1,5K подписчиков

Изгнание каршеринга со двора

6,2K прочитали

Машины каршеринговых сервисов стали давно частью автомобильного парка Москвы. Не будем сейчас спорить, насколько это проблемная часть автомобилей (ввиду технического состояния и отношения к этим машинам «наездников»), коснемся лишь проблемы этих машин во дворах.

Машины каршеринговых сервисов стали давно частью автомобильного парка Москвы.

Каршеринговые автомобили занимают драгоценное парковочное место во дворах, причем, далеко не всегда эти автомобили привезли кого-то из жителей дома (что не было бы так обидно). Часто их бросают там просто потому, что нет свободных мест. И, вместо решения проблем города, каршеринг превращается в проблему.

Да и стоят эти машины совсем не «несколько минут», как утверждают владельцы сервисов, а несколько часов.

С недавних пор, как только в Москве стали огораживать территории дворов шлагбаумами, вылезла наружу еще одна проблема – парковка каршеринга на огороженной территории. Чаще всего в Москве используется система въезда на огороженную территорию автомобилей без привязки автомобильных номеров к владельцам. Это связано, в основном, с трудностью администрирования постоянно меняющегося парка автомобилей жителей дома (представьте себе, что Вы ответственный за шлагбаум и нужно постоянно кого-то вносить в систему или удалять, разбираться в документах и т.п., особенно, если это неоплачиваемая общественная работа). Да и системы распознавания номеров стоят денег, в эксплуатации они дороже.

Итак, жилец дома въехал на территорию, бросил машину (как правило, как попало – не свое не жалко). А тут начали, например, чистить крышу от снега, и данный автомобиль мешает. Куда обращаться, ведь приехавший на этой машине житель дома уже закончил свою поезду, и машина не его? К тому же, машина несправедливо заняла чье-то место во дворе. Фактически, это бесплатная эксплуатация двора в качестве отстойника в интересах частной компании-владельца машины.

На мой взгляд, наиболее правильный режим эксплуатации каршеринга во дворе – приехал, выгрузил вещи/пассажиров и уехал с территории.

Запретить именно въезд жителя дома на территорию огороженного двора на каршеринге, на мой взгляд, нельзя. Также, как и такси или служб доставки. Потому, что это необоснованное ограничение пользования двором для одного из совладельцев – ведь придомовая территория, даже если она не оформлена в общедолевую собственность, уже с момента формирования участка является общим имуществом, как гласит п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Моментом формирования придомового земельного участка принято считать утверждение решением ДГИ Москвы проекта межевания территории соответствующего квартала с установлением границ такого участка.

С этого момента у собственников помещения появляется право на земельный участок, пусть и не зарегистрированное в ЕГРН. И его вполне можно защищать в суде, используя, например, негаторный иск (ст. 304 ГК РФ).

Использовать двор под парковку автомобилей частной каршеринговой компании, это все равно, как какая-нибудь фирмы по прокату самокатов или велосипедов оборудует, без согласия жильцов прокатный пункт в подъезде. С точки зрения закона, это тождественное нарушение права собственности.

Как же практически ограничить парковку каршеринга во дворе? На мой взгляд, действовать нужно через сами каршеринговые компании.

Некоторые компании (например, ЯндексДрайв) сами делают невозможной парковку на огороженной территории, прекрасно понимая все негативные последствия – приложение не дает закончить поездку на такой территории.

Машины каршеринговых сервисов стали давно частью автомобильного парка Москвы.-2

С другими фирмами, приходится вести «воспитательную работу» - обращаться в службу поддержки и приводить правовые аргументы неправомерности такого поведения. Нужно также помнить, что у собственников есть возможность, в случае необходимости и нарушения их прав, эвакуировать каршеринговый автомобиль за пределы двора, а причиненный материальный ущерб в виде оплаты услуг эвакуатора. Затем истребовать у каршеринговой компании через суд.

Насколько это эффективно? Приведу пример: недавно коменданту шлагбаумов нашего двора удалось убедить компанию «Делимобиль» ввести запрет на парковку в пределах нашего земельного участка. Вот пример цивилизованного решения таких вопросов.

Машины каршеринговых сервисов стали давно частью автомобильного парка Москвы.-3