Она выросла в семье легенды советского кино, но актрисой стала не благодаря, а вопреки его желанию. И сейчас все ее знают не как дочь Анатолия Папанова, а как звезду российских сериалов "Школа" и "Склифосовский". У нас в гостях актриса Елена Папанова.
- Я прочитала одну любопытную историю из фронтовых воспоминаний вашего отца. Оказывается, у них в роте было любимое животное - петух, которого наши солдаты спасли…
- Действительно, из какой-то деревни они выгнали фашистов. Деревню немцы сожгли, и вдруг наши слышат: петух кукарекает. Поймали они его - а оба крыла у него обожжены. В деревне ни одного человека не осталось, все погибли. И никаких других животных тоже не было, и вот каким-то образом один этот петух выжил. Солдаты пожалели его, и он жил с ними… Вообще, папа на войне видел много ужасов. Одного из его ближайших друзей убили у него на глазах. Тот парень учился на операторском факультете ВГИКа, и жил он недалеко от нас. Потом уже, будучи известным, папа рассказал его историю на телевидении и назвал в эфире фамилию. И мама того парня случайно ту программу увидела. А он все эти годы числился без вести пропавшим. Эта женщина приехала тогда к нам - папа ей рассказал, как погиб ее сын и какими были его последние дни.
- Ваш папа сам был тяжело ранен...
- Да. Был страшный бой, и практически весь его взвод погиб, но папа выжил, получив ранение в ногу. Он попал в госпиталь. Ему хотели сначала ампутировать ступню, но потом ее удалось спасти. Папа пролежал в этом госпитале месяца три. Условия там, конечно, были тяжелые - не хватало лекарств, обезболивающих. Был там такой случай - нужно оперировать бойца, а анестезии нет. И тот боец попросил включить ему вместо обезболивающего песню "Валенки" Лидии Руслановой. Ему дали стакан водки, включили песню, и он каким-то чудом выдержал эту операцию.
- Ваша мама тоже была на фронте…
- Да, медсестрой. Мама окончила школу в 1941 году. Хотела быть актрисой, хотя бабушка с дедушкой никакого отношения не имели к актерству вообще. А мама поступила в ГИТИС. 22 июня пришла посмотреть списки поступивших. И тем же утром объявили, что началась война. И вот напротив ГИТИСа был скверик, где состоялся митинг, на нем выступал один молодой преподаватель. Потом оказалось, что это был великий Андрей Александрович Гончаров, будущий главный режиссер Театра Маяковского, народный артист СССР. И он призывал всех идти на фронт. Не говоря ничего бабушке, которая собиралась в эвакуацию в Новосибирск, мама окончила курсы медсестер и сказала: "Все, я ухожу на фронт!" Бабушка, хотя дочь у нее была одна-единственная, ответила только: "Если ты так решила, иди..."
- Я знаю, что ваш папа, когда вернулся с фронта, сильно хромал. Как же он смог поступить в ГИТИС?
- Да, он действительно хромал и ходил с палочкой. Его прослушал Михаил Михайлович Тарханов, тогда ректор ГИТИСа, и сказал: "Ты ведь ходить не можешь. Как ты будешь заниматься?" А папа говорит: "Вот увидите, я не буду хромать". У них был замечательный педагог по сценическому движению, с которым он много работал. И потом уже на дипломном спектакле, на танце папа действительно практически не хромал. Но что интересно, эта хромота не помешала ему познакомиться с мамой и покорить ее. А ведь мама была красавица! А папа… Скажем так, когда будущая теща увидела его, то сказала: "Он парень-то хороший, но уж больно некрасивый". А мама и отвечает: "Зато он самый талантливый на курсе". И это действительно было так.
- А как его родители приняли вашу маму?
- Хорошо. Потому что… у папы был грех по молодости. Он любил выпить. Мама очень обижалась, в какое-то время даже хотела развестись. Но папина мама, ее свекровь, всегда говорила: "Толя, ты обижаешь Надю". Она всегда была на стороне мамы, что бы там ни было. Может быть, это все-таки помогло сохранить семью. У него случались запои, по нескольку дней, и он даже попадал из-за этого в неприятности. Один раз он загулял где-то с компанией и возвращался домой. Сел, пьяненький, на скамеечку. А скамейка стояла напротив прокуратуры. Вышел милиционер, который сказал, что в таком состоянии здесь сидеть нельзя. Завязалась перепалка, и папа схватил милиционера за грудки, сорвал с него галстук и выбросил. Тот вызвал наряд, отца посадили на 15 суток. А в театр прислали письмо, что, мол, надо разобрать поведение артиста Папанова. Так вот его под конвоем привозили играть спектакли, а потом прямо из театра увозили мести улицы. Но даже в этом случае не пострадал ни театр, ни концерты, ни съемки… А когда умерла папина мама, в 1972 году, он очень страдал из-за этого и дал себе зарок, что больше пить вообще не будет. Папа сдержал слово, последние 15 лет папа вообще в рот не брал алкоголя.
- А как он вел себя во время застолий?
- Наливал в рюмку сок, минералку.
- Друзья, которые любят выпить, очень часто не понимают своих "завязавших" товарищей.
- Есть такое. Но с папой дружили и без рюмки. Например, у него был друг Евгений Яковлевич Весник, с ним они любили раньше выпить. Могли после спектакля сесть в вагон-ресторан "Красной стрелы" - это поезд, который шел до Ленинграда, - садились там и пили. Погуляют, а вечером возвращаются довольные в Москву. Жены сходили с ума, конечно...
- До 15 лет вы жили с бабушкой и дедушкой. Почему так получилось?
- Потому что, когда родители поженились, мама долго не могла устроиться в театр. А папа уже работал в Театре сатиры. Через какое-то время родилась я. Родители жили в коммуналке, в одной комнате с мамиными родителями. А раньше же не давали сидеть долго с детьми. По-моему, декрет был два или три месяца. И бабушка сказала: "Все, Надя, ты иди работай. Я останусь с Леной". Она как раз из-за меня и ушла на пенсию. Так и жили все вместе, пять человек в этой комнате, перегороженной коробками. Как вдруг родителям дали комнату в общежитии, в помещении Театра сатиры, только на верхнем этаже. И прелесть этого общежития была в том, что в театр можно было не ездить, а просто спуститься по лестнице, пройти через буфет и оказаться на работе. Это был большой плюс. Но с ребенком там было трудно. И поэтому я жила с бабушкой в коммуналке. Огромной - на 10 семей. Горячей воды не было. Естественно, не было ни душа, ни ванной, все ходили мыться в баню. Конечно, были склоки из-за света, что кто-то не выключил свет в коридоре, в кухне, из-за чего много нагорало. Но я обожала, когда хозяйки ругались.
- Почему?
- Так смешно было! Вообще, я считаю, что у меня было действительно очень счастливое детство.
- Какой была бабушка?
- Она один из самых дорогих для меня людей. Была очень интеллигентной, хотя родом из деревни, из очень простой семьи. Родилась бабушка в 1902 году. Ее мать работала в хозяйстве у дворян, отец был кузнецом. Жили они в большой бедноте. Бабушка рассказывала, что зимой у них были одни валенки на пятерых детей. С горки катались по очереди: старший брат наденет валенки, покатается, идет домой - отдает валенки среднему брату, тот тоже идет кататься… Но бабушку в десять лет отправили в Москву к каким-то родственникам, у которых родился ребенок. И десятилетней девчонкой бабушка стала у него нянькой. Образования у нее не было, только при советской власти она окончила рабфак, где обучилась грамоте. Потом выучилась на медицинского лаборанта и всю жизнь им работала. Но у нее такое было чувство такта, какое не у каждого интеллигента встретишь! Кто и когда ее воспитывал при такой жизни?! Наверное, сама себя воспитала, я не знаю. Но в разговоре с ней вы никогда не почувствовали бы, что она из простой, нищей деревенской семьи. Она была очень мудрым человеком. Дедушка, ее муж, тоже был из ужасно бедной семьи. Со своей матерью ходил по деревням, просил хлеба. Хлебные корки они размачивали в воде, ели, так и выживали. Тем не менее в годы советской власти дедушка приехал в Москву, окончил институт имени Баумана, потом даже защитил диссертацию. Мне всегда говорили и бабушка, и дедушка: "Вот если бы не советская власть, мы так бы и жили в этих деревнях и нищенствовали".
- Вы были бойкой? Могли за себя постоять?
- Как-то подралась с соседкой Галей. Гуляли по набережной. Она с бабушкой, и я с бабушкой. Была зима. Вдруг Галя взяла мою лопатку и бросила в реку, на лед. И я так рассвирепела, что избила эту девочку! Мне вот даже сейчас неудобно. Бабушки нас стали разнимать, а я на нее кидалась и кричала: "Я тебя убью, убью, убью!!!" Такая ярость на меня напала из-за какой-то лопатки. Я, конечно, была дворовой девчонкой, которая с утра до вечера гуляла. Но училась неплохо. Бабушка ходила на все родительские собрания. Учительница начальных классов знала, что у меня родители актеры. И когда папа сыграл в фильме "Живые и мертвые" и картину показали во всех кинотеатрах Советского Союза, я стала "звездой" школы. Все на меня показывали пальцем и говорили: "Это Лена Папанова, у которой папа сыграл в "Живых и мертвых".
- Вам это нравилось?
- Нет. Я всегда по поводу этого очень комплексовала. Недавно у вас в "Жизни" была в гостях одна актриса, которая говорила: "Такое было воспитание: не высовывайся. Будь скромной". И меня так воспитывали - никогда не надо высовываться. Скромность красит человека, долг и честь. Сейчас, наверное, это не котируется. К тому же мне всегда говорили: "Ты не очень красивая"…
- Сверстники?
- Нет! Мама говорила. И бабушка тоже. Они мне это говорили, чтобы я не зазнавалась. Я думаю, что этим они мою самооценку очень сильно принизили. Это было очень больно… И мама еще говорила: "Ну, ты героинь никогда не будешь играть". Я спрашиваю: "Что такое героиня?" И мама говорит: "Например, возьми "Евгения Онегина". Татьяна - героиня, а ты всегда будешь играть Ольгу". А я отвечаю: "Ну и что? Ольга - это тоже неплохо"... Они, наверное, старались меня уберечь. Ведь актриса - сложная профессия. Не все зависит от тебя и даже от твоих способностей. Многое зависит от характера и просто от случая.
- Это правда, что у вас дома жил пес, которого вам подарил Евгений Леонов?
- Да! Это было во времена съемок "Белорусского вокзала". Помню, прихожу я из школы, а у нас дома сидит Евгений Павлович. Папа пригласил его на чай. И вот папа мне говорит: "Лена, ты хочешь собаку?" Конечно, я хотела. А у Евгения Павловича был кобель, и за вязку ему полагался щенок. И он отдал нам этого щенка. Это был большой черно-белый спаниель, самый настоящий, классический. Но почему-то Евгений Павлович говорил, что это "колбасинская порода" - очень ценная. Я до сих пор не понимаю, что такое "колбасинская порода". Пес прожил у нас 18 лет. А через дорогу от нас жил Юрий Никулин. У него тоже была собака. Вот мой папа и Юрий Владимирович ходили гулять вместе с собаками и часами разговаривали…
Продолжение следует...
Из второй части интервью с Еленой Папановой вы узнаете о том, как Меньшиков выживал ей из театра и почему у нее нет звания народной артистки.
Автор: Юлия Ягафарова