024 № 67-ФЗ, пункт 2.1 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ):
а) порядок подготовки оператором связи проекта монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме;
б) порядок монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме и требования к такому монтажу;
в) порядок доступа оператора связи к объектам общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок демонтажа сетей связи с объектов общего имущества в многоквартирном доме;
д) порядок устранения повреждений, причиненных в результате монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей связи общему имуществу в многоквартирном доме;
е) порядок взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме;
ж) права и обязанности оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме.
2. Согласно закону, операторы связи обязаны в течение года привести всё свое оборудование в соответствие с установленными стандартами.
Договоры между провайдерами и управляющей компанией (УК, ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК), заключенные до вступления в силу закона и предусматривающие плату за пользования общим имуществом для оказания услуг связи, имеют право быть расторгнуты по требованию одной из сторон (ст. 3 Федерального закона от 06.04.2024 № 67-ФЗ).
3. Также закон предусматривает:
- безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторам во всех МКД (в случае, если у этого оператора заключен договор на оказание услуг связи хотя бы с одним абонентом-гражданином, являющимся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма) (ч. 4.2 ст. 36 ЖК РФ);
- обязанность операторов связи оплатить потреблённую при монтаже и эксплуатации оборудования электроэнергию, а также обязанность операторов связи возместить ущерб, причинённый общему имуществу (ч. 4.3 ст. 36 ЖК РФ);
- возможность запретить доступ провайдера в дом на основании решения общего собрания собственников (в случае, если "за" запрет проголосовало не менее 2/3 от общего числа голосов собственников) (п. 3.8 ч.2 ст. 44 ЖК РФ).
С учётом изложенного, наш долг - предостеречь руководителей управляющих компаний, председателей кооперативов и товариществ от заключения с провайдерами (операторами связи) каких-либо договоров, предусматривающих взимание платы именно за факт предоставления доступа к общему имуществу собственников МКД.
При неудачном стечении обстоятельств подобные договоры (равно как озвученные устно или письменно требования УК такой договор заключить) могут быть расценены как контролирующими органами как нарушение антимонопольного законодательства, со всеми вытекающими последствиями:
КоАП РФ Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
1. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Примечание. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Проще говоря, в рамках нашей статьи, товарный рынок – это многоквартирный дом (когда товар – услуги связи, границы рынка – это границы дома, экономическая и техническая возможность – это возможность для жителя получить услуги связи именно в его квартире, поставщик услуги – провайдер (оператор связи)).
Поделитесь опытом: а как Вы взаимодействуете с провайдерами? Что принесёт новый закон именно для Вас?
Мы – сообщество юристов, экономистов и инженеров ЖКХ. Расскажем просто о сложном, поделимся лайфхаками, тщательно изучим возникшую проблему и представим варианты её решения. Контакты для связи с авторами находятся в шапке канала.