Что это за 4 животных? Почему именно они? И как это работает в прикладных вещах жизни?
Об этом всем - ниже.
Иносказательность в Евангелии
В Евангелии Христос обращался к людям притчами. Иносказательно. Используя для этого понятные простым людям того времени аллегории.
Язык притч, сказок и басен - правополушарный - связан с эмоциональными, чувственными процессами восприятия, верой и надеждами. Он (такой язык правополушарного мышления человека) проникает в "сердце" сразу.
Аллегории животных в иносказании.
Как и в русских народных сказках и баснях, сказках и баснях других народов мира, ряд аллегорий были связаны с животными, ряд с чудищами.
Если в народных сказках и баснях используется большое количество зверей, то в экономичном еврейском эпосе для показа сущностных вещей было использовано лишь 4 типа животных. По типу необходимости и достаточности.
Давайте, рассмотрим их ближе, и поймем в прикладном значении.
Овца и баран (агнец).
Это животное имеет широкое аллегорическое представление. Самого Себя Христос именует Агнцом, отданным на заклание.
Потом еще в притче о заблудившейся овце, ради которой добрый Пастырь бросает 99 овец стада и идет, ищет ее, а находя радуется (Мф.18:12-14, Лк. 15:3-7).
Но более всего, наверное, эпизод о Страшном суде (Мф, 25:31-46), когда Бог разделит стадо Свое на две части: овцы (и агнцы) по правую руку, а козлы - по левую.Овец сбережет, а козлов отдаст на съедение
К козлам мы обратимся ниже. Сейчас об овцах.
Почему такое особое отношение к овцам?
Аллегорией чего является овца? Смирения, послушности. Овцы (реальные животные в жизни) идут стадом и послушны пастуху. Это удобные животные, обладающие спокойным смиренным характером.
Пытливый человек может задать вопрос: овцы потому и хороши для пастуха, что удобно их пасти? С ними нет проблем. Зато много прибыли. Их можно стричь. Их можно убивать и употреблять в пищу, а из кожи делать одежду и обувь. А еще, в те древние времена, овец (и агнцев) приносили в жертву.
Да, пастуху с ними проще, удобней.
Но каково овцам? Их «добрый пастух» вовсе и не добрый, если он утилитарен. Ведь он же их и убивает на пропитание и одежду себе, да в жертвы своим богам приносит.
А овца покорна терпит. В ней эта покорность заложена природой.
Как же такую аллегорию может примерить на себя человек?
Вот тут важно пояснение, ведь Христос называет себя Пастырем Добрым. Он не утилитарен. Ему не нужно кушать овец, шить из них себе одежды или приносить в жертвы (потому что милости хочу, а не жертвы). Он - Пастырь райских овец. То есть тех, которые пасутся в раю. Их не едят, их охраняют.
Они кушают травку, размножаются, а Пастырь пасет их на лучших лугах и радуется их жизни. Рай!
Как работает аллегория овцы в реальности?
Обратите внимание на любую организацию – послушных сотрудников, которые лояльные «члены команды» больше озадачивают (стригут шерсть), но и больше защищают и продвигают. Потому что «овцы команд» - удобные люди. Они не перечат "пастухам". Овцы не агрессивны, они покорны. Это удобно пастухам компании. Но их могут и подставить, если пастуху нужна жертва, чтобы его «защитили боги». Он переложит ответственность на «командную овцу», чтобы не подставлять себя и уволит ее. Пойдет бедняжка к другому пастуху. Авось тот окажется добрым пастырем.
Но перейдем к другому евангельскому животному – козлу.
Козлы и козлищи.
Козел – упрямое, своенравное существо, да еще иногда и вонючее. Козел любит бодаться, он уперт на своем. Козлы не ходят стадами послушно. Они любят убежать наверх, на гору, посмотреть на все свысока. Могут прятаться от пастуха, если тот их достает. Ну, и пользы от них, чем от овец меньше. Как говорят: «Как с козла молока».
Итак, пастуху с ними проблем больше, а пользы меньше. Поэтому пастырю с ними труднее. Козлы тоже в стаде, но они своенравны в стаде. Их тоже можно использовать на пропитание, на ошкуривание, но проблем с ними больше. Они менее удобны.
Как работает аллегория козла в реальности?
В командах организации козлы играют роль своенравных членов команды. Если от них мало пользы, то их изгоняют из команды. Собственно, так делает и на Страшном суде Бог: он отделяет козлов от овец, овец милует, а козлов отдает на растерзание.
Но козлы бывают разные. «Талантливых козлов» не изгоняют из организации, но терпеть их бывает трудно. И при прочих равных, их хуже продвигают и защищают.
Посмотрим следующую аллегорию - волка.
Волк, он везде волк, в любой стихии и аллегории. Он хищник. И питается козлами и овцами. Пастух защищает стадо свое от волков. Ни козлы, ни овцы не могут себя сами защитить. Они травоядные и пугливые, а волк - хищник, агрессивен. Не съешь травоядных - голоден будешь. Так устроено в природе.
Но в райской природе, где пастырь добрый, любящий и заботливый, пастырь оберегает козлов и овец от волков. Интересно только , чем волки питаются и есть ли волки в райских обителях? На этот вопрос у меня нет ответа. Может вы знаете – напишите.
В стаде пастуха утилитарного, пастух защищает овец и козлов своего стада от волка по утилитарным соображениям. Волк пастуху конкурент. Он ворует у пастуха пищу, товар. Здесь нет высоких смыслов – одна практичность и выгода.
Как работает аллегория волка в реальности?
Волк ворует у пастуха. Нет, говорит, например в жизни "пастух политик" «волку» - не отдам тебе своих овец и козлов. Я сам их буду есть, стричь и приносить в жертву своим богам.
Что приходится делать бедному волку? Становиться волком - разведчиком, одевая на себя овечью шкура и воруя тайно овец пастуха.
В райских обителях, естественно, такого нет. Потому что непонятно, если ли в райских землях волки и другие хищники.
Обратимся к последнему евангельскому животному – свинье.
Аллегория свиньи в евангельских притчах.
Это грязь и неблагодарность. Не метайте бисер перед свиньями – потому что повернувшись они растерзают вас. Свинья не имеет благодарности. Делай ей добро – не делай – она не благодарна.
Свиней держит в стадах пастух, но бисер перед ними не мечет. Пришло время – под нож.
А еще, как в примере Христовом – легион бесов в свиней вселить. (Мк.5:12). Сами грязные – вот вам и нечисти бесовской. И стадо свиней погибает. Да, и черт с ними.
Аллегория свиньи в реальности.
Здесь все просто: если человек не благодарен, то есть евангельская свинья из притчи, то не надо перед ней метать бисер и делать добро. Участь таких свиней не завидна. В них нечистых духов заселять могут. Души грязные.
Поэтому лучше быть благодарным, чтобы не иметь участи свиньи.
Заключение.
В Евангелии все просто: есть Христос – Пастырь добрый. С ним овцы, и Он Сам как Овца. Смиренный, Добрый, Коллективный. Скорее всего, в райских обителях нет ни козлов, ни волков, ни свиней. Но я не знаю точно. Если знаете - напишите.
Другое знаю: в реальности трудней всего овце. Ибо у нее пастырь может быть не добрый, а хуже волка. Который не душу свою положит за овец (как пастырь добрый), а сам растерзает или отдаст на растерзание овец.
И она, бедная, мечется в беспокойстве: то ли волк сожрет, то ли волк в овечьей шкуре утащит, то ли пастырь не добрый (а таких большинство) защитит от волка, но сам обстрижет, съест, шкуру сдерет, отдаст на заклание своим богам. Вот как так жить?
Свиньям и козлам не лучше. Своенравия больше, но участь не лучше. Потому что от пастыря зависят.
Да, и волкам не сладко. Иной пастырь недобрый хуже волка бывает. И овец съест сам и волков убьет. Хищник хищников.
То ли дело в райских садах с Добрым Пастырем! Нет лишних животных, все свои, все мирно, а Пастырь любящий, который не убивает, а бережет.