1 мая 1925 года - в составе японской армии авиация была выделена в отдельный род войск. Первым командующим "Авиационного корпуса" стал генерал-лейтенант Ясумицу Кэнити.
1 мая 1945 года - одиночный самолет Ki-61 19-го сентай в районе Окинавы таранил минный заградитель CM-5 "Террор". В результате взрыва бомб и последующего пожара 48 членов экипажа погибло и 123 получили ранения. В войне корабль больше не участвовал.
2 мая 1941 года - совершил первый полет прототип истребителя-перехватчика J1N "Гекко" фирмы Накадзима. На вооружение самолет был принят в июле 1942 года, сначала в варианте самолета-разведчика под обозначением "Базовый самолет-разведчик тип 2". В качестве ночного истребителя начал применяться с весны 1943 года, после установки в полевых условиях вместо оборудования кабины штурмана двух 20-мм пушек наклонно вверх и еще двух - вниз. С августа 1943 года производился уже как ночной истребитель. В конце войны был единственным японским серийным истребителем с бортовой РЛС наведения (хоть и крайне сомнительного качества). Всего до декабря 1944 года было произведено 477 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Ирвинг". Принимал участие в боевых действиях до конца войны.
2 мая 1943 года - японская морская авиация совершила крупный налет на объекты в районе австралийского города Дарвин. В ударе приняли участие 25 бомбардировщиков G4M1 из 753-го кокутай в сопровождении 27 A6M2 и A6M3 из 202-го кокутай, основной целью стал военный аэродром. На перехват поднялись 34 "Спитфайра" из 1-го истребительного авиакрыла, но воздушный бой оказался крайне неудачен для австралийцев. Сначала оказалось, что австралийские истребители ждали противника восточнее Дарвина, а японские бомбардировщики заходили с западной стороны. Затем было потрачено время на дополнительный набор высоты, так как японцы были выше чем обычно. "Бетти" сбросили бомбы до появления истребителей и начали уходить в пологом пикировании, постепенно набирая скорость. Наконец уже почти в 100 км от береговой черты "Спитфайры" смогли начать атаку. При переходе в пикирование сразу у четырех из них отказали двигатели (три самолета упали в море, один смог дотянуть до земли, но разбился при вынужденной посадке). В последующем бою с "Зеро" пять "Спитфайров" были сбиты, один погиб при неизвестных обстоятельствах (возможно был сбит огнем стрелков G4M) еще четыре упали при возвращении из-за нехватки топлива. Общие потери австралийцев составили два погибших летчика и 14 "Спитфайров", на аэродроме были повреждены электроподстанция, радиомачта и водопровод. Летчики "Спитфайров" заявили о сбитии четырех "Зеро" и еще "вероятных" пяти "Зеро" и одной "Бетти". Реальные японские потери составили один A6M (обстоятельства гибели его неясны, вероятно самолет был потерян до начала воздушного боя), были повреждены семь истребителей и один бомбардировщик. В свою очередь японцы претендовали на 17 побед над "P-40" и еще четыре - предположительно. Результаты боя над Дарвином вызвали всплеск сообщений токийского радио, несколько статей в японской прессе, а также критику (вплоть до насмешек) со стороны американских союзников к австралийцам.
3 мая 1928 года - совершил первый полет прототип пассажирского самолета N-36 фирмы Накадзима, разработанного в рамках конкурса на самолет национального производства для только что созданной японской авиакомпании "Нихон Кокку Ясо КК". Самолет стал первой самостоятельной разработкой фирмы Накадзима. Было построено два экземпляра, не показавших требуемых характеристик. В итоге на заводе Накадзима строились по лицензии самолеты Фоккер "Супер Универсал".
3 мая 1945 года - японское командование с целью оказания поддержки попытки контрнаступления японских войск на Окинаве начало проведение четвертой массированной атаки американских кораблей "Операции Кикусуй №5". В этот день были потоплены эсминец DD-803 "Литтл" и десантный корабль LSM(R)-195, получили повреждения линкор BB-42 "Айдахо", минный заградитель DM-34 "Аарон Уорд" и минный тральщик DMS-23 "Макомб".
4 мая 1913 года - в Киото (в западной части острова Хонсю) при совершении демонстрационного полета на самолете "Кертисс" потерпел катастрофу и погиб летчик Такеиси Коха, став первым погибшим японским гражданским летчиком.
4 мая 1917 года - совершил первый полет учебный самолет "Тамаи №3" конструктора Тамаи Сеитаро. Машина была предназначена для авиационной школы Сибаура в пригороде Токио. Уже 20 мая 1917 года при рекламном полете погибли летчик - он же конструктор и инструктор школы Тамаи Сеитаро и фотокорреспондент Юаса Рейдзо. Эта катастрофа стала первой в японских школах гражданской авиации.
4 мая 1945 года - в результате ударов самолетов-камикадзе в районе Окинавы были потоплены эсминцы DD-522 "Люс" и DD-560 "Моррисон", десантные корабли LSM(R)-190 и LSM(R)-194. Получили повреждения британские авианосцы "Формидебл", "Индомитебл", "Викториес", американские эскортный авианосец CVE-26 "Сэнгамон", легкий крейсер CL-62 "Бирменгем", эсминцы DD-547 "Коуэлл", DD-694 "Ингрэм", DD-770 "Лоури", минные заградители DM-30 "Шеа" и DM-33 "Гвин", быстроходный тральщик DMS-13 "Хопкинс", тральщики AM-239 "Гейти" и YMS-327, десантные корабли LCS(L)-25, LCS(L)-31, LSM(R)-192.
5 мая 1911 года - с аэродрома Токородзава (современная префектура Сайтама, центральная часть острова Хонсю) совершил полет самолет конструкции барона Нарахара Сандзи "Нарахара № 2", став первым поднявшимся в воздух самолетом японской конструкции. Дальность первого полета составила 60 метров, высота полета - 4 метра. В ходе последующих испытаний самолет смог пролететь до 600 метров и подняться на высоту 60 м.
6 мая 1942 года - совершил первый полет прототип поплавкового истребителя N1K "Кёфу" фирмы Каваниси. На вооружение самолет был принят в декабре 1942 года под обозначением "Истребитель-гидросамолет тип 2". Участвовал в боевых действиях со второй половины 1943 года до конца войны. Всего было произведено 97 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Рекс". Варианты этого самолета с обычным шасси оказались удачными истребителями N1K1-J "Сиден" и N1K2-J "Сиден-Кай".
6 мая 1944 года - совершил первый полет прототип палубного истребителя A7M "Реппу" фирмы Мицубиси. Предполагался для замены истребителя A6M, но отсутствие двигателя необходимой мощности, а затем американские бомбардировки задержали начало серийного производства до конца войны. Всего было построено 10 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Сэм".
6 мая 1945 года - в результате ударов самолетов-камикадзе в районе Окинавы получили повреждения авиатендер AV-16 "Сэнт-Джордж" и гидрографическое судно AGS-1 "Патфайндер".
7 мая 1934 года - совершил первый полет прототип бомбардировщика G1M1 фирмы Мицубиси. Изначально машина проектировалась как разведчик, способный достигнуть с наземных баз основную базу ВМС США на Тихом океане в Перл-Харборе. Однако на завершающем этапе проектирования флот изменил заказ потребовав сделать бомбардировщик с оборонительным вооружением. В результате самолет не был принят на вооружение, но стал основой при проектировании бомбардировщика G3M.
7 мая 1942 года - в первый день боя в Коралловом море японская палубная авиация потопила танкер AO-23 "Неошо" и эсминец DD-409 "Симс", ошибочно принятые за авианосец и крейсер. В свою очередь американская палубная авиация потопила легкий авианосец "Сёхо".
8 мая 1942 года - в ходе второго дня сражения в Коралловом море американская палубная авиация смогла повредить авианосец "Сёкаку". В свою очередь японские палубные самолеты повредили авианосцы CV-2 "Лексингтон" и CV-5 "Йорктаун". Через несколько часов после поражения на авианосце "Лексингтон" произошло несколько взрывов паров бензина и к вечеру команда была вынуждена оставить корабль пожар на котором вышел из под контроля.
8 мая 1943 года - американский бомбардировщик B-17F из состава 43-й бомбардировочной авиагруппы вылетел на разведку судоходства вдоль северного побережья Новой Гвинеи. В районе Маданг разведчик доложил об обнаружении небольшого конвоя из нескольких транспортных судов, но через десять минут был перехвачен эскадрильей Ki-43 11-го сентай. Японские истребители дважды атаковали "Флаинг Фортресс" повредив один или два мотора. Самолет начал уходить в облака и тогда один из японских летчиков сержант Тадао Ода таранил B-17 в лоб. Оба самолета загорелись и упали, спасенных не было. Через несколько дней токийское радио объявило, что сержант Ода намеренно применил в воздушном бою "тактику человека-пули". Многими японскими и некоторыми западными современными историками считается, что именно 8 мая 1943 года был совершен первый воздушный таран в Тихоокеанской войне (хотя на Бирманском фронте таран был отмечен еще раньше - 26 марта 1943 года, но в прессу он не попал).
9 мая 1945 года - в районе Окинавы самолетами-камикадзе повреждены британские авианосцы "Викториес" и "Формидебл" и американские эскортные миноносцы DE-344 "Оберлендер" и DE-635 "Инглэнд".
10 мая 1942 года - американские бомбардировщики несколько раз бомбили стоянку японских гидросамолетов на острове Дебойн (входит в состав архипелага Луизиада в 200 км юго-восточнее острова Новая Гвинея). Остров был занят японскими войсками 6 мая 1942 года для обеспечения операции по захвату Порт-Морсби, но после поражения в сражении в Коралловом море был оставлен к вечеру 10 мая 1942 года. Из восьми B-26 "Мародер", наносивших удар на бреющем полете в первой половине дня, один бомбардировщик был сбит (весь экипаж погиб) огнем стрелков двух стоящих на берегу E13A1 с авиатранспорта "Камикава-мару". Еще через час стоянку атаковали шесть B-25C "Митчелл", сбросившие бомбы с высоты около 1,5 километров. Один из бомбардировщиков был атакован и сбит гидросамолетами (наиболее вероятно F1M), летчикам удалось дотянуть до своей территории, совершить вынужденную посадку и спастись.
11 мая 1945 года - японское командование провело шестую массированную атаку американских кораблей в районе Окинавы "Операцию Кикусуй №6". В результате получили повреждения авианосец CV-17 "Банкер Хилл", эсминцы DD-552 "Эванс" и DD-774 "Хью Хэдли", минный заградитель DM-26 "Гэрри Бауэр", десантные корабли LCS(L)-84, LCS(L)-88 и транспорт "Тьесдане".
12 мая 1935 года - японский летчик Кацутаро Ано на туристическом самолете Бритиш-Клемм "Игл" (производимая британским филиалом немецкой фирмы Клемм версия самолета L.32) начал перелет из Лондона в Токио. За время полета летчик после нескольких аварий (в том числе 18 июля в Китае погибла женщина, выбежавшая на взлетную полосу при встрече самолета) преодолел 16473 км за 99 дней и 18 августа 1935 года прибыл на аэродром Ханэда (пригород Токио).
12 мая 1945 года - вечером этого дня пара Ki-84 атаковали линкор BB-40 "Нью-Мексико", только что вставший на якорную стоянку у берегов Окинавы. Один из самолетов был сбит зенитным огнем и упал непосредственно у борта линкора. Второй "Хаяте" смог попасть в центральную часть корабля, вызвав сильный пожар.
13 мая 1938 года - начался рекордный полет самолета "Кокен-ко" построенного совместно фирмой Гасудэн (современная компания Хино) и Токийским университетом. Самолет приземлился 15 мая преодолев за 62 часа 22 минуты и 49 секунд по круговому маршруту 11651 км. Рекорд был признан Международной авиационной федерацией (ФАИ) и по настоящее время остается единственным международно-признанным японским авиационным рекордом.
13 мая 1945 года - в результате ударов самолетов-камикадзе в районе Окинавы получили повреждения эсминец DD-470 "Бейч" и эскортный миноносец DE-747 "Брайт".
14 мая 1945 года - отряды флотских самолетов-камикадзе попытались нанести ответный удар по американским авианосцам, действующим против аэродромов на острове Кюсю. Из 26 истребителей A6M специальных отрядов только один смог повредить авианосец CV-6 "Энтерпрайз".
15 мая 1943 года - совершил первый полет прототип палубного самолета-разведчика C6N фирмы Накадзима. На вооружение самолет был принят весной 1944 года под наименованием "Сайун". Участвовал в боевых действиях с конца мая 1944 года до конца войны. Всего было произведено 398 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Мирт". Благодаря высокой максимальной скорости самолет был способен успешно вести разведку даже в конце войны, в условиях подавляющего превосходства американской авиации.
16 мая 1942 мая - утром девять американских бомбардировщиков B-25C "Митчелл" вылетели для бомбардировки аэродрома Лаэ на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. При подходе к цели бомбардировщики атаковали два истребителя A6M2 кокутай "Тайнан". Японским летчикам удалось подбить один "Митчелл", разбившийся при вынужденной посадке на запасном аэродроме. Огнем стрелков был сбит один "Зеро", летчик Фудзиваро Тадао погиб. Особенностью этого боя стало то, что погибший японский летчик был только что выпущен из авиационной школы - Япония начала ощущать нехватку опытных пилотов.
17 мая 1945 года - в результате ударов самолетов-камикадзе в районе Окинавы был поврежден эсминец DD-779 "Дуглас Фокс".
18 мая 1945 года - в районе Окинавы самолетами-камикадзе повреждены быстроходный транспорт снабжения APD-50 "Симс" и транспорт "Юрайя Роуз".
19 мая 1944 года - в районе озера Индавджи на севере Бирмы (современная Мньянма) семь P-51 "Мустанг", летевшие на штурмовку, обнаружили восемь бомбардировщиков Ki-48 8-го сентай в сопровождении 25 истребителей Ki-43 50-го и 64-го сентай, возвращавшиеся с бомбардировки. Американские летчики немедленно сбросили бомбы и атаковали японцев, для которых появление "Мустангов" стало неожиданностью. В результате был сбит один Ki-48 и один Ki-43 50-го сентай. Летчики 64-го сентай заявили о сбитии семи самолетов противника, но все американские самолеты вернулись на аэродром вылета.
20 мая 1929 года - начался перелет группы из четырех летающих лодок H1H (тип 15) военно-морских сил Японии из Йокосука на остров Титидзима (один из островов Бонин), далее на остров Мауг (северные Марианские острова), далее на Сайпан (центральная часть Марианских островов) и обратно. 25 мая группа лодок вернулась в Йокосука преодолев 4711 км. Перелет доказал высокие характеристики японских летающих лодок того времени.
20 мая 1938 года - два китайских бомбардировщика Мартин 139, взлетев с аэродрома в районе Нинбо (южнее Шанхая) ночью разбросали листовки над южной частью Японии. Самолеты были один раз обстреляны с японского корабля, но повреждений не получили. Этот "гуманитарный налет" стал первым появлением вражеской авиации над территорией Японии.
20 мая 1942 года - с японской подводной лодки I-10 был запущен гидросамолет E14Y1 для разведки южноафриканского порта Дурбан, став первым японским самолетом, совершившим боевой вылет над южной частью Африканского континента. В результате разведки военных объектов и боевых кораблей в районе Дурбан обнаружено не было.
20 мая 1945 года - в районе Окинавы самолетами-камикадзе повреждены эсминец DD-514 "Тэтчер", эскортный миноносец DE-339 "Джон Батлер", быстроходные транспорты APD-54 "Чейз", APD-92 "Реджистер" и десантный корабль LST-808.
21 мая 1939 года - первая подтвержденная победа в воздухе японской авиации над Халхин-Голом (заявленное сбитие 20 мая Р-Z нашими источниками не подтверждается). Был сбит летевший в расположение 6-й монгольской кавалерийской дивизии связной самолет Р-5. Летчик погиб, летнаб смог выпрыгнуть с парашютом.
21 мая 1943 года - первое успешное использование истребителем J1N1 наклонно-установленных 20-мм пушек при перехвате американских бомбардировщиков. В эту ночь над Рабаулом летчики Суговара Акиро и Кудо Сигетоси из 251-го кокутай сбили два бомбардировщика B-17 из состава 64-й бомбардировочной эскадрильи 43-й бомбардировочной авиагруппы. Успешные действия ночных перехватчиков над Рабаулом побудили японское командование к серийному производству перехватчика J1N1-S "Гекко" и установку наклонных пушек на самолетах других типов.
22 мая 1939 года - состоялся первый воздушный бой между советскими и японскими истребителями. В этот день в районе спорной территории у реки Халхин-Гол три И-16 из состава 70-го истребительного полка провели бой с пятью Ki-27 24-го сентай. В результате один на самолет был сбит, летчик погиб, еще два наших истребителя были повреждены. Японцы в этом бою потерь не понесли.
22 мая 1942 года - совершил первый полет прототип корабельного поплавкового самолета-разведчика E16A фирмы Айчи. На вооружение самолет был принят в августе 1942 года под названием "Дзуйун". Принимал участие в боях с весны 1944 года с береговых баз на Филиппинах и у Окинавы. Всего до начала 1945 года было произведено 256 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Пол".
22 мая 1942 года - над Бенгальским заливом ответным огнем стрелка британского бомбардировщика "Бленхейм" был сбит и погиб один из самых известных японских летчиков, ас армейской авиации, персонаж кинофильма и песни, командир 64-го сентай подполковник (посмертно генерал-майор и "бог войны") Като Татео. Современными японскими и западными историками считается 30-м в рейтинге асов японской армейской авиации с 18-ю победами.
23 мая 1944 года - в районе Тидим над северной Бирмой группа истребителей 50-го, 64-го и 204-го сентай в ходе патрулирования перехватили два британских "Харрикейна", совершавших разведывательный полет. Один британский истребитель был сбит, летчик погиб. Второй "Харрикейн" был поврежден, смог дотянуть до своего аэродрома, но был списан.
24 мая 1916 года (по другой информации 1915 года) - родился ас армейской авиации прапорщик Фуругори Горо. Уроженец префектуры Акита (северная часть острова Хонсю). После призыва в армию поступил в летную школу Кумагая. В 1937 году направлен на обучение на курсы летчиков-истребителей в Акено. После выпуска направлен для дальнейшего прохождения службы в 11-й сентай, в составе которого в звании старшего сержанта с мая по сентябрь 1939 года принимал участие в боях на Халхин-Голе. Претендует на не менее чем 20 побед. Прославился как истребитель с агрессивной манерой боя (в том числе 4 июля крылом перерубил стропы парашюта советского летчика), заядлый игрок на сямисэне (японская балалайка, вплоть до того, что коллеги, предпочитавшие выспаться, перерезали ему струны) и любитель выпить. В 1940 года вернулся в Японию на должность инструктора летной подготовки, получил звание прапорщика. В конце 1943 года переведен в состав 22-го сентай на Ki-84. Участвовал в боях в Китае, в т.ч. сбил два P-51 "Мустанг". В октябре 1944 года 22-й сентай был переброшен на Филиппины, где Фуругори сбил пять или шесть американских самолетов (претендовал на более чем десять). Был перехвачен сбит в бою с P-38 "Лайтнинг" утром 3 ноября 1944 года при попытке штурмовки аэродрома Таклобан (на острове Лейте). По словам ведомого смог сбить два из четырех атаковавших его P-38. Современными японскими и западными историками считается двенадцатым в рейтинге асов японской армейской авиации с более чем 25-ю победами (с учетом того, что 20 из них относятся к боям на Халхин-Голе, счет очевидно завышенный).
24 мая 1945 года - совершена атака диверсионного отряда "Гирецу" на аэродром базирования американской авиации Ёмитан (Йонтан) на Окинаве. Замыслом операции предусматривалась посадка восьми самолетов Ki-21 на аэродроме Ёмитан и четырех - на аэродроме Кадена, после чего десантники и экипажи самолетов должны были уничтожить максимально возможное количество американских самолетов. Миссия не была "самоубийственной", после выполнения задачи десант должен был выйти к своим войскам. Уничтожение американской авиации на аэродромах должно было способствовать успеху очередной массированной атаки самолетов-камикадзе "Кикусуй №7". Из 12 взлетевших самолетов четыре - вернулись из-за неисправностей, из них только один смог совершить посадку на аэродроме, еще один - при вынужденной посадке разбился и сгорел, погиб один из десантников. Один самолет был подбит зенитным огнем с американского корабля и также был вынужден вернуться. Пять самолетов были сбиты ПВО, в том числе один из них упал на окраине аэродрома Ёмитан, поразив крылом зенитное орудие и убив двух американских зенитчиков. Один из находившихся на борту десантников выжил и был убит в бою. Только один самолет смог приземлиться на аэродроме Ёмитан, причем три десантника погибли еще до посадки из-за огня зениток. Оставшиеся девять десантников и двое летчиков вступили в бой с охраной аэродрома и приступили к уничтожению самолетов на стоянках. В результате атаки уничтожено девять американских самолетов (F4U "Корсар" - 3, PB4Y-2 "Приватир" - 2, R5D "Скаймастер" - 4), повреждено - 32 (F4U "Корсар" - 22, F6F-5N "Хеллкэт" - 3, PB4Y-2 "Приватир" - 2, R5D "Скаймастер" - 5), а также два склада горючего (всего около 200 тонн бензина). 12 июня 1945 года последний из оставшихся в живых десантников вышел к частям 32-й японской армии и доложил о выполнении задания, имя его осталось неизвестным, наиболее вероятно он погиб в последующих боях.
25 мая 1945 года - японское командование начало проведение седьмой массированной атаки американских кораблей в районе Окинавы "Операция Кикусуй №7". Самолеты-камикадзе армии и флота смогли потопить быстроходный транспорт APD-47 "Бейтс", десантный корабль LSM-135 и повредить эсминцы DD-472 "Гест", DD-547 "Коуэлл", DD-780 "Стормс", эскортные миноносцы DE-188 "О'Нилл", DE-641 "Уильям Коул", быстроходные транспорты APD-20 "Ропер", APD-29 "Барру", APD-50 "Симс", минный тральщик AM-305 "Спектекл" и транспортное судно "Сегундо Руис Белвис".
25 мая 1945 года - бомбардировщики B-29 "Суперфортресс" нанесли второй массированный удар по Токио со средних высот с использованием зажигательных бомб. В ударе приняло участие 502 бомбардировщика, из них было 26 машин (рекордные единовременные потери за всю войну для B-29), еще 110 самолетов были повреждены. Достоверно установлено, что не менее пяти бомбардировщиков были сбиты огнем зенитной артиллерии, причина потери других - неизвестна. В результате удара сгорело 48 квадратных километров городской застройки, более 160 тысяч построек, в том числе был поврежден императорский дворец. Погибло более 7400 мирных жителей. В городской тюрьме заживо сгорели 62 пленных американских летчика, спасению которых (в отличие от японских заключенных) охрана препятствовала.
26 мая 1941 года - совершил первый полет прототип автожира Ka-1 фирмы Каяба. С конца 1941 года автожир строился малой серией для японской армии, где очень ограниченно использовался как корректировщик артиллерийского огня. Во второй половине войны использовался для противолодочного патрулирования у берегов Японии. Всего произведено 98 аппаратов этого типа модификаций Ka-1 и Ka-2.
26 мая 1945 года - в районе Окинавы самолетами-камикадзе повреждены быстроходный тральщик DMS-24 "Форрест" и охотник за подводными лодками PC-1603.
27 мая 1921 года - родился ас флотской авиации мичман Окано Хироси. Уроженец префектуры Ибараки (восточное побережье центральной части острова Хонсю). Был призван в военно-морские силы в 1938 году. В мае 1941 года выпустился из летной школы. Участвовал в боевых действиях с декабря 1941 года на A5M, обеспечивая ПВО Маршалловых островов. С мая 1942 года участвовал в боях на юге Тихого океана в составе кокутай "Тайнан", затем 201-го и 331-го кокутай. Некоторое время был в составе авиагруппы авианосца "Дзюнъё". Конец войны встретил в Японии в составе "элитного" 343-го кокутай. Современными японскими и западными историками считается 17-м в рейтинге асов японской морской авиации с 19-ю победами.
27 мая 1944 года - совершена первая спланированная "самоубийственная атака". Утром этого дня американские войска начали высадку на остров Биак у берегов Новой Гвинеи. Для нанесения удара по кораблям в районе высадки с аэродрома Бабо (северо-западная часть острова Новая Гвинея) вылетело четыре истребителя Ki-45 5-го сентай во главе с командиром сентая майором Такадо Кацусиге. Два самолета были сбиты зенитками над плацдармом, еще один сбит истребителем. Подбитый "Торю" майора Такада попытался протаранить эсминец DD-394 "Сэмпсон", но раненный летчик перед самым ударом застрелился и неуправляемый самолет перелетел "Сэмпсон" и врезался в морской охотник за подводными лодками SC-699. На деревянном кораблике двое матросов погибло и несколько получили ранения, но через некоторое время пожар удалось потушить. Совершенно необъяснимо как, но стрелок-радист старший сержант Мотояма Тосима при ударе был выброшен из самолета, остался жив и через три дня добрался до своих. По его докладу было потоплено два эсминца, еще два эсминца и крейсер - повреждены. "Высокие результаты" атаки Такада стали одним из "доказательств" для японского командования необходимости широкого применения специальной тактики.
27 мая 1945 года - японское командование начало проведение седьмой массированной атаки американских кораблей в районе Окинавы "Операция Кикусуй №8". В этот день получили повреждения эсминцы DD-515 "Энтони", DD-630 "Брайн", быстроходные транспорты APD-56 "Лоу", APD-102 "Рэднор", гидрографическое судно AGS-8 "Даттон", десантные корабли LCS(L)-52, LCS(L)-61, LCS(L)-119.
28 мая 1945 года - в районе Окинавы самолетами-камикадзе потоплен эсминец DD-741 "Дрекслер" и повреждены десантный корабль LCS(L)-119, войсковой транспорт APA-194 "Сандовал" и транспортные суда "Мэри Ливермор", "Браун Виктори", "Джозайя Снеллинг".
29 мая 1931 года - начался рекордный перелет на самолете Исикавадзима R-3 с именем собственным "Сейнен Ниппон" ("Молодёжь Японии") из Японии в Италию. Идеей перелета предусматривалось не только перелет на самолете национальной разработки (на самом деле самолет был спроектирован под руководством немецкого конструктора Густава Лахманна по образцу Де Х́эвилленд D.H.60), но и один из летчиков должен был быть студентом. Командиром экипажа стал опытный летчик-инструктор Кумакава Рётаро, представитель студенчества Кирамура Моритака - первокурсник экономического факультета частного токийского университета Хосэй. За время полета летчики преодолели 13926 км, посетив Харбин, Читу, Красноярск, Омск, Казань, Москву, Кенингсберг, Берлин, Брюссель, Лондон, Париж, Марсель и 31 августа 1931 года прибыли в Рим.
29 мая 1942 года - гидросамолет E14Y1 с подводной лодки I-10 провел разведку бухты Диего-Суарес на северной оконечности острова Мадагаскар. Были обнаружены линкор "Рамиллеес", другие боевые корабли и транспортные суда. По результатам воздушной разведки 30 мая 1942 года корабли для атаки были направлены две мини-субмаринами с подводных лодок I-16 и I-20. В гавань смогла проникнуть одна лодка с I-20 (мини-субмарина с I-16 пропала без вести) повредившая одной торпедой линкор "Рамиллиес", второй - потопила танкер "Бритиш Лоялити".
29 мая 1945 года - в районе Окинавы самолетами-камикадзе повреждены эсминец DD-639 "Шабрик" и быстроходный транспорт APD-81 "Татум".
30 мая 1942 года - гидросамолет E14Y1 (по другим сведениям E9W1) с подводной лодки I-21 провел разведку гавани австралийского порта Сидней (первый полет был совершен 23 мая гидросамолетом с I-29). Летчики подтвердили нахождение на стоянке двух "линкоров" (за них были приняты тяжелые крейсера "Чикаго" и "Канберра"). Этой же ночью три мини-субмарины попытались атаковать корабли в гавани, но смогли только поразить старый паром, используемый в качестве плавучей казармы. Все лодки погибли.
31 мая 1920 года - в Токио на поле Йоёги (сейчас парк, в то время использовалось для парадов войск) была успешна завершена воздушная гонка итальянских летчиков "Рейд Рим-Токио". Из 11 экипажей в Токио смогли прибыть только два на невооруженных вариантах истребителя Ансальдо SVA-9. Победили летчики лейтенант Артуро Феррарини с механиком Джино Саппаннини и лейтенант Гуидо Масиеро с механиком Роберто Маретто. Продолжительность перелета составила 106 суток, из них только 32 дня летных со 112 часами фактического полета. Остальные девять экипажей выбыли с маршрута, двое летчиков погибли.