Найти в Дзене

О псковских немцах и колбасе или почему в России прозвище «колбасники» стало для немцев национальным штампом

Начнем с вопроса: почему в России прозвище «колбасники» стало для немцев национальным штампом?

Да потому же, почему итальянцы - «макаронники». Колбасы, колбаски, сосиски и их производные (огромное количество сортов и рецептов) – самое популярное и демократичное блюдо в Германии.

  • Любят кушать колбаски, стало быть, умеют и готовить!

Поэтому аж с XVII века на Руси появились немцы, которые делали колбасы для своего двора, а позднее и на продажу. Появилось уважительное именование «колбасный мастер».

В Петербурге и Москве начали работать первые цеха машинного производства. Конечно, вкус и качество таких колбас отличались от домашних, что породило подозрение, может быть и обоснованное, что ради прибыли мясо разбавлено.

Около двухсот лет существует дразнилка

Немец, перец, колбаса,
тухлая капуста!
Съел мышонка без хвоста
и сказал, что вкусно!

Хватало и карикатур на немца-колбасника.

В Пскове XIXвека дела обстояли примерно так же. Немецкая диаспора в Пскове была большой, друг другу члены общины помогали, так что входили в нее люди с устойчивым материальным положением, среди которых были и колбасных дел мастера.

В своей книге «Из истории псковских немцев» краевед Натан Левин рассказывает:

К началу XX века колбасные заведения Пскова принадлежали немецким мастерам. Баденские подданные Карл и Эдуард Иосифовичи Дайберы владели тремя колбасными на левой стороне Сергиевской улицы, в сотне метров друг от друга.

Кроме Дайберов в Пскове знали колбасные лавки Вильгельма Крахта, Августа Шпинка, Рихарда Буша и Августа Либмена.

-2

Дайберы были более заметны. Сергиевская – одна из центральных улиц Пскова, и три лавки одной семьи на ней – признак достатка и успеха.

Собственный двухэтажный дом Дайберов стоял на месте современной центральной аптеки – Октябрьский проспект, 16 (тогда угол улиц Садовой (с 1899 года Пушкинской) и Сергиевской). Если присмотреться, то на старой открытке можно увидеть вывеску

-3

Долго стоял дом, его можно было увидеть и на фотографиях Пскова начала 50-х годов XXвека. Дайберы в нем жили, держали контору и лавку, а часть площадей сдавали в аренду. Был в доме установлен и собственный телефон.

-4

Вторая лавка находилась в доме с современным адресом Октябрьский проспект, 10а. Он не только сохранился, но не так давно был отреставрирован и занят рестораном итальянской кухни «Mama Roma».

-5

В цоколе левого крыла лавка Дайберов предлагала хозяйкам не только готовую продукцию, а еще и полуфабрикаты, например, фарш для пирогов и котлет.

Ее адрес упоминается чаще всего в рекламных объявлениях «Электрической колбасной Дайбера».

Буквально через три дома работала третья лавка. Владение Викенгейзера по улице Сергиевской, 16 (современный Октябрьский проспект, 4) было удачно расположено близко от Торговой площади. Эта лавка имела небольшой буфет, где (строго без спиртного!) можно было купить еду навынос.

-6

Из имеющихся сведений об общественной жизни братьев мы знаем, что они занимались благотворительностью, состояли в общине кирхи Святого Якова и культурном обществе диаспоры, были приняты в домах видных ее членов, таких как Гессе и Викенгейзер.

-7

Значительным можно считать и тот факт, что в великолепном издании «Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых» 1913 года в разделе, посвященном финансам, торговле и промышленности среди лучших представителей Российской империи есть портрет Карла Дайбера.

-8

Карл Иосифович Дайбер увлекался спортивной велосипедной ездой и был действительным членом Псковского спортивного общества.

Есть свидетельства, что он пробовал свои силы в любительской фотографии, может быть, поэтому был знаком, а может быть и дружен с замечательным псковским фотографом Отто Парли. Карл Дайбер среди прочих выступил гарантом сохранности имущества его мастерской, когда Отто Иоганнович с началом Первой мировой войны был выслан из Пскова, вернуться и возобновить работу смог в 1917 году.

Портрет Карла Дайбера для юбилейного издания, очевидно, был сделан в мастерской Отто Парли.

Колбасная торговля Дайберов существовала в Пскове с 1884 до начала 1920-х годов, даже когда после революционных событий была национализирована большая часть их собственности.

Дальнейшая судьба ни Дайберов, ни их производства неизвестна, но в списках репрессированных легко найти Дайбера Александра Карловича 1905 года рождения, не работающего, арестованного в Пскове в 1928 году, осужденного по 58-й шпионской статье на 10 лет. Он был реабилитирован только в 2003 году.

Выходит, что в Пскове проживали весьма солидные и добропорядочные «немцы-перцы»!