Конечно контроль и надзор за семьей, куда передан под опеку ребенок - обязанность органов опеки. Но порядок этого контроля строго прописан в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.
А что происходит на практике? На практике вместе с запросами характеристик сотрудники органов опеки запрашивают в школах фото подопечных. Надо заметить, что когда Вы оформляете ребенка в школу, Вы подписываете согласие на хранение, использование и обработку персональных данных, как своих, так и ребенка. Но передавать персональные данные в органы опеки у школы без Вашего согласия нет, если это прямо не прописано в этом согласии. Читайте его! Так вот использование изображения ребенка на сайте школы или передача этого изображения сторонним организациям должна происходить только с Вашего согласия. Если этого согласия не было, то фото ребенка передано в органы опеки незаконно. Фото - это тоже персональные данные, если субъект на нем узнаваем. И тут дать по рукам школе и органам опеки можно только через суд.
Тоже самое с опросами детей в школе без ведома, согласия и присутствия опекуна. Какие бы мысли и подозрения у опеки не возникли, опрашивать ребенка без присутствия законного представителя опека не вправе. Заявления опеки о том, что это сделано в рамках внеплановой проверки, например, не соответствуют закону, потому что в соответствии с вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ как плановые, так и внеплановые проверки проводятся по месту жительства. А местом жительства подопечного в соответствии со ст. 20 ГК РФ является место жительства его законного представителя и в соответствии со ст. 2. Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства – это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть местом, где ребёнка могут опросить в рамках плановой или внеплановой проверки, может быть только дом или квартира, где он проживает с опекуном, а не школа, кабинет в органах опеки и т.д. Понятия "подготовка к плановой или внеплановой проверке" в законодательстве не существует, а значит быть опрошенным в рамках "подготовки к проверке" ребенок опрошен быть тоже не может. Допуск к ребенку сотрудника опеки в школе тоже будет нарушением закона, выраженным в превышении должностных полномочий, как со стороны сотрудника опеки, так и со стороны администрации школы или сотрудника школы, допустившего это нарушение.
Часто сталкиваюсь с ситуациями, когда внеплановая проверка проводится на основании того, что у органов опеки имеются претензии к отчёту опекуна или к форме его заполнения, наличию платежных документов при прекрасных актах плановых проверок, где у ребенка всё есть, опекун обеспечивает все потребности ребенка и замечаний нет.
В соответствии всё с тем же Постановлением Правительства РФ № 423 и раздела его Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а конкретно в соответствии со пунктом 6 этих правил исчерпывающими основаниями для проведения внеплановых проверок является переезд на новое место жительство и поступление от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного.
Трактовать эту норму расширительно орган опеки и попечительства не вправе. Отчёт опекуна не является письменным обращением, содержащим сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного ровно до тех пор, пока органы опеки это ненадлежащее исполнение опекуном своих обязанностей или нарушение законных прав и интересов подопечного не доказали при помощи суда или правоохранительных органов. До тех пор умозаключения органов опеки являются субъективным мнением. Если во время плановых проверок все хорошо, то по итогам года отчёт не может вызвать никаких вопросов. Другое дело и структуру отчета опеки часто тоже трактуют очень по-своему, мягко говоря, далеко от закона.
Так что же должен делать органы опеки? Как доказывать растраты со стороны опекуна? Во время плановых проверок органы опеки должны оценить соответствуют ли поступающие на содержание подопечного средства расходам на него, которые видно по обеспеченности ребенка одеждой, питанием, обувью, наличием у него гаджетов и так далее. Чеки на всё это не нужны, но оценить примерный расход на ребенка исходя из наличия вещей, продуктов и опроса ребенка можно. И вот тут в случае наличия значительного расхождения по сумме поступлений и трат на ребенка, орган опеки вправе написать в акте плановой проверки, что расходы на ребенка не соответствуют поступающим на его содержание средствам. А дальше? А дальше в суд, если органы опеки чувствуют в себе силы доказать разницу и ее размер или в правоохранительные органы, дабы они разбирались сколько пришло на ребенка, сколько потрачено? И потом по результатам в суд. Всё это и прописано собственно в п 3 ст. 26 ФЗ «Об опеке и попечительстве…» Дословно «При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному»… Заметьте порядок… Обнаружили нарушения, составили акт тут же по результатам обнаружения, предъявили требование к опекуну о возмещении убытков (доказав наличие и размер убытков!)… А с внеплановым приказом по непонравившемуся отчёту получается иной порядок! Заподозрили, издали незаконный приказ (на основании только подозрений, а не доказанного факта, который должны были обнаружить в порядке п. 3 ст. 26), издали акт, побежали в суд и зачастую без доказанного размера убытков. И где будет этот акт, который был получен на основании проведенной с нарушением установленного порядка назначения и проведения внеплановой проверки? Правильно! Он будет недопустимым доказательством, как полученный с нарушением норм права. Почему так много решений судов, основанных на вот таких актах внеплановых проверок из непонравившихся отчетов? Всё просто! Вникать в это даже юристам и адвокатам не очень хочется. Тонкости порядка, тонкости допустимости доказательств… Вот и стряпаются дела. А опекун обязан в это вникнуть, если не хочет быть лишенным своего имущества самоуправной опекой. Самоуправство – излюбленный способ действий органов опеки из-за недостаточной правовой грамотности и нежелания глубоко изучать законодательство в части регламентирующей их деятельность. Увидели в статье 24 ФЗ «ОБ опеке…», что органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и осуществляют его так, как он им видится. От балды, грубо говоря... Так, как они его себе придумали... Зачем в тонкости порядка вникать? А ведь он в прописан в Постановлении Правительства! Что? Закон имеет большую юридическую силу и там порядок надзора не прописан?
Это правило известно многим, но Постановление Правительства не противоречит, а расшифровывает закон! И в части 2 статьи 24 ФЗ «Об опеке…» закон и отсылает нас к Постановлению Правительства РФ и установленному им ПОРЯДКУ осуществления этого надзора. То есть закон прямо указывает на ПОРЯДОК!
Итак! Ставить законодательство с ног на голову позволять нельзя! Нарушать порядок нельзя!
Сначала акт о ненадлежащем исполнении во время плановой проверки, потом обращение в суд.
А акт внеплановой проверки должен быть на основании обращения в опеку юридического или физического лица (не самого опекуна), а не на основании непонравившегося отчета.
То, что отчет не нравится органам опеки само по себе еще не доказывает нарушения со стороны опекуна и не является сторонним сообщением, которое опека должна проверить, проведя внеплановую проверку. Недовольство отчётом остается субъективным мнением сотрудников органов опеки и сначала нужно доказать ненадлежащее исполнение!
Подозрения органов опеки конечно же могут быть. К примеру... Во время плановой проверки было не так много вещей у ребенка, а доходы выше… Но это же не мешает опекуну после ухода опеки купить за остаток года после плановой проверки ребенку столько вещей и такого качества и стоимости, чтобы полностью израсходовать поступающие на ребенка средства. Норм еды и одежды для ребенка в семье в законе нет! Они есть в сиротских учреждениях, где невозможно исходить при планировании бюджета на учреждение из потребностей каждого конкретного ребенка. А в семье эта возможность есть! И именно поэтому семейное устройство детей является приоритетной формой! Ребенок и его особенности и потребности должны быть мерилом всего! Кому-то нужно больше еды, кому-то спортивного снаряжения, кому-то крутые гаджеты для графики, кому-то больше одежды. Да! Одежда для ребенка в подростковом особенно социуме очень важна! Для меня даже важна! Я с аллергией синтетику не выношу физически - чешусь.
Запомнили?
Сначала акт о ненадлежащем во время плановой проверки, потом правоохранительные органы и суд (или только суд, минуя правоохранительные органы, но бремя доказывания убытков и их размера в этом случае на стороне опеки).
Либо сначала доказательство ненадлежащего исполнения обязанностей опекуна, если проблема именно с отчетом опекуна. Решение суда о неверном заполнении отчета или нехватке платежных документов к нему, или об отсутствии отчета (он ведь мог быть и почтой отправлен и потерян, и в этом случае опекун не виноват, если отправил отчет до 1 февраля включительно), как раз и будут тем самым сообщением о ненадлежащем исполнении, полученным органами опеки. Вот тогда органы опеки уже вправе назначить внеплановую проверку, по результатам которой составить акт, и выйти и в правоохранительные органы или в суд для защиты имущественных прав подопечного, если для того есть основания.
К внеплановым проверкам по сигналу от граждан, от соседей, от школы, от поликлиники я в этом случае не говорю. Сигналы должны проверяться, должна проводится проверка, должен быть по результатам составлен акт и приняты соответствующие результатам проверки меры.
Но по уму ненадлежащее исполнение обязанностей по хранению имущества и растраты со стороны опекуна, органы опеки должны обнаруживать во время именно ПЛАНОВЫХ проверок, поскольку размер, поступающих на содержание подопечного средств, органам опеки известен. Они вправе запросить и ФССП, и СФР (бывший ПФР) о поступающих на содержание ребенка средствах.
Любые действия опеки выходящие за рамки законодательства можно и нужно обжаловать! Для меня – это способ заработка. А для моих клиентов в случае выигрыша – мои услуги становятся бесплатными, так как взыскиваются с проигравшей стороны в пользу клиента. Я работаю за гонорар успеха. То есть в случае проигрыша, прошу компенсировать мне только реальные расходы на подготовку дела и поездки. И до тех пор, пока опеки не начнут работать в соответствии с законом и установленным законом порядком, я без работы не останусь. При том, что я и сама опекун, мне жаль, что отстаивать законные права приходится в судах и прокуратурах… Хотелось бы спокойных и законных взаимоотношений с опекой, хотелось бы заниматься детьми... Но… Велика Россия… Но и это теперь не проблема! Ведение дела посредством видо-конференцсвязи (ВКС) стало доступно практически в любом суде Российской Федерации. И где бы я ни находилась, я смогу помочь. Хоть в Москве, хоть, будучи с детьми на отдыхе, в любом уголке России... Обращайтесь! Пора не только органам опеки контролировать нас, при осуществлении опекунских полномочий, но и нам контролировать органы опеки при осуществлении их полномочий. И вот именно тогда наступит мир и благодать, тогда опекун будет заниматься исключительно ребенком, а не войнами с органами опеки в одиночку. В статьях есть ссылки на чаты опекунов в telegram. Приходите! Нас там уже много. А вместе мы реальная сила! https://t.me/+G5MCEqDn8YY4ZWYy и https://t.me/opecunam
P.S. У меня кстати, достаточно законопослушная опека… Во всяком случае с внеплановыми проверками на основании непонравившегося отчета не приходит, а пишет мне письма, что их не устраивает в отчёте и что я должна поправить… И вот тут у меня уже есть право поправить, ответить или обжаловать это требование опеки в прокуратуру или суд, если я считаю требование незаконным. Или у них есть право выйти в суд с требованием обязать меня к чему-то по части отчёта (не рисковали)… Если кто-то из нас заблуждается касательно формы заполнения суд или прокуратура нам поможет разобраться спокойно. Я свою позицию умею отстаивать, потому что выстраиваю ее на основе закона… Всё проходит последние годы мирно… не нахрапом… за что я своей опеке очень благодарна!