Найти тему
Захар Прилепин

ХРИСТИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЛАУРЕАТА СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ

7 апреля 1916 года в Петрограде родился прекрасный советский художник, лауреат Сталинской премии Борис Валентинович Щербаков.

С одной стороны, жизнь его обладает всеми положенными приметами маститого советского мастера.

В 1939 году закончил Ленинградский институт живописи, дипломная работа «Редакция газеты «Правда», год 1917»; в Отечественную - сначала командир саперного взвода; затем - фронтовой художник; известны его портреты Покрышкина и Кожедуба; серьёзный вклад внес он в лениниану и сталиниану; Дзержинского тоже писал; одна из знаменитых его работ - «Пепел Бухенвальда» (1963) - которую часто сравнивали с песней Мурадели о Бухенвальде, про которую мы вчера говорили; жил в Москве на Тверской, заслуженный художник РСФСР, народный художник СССР - всё, как полагается.

У меня есть одно советское издание его работ.

Само собой там есть все его основные классические работы, по которым вы его наверняка опознаете.

«Кончилось ваше время». 1952
«Кончилось ваше время». 1952

(Так и хочется её назвать «…участник СВО в гостях у фигуранта списка Форбс».)

Но речь сегодня пойдёт о другом. Я просто сфотографировал нынче с утра из этой советской книжки подряд все работы Щербакова с изображениями храмов. Специально не искал, говорю. Только одна книга издательства «Советский художник» из серии «Мастера советского искусства».

Итак.

«Плёс». 1947
«Плёс». 1947
«Суздаль. Вечер». 1959
«Суздаль. Вечер». 1959
«Здесь Пушкин погребён». 1965
«Здесь Пушкин погребён». 1965
«Церковь в Цыганешти». 1969
«Церковь в Цыганешти». 1969
«Спас на Сенах». 1973
«Спас на Сенах». 1973
«Великий Яковлевский монастырь». 1973
«Великий Яковлевский монастырь». 1973
«Опадают листья». 1973
«Опадают листья». 1973
«Ростовские силуэты». 1973
«Ростовские силуэты». 1973
«Ростов - город светлый». 1975
«Ростов - город светлый». 1975
«Церковь Архтстратига Михаила в Тарханах». 1977
«Церковь Архтстратига Михаила в Тарханах». 1977
«Церковь в селе Уборы». 1982
«Церковь в селе Уборы». 1982

Замечательные работы, правда? Свет и благость источающие. Даже изображение заброшенного храма в Суздале (но с оставшимся золотящимся крестом над куполом). Зато остальные храмы и монастыри сияют - как в фильмах Михалкова про Россию царскую. Но это советская Россия, с натуры.

И это только один советский художник и сталинский лауреат. А таковых, как мы с вами уже знаем, было великое множество - с проходящей через всё легальное (!) творчество легальной (!) христианской темой. Я это ещё не раз докажу на многих примерах.

Только дикость нашей публики позволяет разнообразным квазиправославным деятелям (на самом деле это чистый буржуазный шоу-биз) из года в год рассказывать, как наглухо была табуирована в СССР христианская тема, когда запретили и церковь, и Христа, и только благословенный 1991 год освободил нас.

Давайте не будем утрировать: официальной идеологией СССР был материализм.

Однако нельзя позволить, чтоб нас осмысленно превращали в дикарей, отменяя колоссальный вклад официальной советской культуры в осмысление христианской традиции.

Одна передвижная выставка «Христианство в советской культуре» раздавила бы - для всех обладающих зрением людей - всё это демагогическое мракобесие, бесконечно упрощающее картину советского XX века.

Но кто ж такую выставку сделает! Кто нам её проведёт, покажет! Точно не канал «Спас».

А если и сделают минимум от минимума, то там будет ходить мрачный экскурсовод и рассказывать: «Под спудом советской атеистической цензуры свободные творцы, рискуя угодить в ГУЛАГ, писали храмы и работали с христианскими сюжетами…»

Заранее сообщаю: вас разводят. Вам предлагают одномерную картину эпохи. Не покупайтесь.

Ну и: бьюсь об заклад - самые неистовые наши ненавистники советского проекта про Щербакова сегодня не вспомнят, и про христианскую живопись этого маститого соцреалиста -не упомянут.

Да им и плевать. Всё, что не вмещается в их картину мира - им не надо.

Надо - нам. Надо - русским советским православным людям.