Выбраться на новинку кинопроката «Золото Умальты» сподвигло имя режиссёра Андрея Богатырёва. Его предыдущий фильм «Красный призрак» (2021) показался весьма удачным, в отличие от целого ряда безликих «стрелялок» на тему Великой Отечественной войны. Запомнилась игра артиста Алексея Шевченкова в образе сурового мстителя, реально кошмарившего фашистов.
Так что, сравнить было с чем! И не скрою, хотелось уяснить для себя: взошел ли одарённый режиссёр на новую творческую вершину, или пока что почивает на прежних лаврах?
Что греха таить, давненько отечественный кинематограф не баловал нас захватывающими приключенческими фильмами, смотрящимися от начала до конца на одном дыхании. Такими, например, как «Белое солнце пустыни» или «Пираты XX века». Не секрет, что по количеству просмотров они превзошли в нашем прокате многие зарубежные киноленты.
Новая работа Андрея Богатырёва широко рекламировалась именно как «грандиозная премьера» в классическом жанре остросюжетных приключений «истерн», особенно популярном в 1960-х – 1970-х гг.
Истерн … Вспомнилось, что пару лет назад на клубном ретро-показе довелось посмотреть американский фильм с созвучным названием «Золото Маккены» по роману Х. Аллена (Columbia, 1968). Устроители рассказывали, что эта голливудская экранизация признана одним из шедевров аналогичного жанра «вестерн» (посвященного «Дикому Западу» в отличие от Востока)
Действительно, блистательная игра Грегори Пека и Омара Шарифа оставила яркое впечатление! Хороша была и музыкальная канва ленты с авантюрным песенным лейтмотивом:
- Вновь, вновь золото манит нас!
Создатели нашего фильма также делали акцент на сюжете, лихо закрученном вокруг золотых россыпей. По остроте схваток, и особенно, по количеству персонажей, убитых в борьбе за «презренный металл», российский боевик не уступал голливудскому блокбастеру.
Прекрасно передана в фильме Богатырёва первозданная природа Хабаровского края, соперничающая по красоте со скалистыми ландшафтами Юты и Аризоны. Последние служили съёмочными площадками «Золота Маккены».
Присутствовали в отечественной ленте и индейцы в лице таёжных тунгусов, и таинственные шаманы, взывающие к духам, и даже крутой американец Джек Нортон. Правда, он был не шерифом, а искателем приключений, привлеченным на Дальний Восток запахом наживы. Но также предпочитал револьвер Кольта. Превратную линию судьбы очерчивали парящий Ворон и одинокий Волк.
Удивительно, что в обеих лентах вожделенным атрибутом для авантюристов служила карта золотого «эльдорадо», начертанная на куске материи.
Вкратце скажу, что действие фильма (за исключением нескольких петроградских и фронтовых эпизодов) разворачивается в начале 1917 года на Дальнем Востоке. Конный фургон под охраной нескольких всадников везет с таёжного прииска в надёжное хранилище 40 пудов (640 кг) золотого песка. Однако путь им преграждают люди в зловещих личинах, напоминающих ритуальные маски тунгусов.
В завязавшейся перестрелке погибают все ездовые и охранники, за исключением одного – бывшего каторжника Егора (арт. Алексей Шевченков). Его, тяжело раненого, местные тунгусы вылавливают из бурной реки Умальты. Им удаётся спасти Егора с помощью чудодейственных снадобий и мистических заклинаний.
Владелец же драгоценного груза, купец-миллионщик Леонтий Булыгин (арт. Александр Самойленко), получив в Петрограде известие о налёте, поначалу нисколько не расстраивается – ведь груз был полностью застрахован. Однако, революционный хаос уже надвигался на Северную Столицу – вскоре купец узнаёт, что страховое общество лопнуло.
Но стреляться, в отличие от коллеги-фабриканта он не намерен!
В стремлении вернуть своё достояние Булыгин спешно выезжает по Транссибу на Дальний Восток.
Там он набирает команду отчаянных головорезов, с которыми направляется в тайгу на поиски похищенного золота. Путь ему указывает Егор, случайно завладевший картой с местом золотого «схрона».
Ну и какой же истерн без роковой красотки! Роль коварной аферистки и обольстительницы Сони по прозвищу (извиняюсь) «Золотой пупок» в фильме исполняет Софья Эрнст. Она везде сопровождает Булыгина, терпеливо снося его оскорбления: «Ведь без меня ты никто. Хочешь, напомню, где я тебя нашел»!
Грубый, но доверчивый магнат даже не подозревает, что именно Соня навела на его золотой обоз бандитов во главе со своим любовником, бывшим офицером и полным негодяем Долецким (арт. Артём Ткаченко). Сейчас он со своими подручными также направляется к припрятанному сокровищу, рассчитывая прийти первым. А чтобы задержать команду Булыгина, устраивает по пути смертельные ловушки, подставляет под удар ни в чём неповинных тунгусов.
Тем временем прозревшая Соня тщетно пытается вернуть из детского приюта оставленного в Хабаровске сына. Но сама погибает от рук китайской мафии, также проведавшей о золоте.
И наконец, в финальной схватке гибнут все главные герои, за исключением, опять же, Егора и единственной девушки-тунгуски. А золото в итоге не достаётся никому – телега с ним слетает с обрыва в бурные воды Умальты …
По впечатлениям, фильм сделан профессионально, вдумчивым ищущим режиссером, стремившимся создать слаженное действие.
Но утверждать, что лента смотрится захватывающе, «на одном дыхании», право, не возьмусь.
Излишне затянутой выглядит побочная линия «театра трёх актёров», где Соня выступает в качестве примы. Расхожие анекдоты в исполнении её сценических коллег - комических персонажей – Ковбоя и Индейского Вождя показались скучноватыми и не совсем уместными для динамичного ритма истерна.
Отвлекали от действия и частые обращения к прошлому героев. Хотя эпизод жестокой игры офицеров в «кукушку» - по, сути, жмурки с охотой на водящего – смотрелся неплохо.
Но главное, тема противостояния сил добра и зла, по законам жанра обязательная для остросюжетных боевиков, оказалась в фильме невнятной и размытой. Тон в нем задавали исключительно «плохие парни».
Получается, что битва за «золотого тельца» в ленте идёт между "отпетыми негодяями" и "законченными злодеями", между которыми мечется честный каторжник Егор.
В итоге непонятно, кому из них, собственно, нужно сочувствовать и сопереживать??
В том же «Красном призраке», с ясным делением на «наших» и «врагов», зритель столь сложной дилеммой не озадачивается
Возможно, объяснением могут служить финальные титры. Из них следует, что сюжетный контент был разработан хабаровским губернатором, а сам фильм снят «при содействии правительства Хабаровского края». Как видно, в данном случае «заказуха» отнюдь не способствовала полёту творческой мысли.
Остается пожелать режиссеру Богатырёву снять новые фильмы, где он будет более раскован в свободе выбора.