Найти тему

Вспоминаем поезд № 61/62 "Ятрань" сообщением Москва-Знаменка. Плюс мои воспоминания о пишущей машинке "Ятрань"

Когда я был маленьким, то мама, работая в госуниверситете в лаборатории, подрабатывала тем, что печатала на пишущей машинке различные тексты. Это были рукописи научных статей, учебных пособий, монографий и даже диссертации. Вот тогда я впервые и прочитал это слово - "Ятрань". так называлась одна из самых распространенных пишущих машинок в СССР. Выглядело это чудо техники вот так:

Пишущая машинка "Ятрань". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пишущая машинка "Ятрань". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По тем временам - это, конечно, была диковинка. Я напечатал на ней даже письмо прабабушке. Помню, как с нетерпением ждал, когда мама ее освободит, чтобы мне тоже что-нибудь на ней попечатать. Это ж реально было чудо техники! А как прикольно было исправлять ошибки. была такая специальная бумажка, которую подкладывали и печатали поверх нужную букву, а она закрашивала старую.

А вот производили эти машинки в Кировограде. Там был целый завод, который так и назывался - производственное объединение "Пишмаш" (по другим данным - "Друкмаш", но скорее всего, завод назывался и так, и так, но в разные годы).

Кировоград. Корпуса завода "Пишмаш". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кировоград. Корпуса завода "Пишмаш". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Приносила мама эту пишущую машинку с работы, ибо в советские годы иметь такое чудо техники в личном домашнем хозяйстве было очень дорого. Цены в зависимости от модели колебались в интервале 600-650 рублей. Механические были, конечно, подешевле, но тоже стоили прилично. В общем, вот тогда я первые и узнал это слово - Ятрань. Стал узнавать, кто знает, что это такое. И оказалось, что это река. Очень небольшая - всего-то 104 км длиной. Приток реки Синюхи, которая далее несет свои воды в Южный Буг.

Нижнее течение реки Ятрань. Недалеко от места впадения в реку Синюха. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Нижнее течение реки Ятрань. Недалеко от места впадения в реку Синюха. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Недалеко от устья есть и поселок - Ятрань. Если верить Google.Earth, то прямо напротив поселка есть вот такой холм:

Река Ятрань вблизи поселка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Река Ятрань вблизи поселка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вся река перегорожена целым каскадом малых ГЭС. А потому в среднем течении она кажется намного более полноводной, чем в нижнем.

Среднее течение реки Ятрань. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Среднее течение реки Ятрань. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, выглядят эти малые ГЭС в большинстве своем примерно вот так:

Одна из малых ГЭС на Ятрани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Одна из малых ГЭС на Ятрани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот еще фотография среднего течения реки - ну прямо приличная крупная река, кажется (хот меня опять терзают смутные сомнения в правдивости искусственного интеллекта Google):

Ятрань. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ятрань. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот дальше - самое интересное. Есть в Кировоградской области город Знаменка. В нём - очень крупная железнодорожная станция. Важнейший транспортный узел с самой зари развития железных дорог в Российской империи. Располагается станция на линии Харьков - Одесса - примерно посередине. И в советские годы в город, где сейчас проживает немногим более 20 тыс. чел., ходил свой собственный поезд. А уже в начале 2000-х, если верить справочнику 2004 года, то даже не один, а два поезда: № 61/62 и 217/218 (второй видимо по дням с Кременчугским). Вот поезд № 61/62 одно время и назывался "Ятрань". Кому в голову пришла такая идея, я, конечно, не знаю. Но там река Ятрань от этого города километрах в 150-ти минимум. Там уж скорее поезд нужно было называть "Ингулец". Вот эта река к северу от Знаменки буквально в 5 км. Единственное, что однозначно объединяет Ятрань и Знаменку, так это то, что и река, и город находятся в Кировоградской области.

Знаменка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Знаменка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а кроме того, что это крупная железнодорожная станция, так это еще и бальнеологический курорт. Ну а мы давайте вспомним маршрут поезда № 61/62 Ятрань. В 1987 году поезд отправлялся из Знаменки (№ 62) в 18:42 и двигался в направлении собственно областного центра, где и оказывался через 48 минут. В наши дни города с таким названием вы на карте не найдете. В 2016 году он был переименован в Кропивницкий. Этот населенный пункт вообще за всю свою историю сменил множество названий, успев побывать еще и Елисаветградом, и Зиновьевском. А мог и Ингульском стать, поскольку жители очень сильно возражали против названия Кропивницкий (это фамилия актера). Он в десять с лишним раз больше Знаменки.

Интересно, что на этом участке поезд следовал в сторону практически прямо противоположную Москве, поскольку Кировоград находится к юго-западу от Знаменки. И вот там поезд делал крутой поворот на север, двигаясь уже в сторону города Черкассы на Днепре. Когда-то в советские годы у меня там жили родственники, но уже более 35 дет связь с ними потеряна. Как СССР распался - так ничего о них и не знаем. Пробовал найти в соцсетях, но безуспешно. До Черкасс будет еще несколько остановок: Помощная (21:10 - указано время прибытия). Капустино (21:59), Новомиргород (22:43), Имени Т. Шевченко (23:39), ну и сами Черкассы в 00:46.

Черкассы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Черкассы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это еще один областной центр. И он даже больше по численности населения, чем Кировоград - около 270 тыс. чел. Он ведет свою историю аж с XIII века. Естественно, что многократно разорялся, сжигался. Красивый город. Особенно в памяти остался Голубой дворец - здание гостиницы "Славянская".

Голубой дворец. Черкассы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Голубой дворец. Черкассы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

После Черкасс поезд уходил на левый берег Днепра. Там огромный мост через Кременчугское водохранилище.

Железнодорожный мост через Днепр. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Железнодорожный мост через Днепр. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

После нескольких станций с остановками по 2-5 минут поезд № 62 прибывал в Бахмач. Это уже Черниговская область. Упомянут же город впервые был в том же году, что и Москва - в 1147. Это была еще одна узловая станция - место пересечения нескольких направлений железных дорог.

Бахмач. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бахмач. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше в 07:08 был известный город Конотоп, затем станции Кролевец и Воронежская, Хутор Михайловский и Невля, и в 11:28 на следующий день после отправления поезд № 62 оказывался в Брянске. Простояв в Брянске-Орловском 20 минут, поезд № 62 устремлялся на Москву. Причем в достаточно прямо смысле - устремлялся. У него оставалось лишь две остановки - Сухиничи-Главные (13:28) и Калуга (14:44). И уже в 17:51 (через 6 часов без трех минут после Брянска), то есть менее чем через сутки после отправления из Знаменки, поезд оказывался на Киевском вокзале Москвы.

Киевский вокзал. Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Киевский вокзал. Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Общее время в пути 23 часа 09 минут.

В наши дни от Брянска до Москвы дневные экспрессы доходят за чуть более чеми 4 часа. А пассажирские поезда в пути всё те же около 6 часов.

А вот в 2004 году поезда из Знаменки были еще быстрее. № 61/62 доходил до Москвы за 19 часов 26 минут, а № 217/218 вообще за 18 часов 31 минуту. А не другим ли маршрутом они шли? Так и есть! Естественно, что никакого смысла спускаться вниз на Кировоград им не было, а потому поезда уходили сразу же на Им. Тараса Шевченко, где оказывались буквально через 2 часа после отправления из Знаменки. А вот 17 годами ранее,с учетом уже описанного мною круга, время в пути до Имени Тараса Шевченко составляло без малого 5 часов!

Им. Тараса Шевченко. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Им. Тараса Шевченко. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, отправлялись оба поезда из Знаменки днём - в 14-15 часов. Вечером (16:46 и 17:56, а не глубокой ночью, как в 1987 году), оба поезда были в Черкассах. В Бахмач они прибывали в 21:44 и 23:02. Немного неудачное время было у них в Брянске (03:52 и 04:40). Причем первый № 218 останавливался на станции Брянск-Льговский, а второй - стоял в Брянске-Орловском аж 40 минут. Ну и затем Сухиничи-Главные, Калуга и Москва (в 09:39 и 11:31).

Где-то по чуть-чуть эти поезда еще несколько часов выигрывали у поезда 1987 года. Вот такая интересная история вышла при воспоминаниях о слове Ятрань. Спасибо, что читаете! Как всегда рад вашим комментариям! До встречи на канале!