В Интернете ходит мнение, будто на самом деле черной повязкой опытный пират прикрывал зрячий глаз, чтобы тот оставался в темноте и лучше видел при спуске в трюм корабля, не имея нужды адаптироваться к слабому освещению.
Но сегодня речь пойдет не о пиратах, а о христианах.
Что Иисус предлагает ученикам
Речь пойдет о следующем отрывке из нагорной проповеди Иисуса Христа:
27 Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
(Евангелие от Матфея, глава 5)
Если вдуматься в содержание слов Христа, то разве не следует христианам, ежедневно видящим вокруг себя тех или иных дам, вырывать свои глаза, как он призывает?
Почему бы не вырвать глаз?
Конечно, прежде всего этому препятствует инстинкт самосохранения. Два глаза лучше одного, так как позволяют видеть объемную картину мира и лучше оценивать расстояние до предмета. Да и калечить себя — дело не самое приятное.
Но неужели мы свои инстинкты чтим больше, нежели Христа?
Чтобы лучше понять проблему, я предлагаю рассмотреть конкретную библейскую историю — с царем Давидом и Вирсавией. И подумаем, как бы она могла окончиться, если бы Давид был христианином.
История царя Давида
2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.
3 И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
4 Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.
(Вторая книга Царств, глава 11)
Это история прелюбодеяния, в которое впал в общем-то порядочный и уважаемый царь Давид.
Впоследствии он избавился от мужа Вирсавии, послав его на войну в надежде скрыть свой позор. Но от Бога это не скрылось, и в результате Давид был жестко обличен пророком и потерял ребенка, рожденного от незаконной связи. Но сегодня речь не об этом.
Давид известен своим глубоким уважением к Божьему закону, что мы можем наблюдать в его псалме:
1 Псалом Давида. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.
(Псалом 1)
«Не прелюбодействуй» — это Божья заповедь (см. Исход 20:14).
Как же Давид так легко отступил от Божьей правды, которую воспевал?
Обратите внимание на порядок событий:
1) Давид видит купающуюся женщину;
2) Давид посылает узнать, кто она;
3) спустя время ему докладывают, что она замужем;
4) это его не останавливает.
Похоже, фокус в том, что Давид продолжал глазеть на Вирсавию, пока слуги собирали информацию. И за это время он «нагулял аппетит», который завладел его рассудком.
Но что могло бы случиться, если бы Давид знал Иисуса Христа и слышал его нагорную проповедь?
Если бы Давид знал Христа
Имея представление о «прелюбодеянии в сердце», Давид воздержался бы от дальнейшего лицезрения соблазняющей его картины, едва увидев ее. В крайнем случае он мог бы спуститься к своим жёнам и наложницам, которых имел предостаточно (см. Первую книгу Царств 25:42-43, Вторую книгу Царств 5:13).
И тогда ничего бы не случилось.
Вот в этом я и нахожу суть слов Христа: уклоняться не просто от греха, но от предпосылок к этому греху — от соблазнов. Если соблазн вовремя не пресечь, то в дальнейшем ты рискуешь потерять силы для предотвращения греха.
Пресеки соблазн, удались от него — и всё будет хорошо.
Глаза
Но что, если бы Давид осознал, что его глаз соблазняет его, и последовал совету Иисуса Христа?
Предположим, что Давид вырвал себе правый глаз и бросил от себя.
После этого ему уже не до Вирсавии, так как ему нужна первая помощь.
Тем не менее, Давид надеется спастись хотя бы с одним глазом.
Но вот спустя пару месяцев, когда глазница заживает, Давид снова прогуливается по кровле и снова видит какую-то очаровательную дамочку.
Что дальше? Соблазняться левым глазом и погибать?
А зачем тогда рвал правый глаз?
Может, вырывать последний глаз и быть полностью слепым?
А жить тогда как?
Вот в чём проблема: если тебя соблазняет правый глаз, то с тем же успехом соблазнит и левый. Тот же принцип справедлив и для других парных органов.
В соответствии с этим принципом, вопреки словам Иисуса, ты не останешься одноглазым, одноруким или одноногим. Ты искалечишь себя полностью.
Мог ли Иисус сказать глупость?
Если у вас есть свои причины презирать Иисуса Назарянина, то вы легко согласитесь, что эти слова про глаз свидетельствуют о его глупости.
На мой взгляд, в целом по евангельскому повествованию Иисус не создает такого впечатления. А потому я считаю необходимым найти другую причину, по которой Иисус мог дать столь непрактичный совет.
Самооправдания
Когда человека уловили в грехе и начинают допытываться, почему он так поступил, что говорит человек?
Взгляните на поведение Адама и Евы, когда Бог обнаружил, что они вкусили запретных плодов:
11 И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
(Бытие, глава 3)
С одной стороны, они вроде бы описывают всё как есть.
С другой стороны, каждый из них представляет себя пассивной жертвой обстоятельств. Мол, это не я сделал, а со мной это случилось. Оно само!
Такие самооправдания в современном обществе считаются признаком незрелости человека. Если ты пассивен, безучастен и не считаешь нужным сделать какие-то выводы из происшедшего, то эта история повторится вновь. Ведь ты не считаешь себя виноватым в соделанном тобой и не намерен отвечать за то, что случилось «само».
Незрелые люди
А что скажет человек, если с него спросят за прелюбодеяние?
— Да я вообще по жизни осторожный и целомудренный, никого не трогаю. Но тут вот случилась такая история, попалась красивая дамочка, одно загляденье. Вот меня мой глаз и соблазнил. Дальше вы знаете.
Или вор может сказать:
— Я привык быть честным тружеником и работать до седьмого пота! Но однажды я увидел зарплату соседа, лежащую у него в тумбочке, и рука дрогнула, сама схватила и положила за пазуху. А ноги сами унесли домой, я только потом осознал. А признаться стыдно.
И это не то чтобы он так сказал, чтобы пустить пыль в глаза другим.
Нет, он сам реально верит, что его соблазнил глаз, или рука, или нога!
Мол, это они плохие, а я нормальный, ничего не могу поделать!
Человек может противопоставлять себе свои непослушные органы, чтобы оправдаться перед собой и окружающими.
Вот для таких незрелых людей совет Иисуса вполне подходит.
Твой глаз соблазняет тебя вопреки твоей воле?
Ну так он враг тебе! Вырывай его и швыряй прочь.
И в этот момент к слушающему приходит осознание: а ведь это мой глаз!
Мой глаз мне дорог. Но спасение еще дороже.
А чтобы сохранить и то и другое, мне следует взять на себя ответственность за то, куда смотрит мой глаз. Он не должен гулять сам по себе. Если глаз куда-то посмотрел и соблазняет меня, то уклонение от соблазна — это моя обязанность, и я никак не оправдаю себя, пеняя на глаз.
И вот перед нами зрелый, ответственный товарищ, внимательный к своим жизненным путям.
Заключение
Совет Иисуса вырвать соблазняющий глаз или отрубить соблазняющую руку совершенно непрактичен с точки зрения физического здоровья и защиты от соблазнов.
Однако эти слова способны произвести радикальные перемены в мышлении человека, заставив его переосмыслить свое отношение к грехам, соблазнам и самооправданию.
В психологии эта тема известна как локус контроля.
Человек с внешним локусом контроля ищет объяснения своим неудачам за пределами своей зоны ответственности. В нашем случае — пеняет на свое тело, которое якобы не слушается его и живет само по себе.
Или человек может пенять на Бога, утверждая, будто это Бог его искушает.
Об этом писал апостол Иаков:
13 В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
(Послание Иакова, глава 1)
Всё это внешний локус контроля — самообман по прозвищу «оно само».
Однако Иисус и Иаков прививают слушающим внутренний локус контроля: брать ответственность за свои поступки на себя.
И удалять от себя те соблазны, над которыми ты действительно не властен.
Это могут быть старые друзья-бандиты, или бывшие собутыльники, или дамы не самых высоких нравов, или порочные заведения, гнусные сайты в Интернете — словом, любые факторы, способные увлечь тебя в грех.
Ты держишься от них подальше, наблюдаешь за собой — и живешь чисто.
Как полноценная, зрелая личность.