Найти в Дзене

Цветные “лоскуты” на фасадах Петербурга - откуда они берутся?

Эти цветные пятна на фасадах - визитки петербургских улиц. Такие же, как беспорядочно прорезанные в брандмауэрах окна или чудовищные металлические двери парадных роскошных особняков. Этими заплатками скрывают следы разрушения, маскируют наспех оштукатуренные щели, закрашивают граффити. Они, как лоскутное одеяло покрывают фасады домов, не считаясь со статусом и роскошью убранства. К слову говоря, такая мазня на стенах - вещь наказуемая. Фрагментарная окраска в принципе запрещена, и уж тем более отличным от фасадного цветом. Наказание предусмотрено пунктом 1 статьи 20–1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273–70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»: “Фрагментарная окраска или облицовка архитектурных деталей фасадов зданий, сооружений, конструктивных элементов фасадов или элементов декора фасадов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 3 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 2

Эти цветные пятна на фасадах - визитки петербургских улиц.

Такие же, как беспорядочно прорезанные в брандмауэрах окна или чудовищные металлические двери парадных роскошных особняков. Этими заплатками скрывают следы разрушения, маскируют наспех оштукатуренные щели, закрашивают граффити. Они, как лоскутное одеяло покрывают фасады домов, не считаясь со статусом и роскошью убранства.

Фото из моего архива
Фото из моего архива

К слову говоря, такая мазня на стенах - вещь наказуемая. Фрагментарная окраска в принципе запрещена, и уж тем более отличным от фасадного цветом.

Наказание предусмотрено пунктом 1 статьи 20–1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273–70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»:

“Фрагментарная окраска или облицовка архитектурных деталей фасадов зданий, сооружений, конструктивных элементов фасадов или элементов декора фасадов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 3 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 тысяч до 1000 тысяч рублей”

Но когда это кого-то у нас останавливало.

Кстати, иногда мелкие ровные квадраты где-нибудь в неприметном углу - это тест на подходящий зданию колер. Я, правда, никогда таких не видела. Вот это вот тоже мало похоже на подбор цвета:

Фото из моего архива
Фото из моего архива

Вы же обращали внимание на цвет этих “заплаток”? Они ведь не абы каких, а определённого диапазона оттенков. Задумывались, почему именно этих? Ну вряд ли коммунальщики всего города просто договорились использовать конкретные цвета, правда же?

Совпадение?

Нееет, у Петербурга есть собственная цветовая палитра, которая состоит из 40 оттенков. Базовые цвета - бежевый, голубой, серо-зелёный, и другие пастельные тона, которые делают город таким узнаваемым.

В Москве, например, нет какого-то характерного цветового кода - она очень эклектична во всём. В мою бытность москвичкой, я устраивала фотосессии на тему “Петербург в Москве”. Разыскивала локации с похожей архитектурой, в схожих цветах, и, если удавалось найти ракурс, с которого в кадр не лез бы Москва-Сити - ну чисто Питер!

Палитра характерных петербургских, а точнее - ленинградских цветов была создана в 1966 году.

Традиционные цвета Санкт-Петербурга. Сайт Комитета по градостроительству и архитектуре
Традиционные цвета Санкт-Петербурга. Сайт Комитета по градостроительству и архитектуре

За основу были взяты исследования ещё начала ХХ века. Изучались целые исторические эпохи, особенности и закономерности окраски зданий в те или иные годы. Учитывались формы объекта, детали и фактура фасадов, размер окрашиваемой площади. Вскрывались побелки и покраски в поисках изначального цвета. Надо сказать, что большую часть своей истории Петербург был выдержан в спокойной гамме.

Как менялись оттенки фасадов в разные годы?

В Петровские времена Петербург был максимально контрастным. Много строили из кирпича и не всегда сразу штукатурили. Также Пётр любил ярко красить мосты - это оттуда растут ноги названий наших “цветных” мостов Синий, Красный, Зелёный.

Фото из интернета
Фото из интернета

Анна Иоановна любила жёлтый. Именно при ней и начали массово использовать охру. Если попросить вас назвать один цвет, который характерен для Питера, вы скорее всего назовёте жёлтый. Точнее, цвет охры. Все внутренние дворы поголовно выкрашены именно в него. На это были две простые причины: охра слишком дешева и износостойка, чтобы этим не воспользоваться. Добавляя её в краску, можно было получить разные оттенки жёлтого, но оставаться в рамках одной гаммы. А, кроме того, она светлая, а значит отражает тот редкий свет, который попадает в колодец. Создаёт ощущение тепла и хоть сколько-то радует глаз.

Зимний дворец при Анне Иоановне. Картинка взята на сайте Citywalls
Зимний дворец при Анне Иоановне. Картинка взята на сайте Citywalls

Елизавета предпочитала природные цвета - небесный, морской, цвет растений. Посмотрите на творения её любимого архитектора Растрелли: Строгановский дворец, Воскресенский Смольный собор, Зимний дворец. Зимний, как известно, неоднократно менял окрас, но Растрелли задумал его в песочно-бежевых тонах, с выделением декора белым цветом.

Воскресенский Смольный собор. Фото из интернета
Воскресенский Смольный собор. Фото из интернета

Екатерина II от барочной роскоши отказалась и предпочитала цвета натурального камня - мрамор, гранит.

Мраморный дворец. Фото из интернета
Мраморный дворец. Фото из интернета

При Александре I наконец создали регламент, в который внесли колеры для окрашивания зданий. В его палитре было всего 8 цветов, преобладали жёлтый, серый и их производные.

Приятный зеленовато-сероватый оттенок появился в расширенной палитре, которую утвердил Николай I.

Интересно, чем объяснялись такие предпочтения государей? Насмотренностью на цвет волны, бьющейся о гранит набережных, на тусклые петербургские рассветы?.. Туманы, мокрые булыжники мостовых, скудный диапазон красок городской растительности?..

Интересный момент.
Устанавливаемые в те или иные годы цвета, обязывались использовать и все прочие города России. А теперь подумайте: как доходили до них образцы? Еще не было компьютерных программ, которые могли бы сгенерировать эталон, его нельзя было быстро распространить по империи.
Для этого использовались деревянные дощечки, на которые наносились цвета и развозились по городам и весям. Представьте, какой нужен талант и глазомер, чтобы создать много дощечек с одним оттенком, которые были бы совершенно идентичны. Их ведь надо было ещё везти их много недель, а то месяцев, и умудриться сохранить невредимыми.

Александр II не только освободил крепостных, но и дал послабление цветовому регламенту - количество оттенков расширилось. Александр III со своей любовью к русскому стилю также добавил ярких красок в облик Петербурга.

Николай II даром, что прозванный “Кровавым” даже перекрасил Зимний дворец в красный цвет. Таким и штурмовали его в 1917 году.

-10

Далее на архитектурный подиум поднимается модерн - так любимый всеми, даже теми, кто его на отличает от других стилей. Больше индивидуальности, округлости форм, асимметрии фасадов - всё это сказалось и на колеровке. Стала активно использоваться плитка - синего, зелёного, лилового цветов, мозаики и витражи.

Сталинский ампир откинул к истокам цветовую гамму архитектуры. Но это уже больше московская история, здесь она звучит в основном в пределах Московского района.

Я опущу времена хрущёвской борьбы с излишествами и вовсе не буду касаться современного выбора цвета застройщиками. Принятая в 1966 году палитра сегодня имеет рекомендательный характер, так что у современных проектировщиков руки не связаны. Одно радует - дизайн-код не позволит строить дома кричащих цветов в ряду с исторической застройкой.

А что касается цветных лоскутов на домах.

Кто скажет, что они не соответствуют утвержденной палитре, пусть первым бросит в меня камень - так, видимо, аргументируют свои действия коммунальщики.

Так же они ссылаются на нехватку мастеров, которые составляли бы колерные бланки для каждого конкретного фасада. На нехватку рук, которые согласились бы нормально держать валик за такую зарплату.

А сейчас я выключу злобного градозащитника и скажу, как по сердцу: есть в этом какая-то эстетика - если толковать термин “эстетика” не как “красота”, а как “выразительность форм”. Эстетика упадка, “спин нищета” - то, что манит и пленит, едва ли не больше, чем роскошь фасадов.

Мне нравится думать, что эти лоскуты - дело рук несостоявшихся художников, которых турнули из художественного училища, и теперь они вынуждены работать в городской коммунальной службе.

И я не знаю, как относиться к этому явлению. Это, как тайно любить всякие извращения - принято считать, что это фу, но тебе нравится)

Очень противоречивый город.