7 апреля 1916 года в Петрограде родился прекрасный советский художник, лауреат Сталинской премии Борис Валентинович Щербаков.
С одной стороны, жизнь его обладает всеми положенными приметами маститого советского мастера.
В 1939 году закончил Ленинградский институт живописи, дипломная работа «Редакция газеты «Правда», год 1917»; в Отечественную - сначала командир саперного взвода; затем - фронтовой художник; известны его портреты Покрышкина и Кожедуба; серьёзный вклад внес он в лениниану и сталиниану; Дзержинского тоже писал; одна из знаменитых его работ - «Пепел Бухенвальда» (1963) - которую часто сравнивали с песней Мурадели о Бухенвальде, про которую мы вчера говорили; жил в Москве на Тверской, заслуженный художник РСФСР, народный художник СССР - всё, как полагается.
У меня есть одно советское издание его работ.
Само собой там есть все его основные классические работы, по которым вы его наверняка опознаете.
(Так и хочется её назвать «…участник СВО в гостях у фигуранта списка Форбс».)
Но речь сегодня пойдёт о другом. Я просто сфотографировал нынче с утра из этой советской книжки подряд все работы Щербакова с изображениями храмов. Специально не искал, говорю. Только одна книга издательства «Советский художник» из серии «Мастера советского искусства».
Итак.
Замечательные работы, правда? Свет и благость источающие. Даже изображение заброшенного храма в Суздале (но с оставшимся золотящимся крестом над куполом). Зато остальные храмы и монастыри сияют - как в фильмах Михалкова про Россию царскую. Но это советская Россия, с натуры.
И это только один советский художник и сталинский лауреат. А таковых, как мы с вами уже знаем, было великое множество - с проходящей через всё легальное (!) творчество легальной (!) христианской темой. Я это ещё не раз докажу на многих примерах.
Только дикость нашей публики позволяет разнообразным квазиправославным деятелям (на самом деле это чистый буржуазный шоу-биз) из года в год рассказывать, как наглухо была табуирована в СССР христианская тема, когда запретили и церковь, и Христа, и только благословенный 1991 год освободил нас.
Давайте не будем утрировать: официальной идеологией СССР был материализм.
Однако нельзя позволить, чтоб нас осмысленно превращали в дикарей, отменяя колоссальный вклад официальной советской культуры в осмысление христианской традиции.
Одна передвижная выставка «Христианство в советской культуре» раздавила бы - для всех обладающих зрением людей - всё это демагогическое мракобесие, бесконечно упрощающее картину советского XX века.
Но кто ж такую выставку сделает! Кто нам её проведёт, покажет! Точно не канал «Спас».
А если и сделают минимум от минимума, то там будет ходить мрачный экскурсовод и рассказывать: «Под спудом советской атеистической цензуры свободные творцы, рискуя угодить в ГУЛАГ, писали храмы и работали с христианскими сюжетами…»
Заранее сообщаю: вас разводят. Вам предлагают одномерную картину эпохи. Не покупайтесь.
Ну и: бьюсь об заклад - самые неистовые наши ненавистники советского проекта про Щербакова сегодня не вспомнят, и про христианскую живопись этого маститого соцреалиста -не упомянут.
Да им и плевать. Всё, что не вмещается в их картину мира - им не надо.
Надо - нам. Надо - русским советским православным людям.