Найти в Дзене

Стоят ли дорого старые монеты

Деньги лопатой

Разбираться будем на примере эпидемии выставления на торговой площадке Авито монет советской и российской чеканки. Первое что бросается в глаза, когда подобное объявление появляется в ленте поиска, это цена, измеряемая сотнями тысяч, миллионами и десятками миллионов рублей. Один житель Санкт-Петербурга прославился тем, что выставил современную двухрублевую монету за … барабанная дробь — за один миллиард рублей. Монета и правда была особенная, аверс и реверс её были повернуты относительно друг друга на 90 градусов. Каждый что-то слышал про то, что некоторые предметы коллекционирования, марки, банкноты, монеты при наличии производственного брака не замеченного ОТК, являются объектом повышенного интереса в узких кругах коллекционеров. Да, это так, но цены, которые складываются на подобные предметы вполне себе рыночные, большинство производственных дефектов описаны в справочниках и имеют справочный диапазон цен, на которые можно ориентироваться коллекционерам. Более того, с увеличением доступности Интернета и возможностей доставки, в оборот вовлекаются предметы из самых дальних и глухих уголков страны, их становится больше в продаже. В общем, цены на действительно старинные монеты вполне себе адекватные. При этом предметы коллекционирования никак нельзя назвать высоколиквидным товаром, слишком узок круг интересантов и возможных покупателей можно пересчитать на пальцах, что означает – не получится быстро конвертировать предмет в деньги. Кроме этого, платежеспособный интерес должен быть подтверждён и за пределами России, например на аукционе Ебей. А тут вдруг такое. Как, что, почему?

Реальный скриншот с Авито
Реальный скриншот с Авито

Одно из мнений такое: продавец якобы пытается таким образом привлечь внимание к другим своим товарам, любопытствующий потенциальный покупатель споткнется о такой необычный лот и заинтересуется. Версия конечно так себе, поскольку посетитель уже обескуражен заоблачностью цены и будет рассматривать выставленные товары с недоверчивой улыбкой, справедливо полагая, что неадекватность, проявленная один раз может являться системным дефектом. Ну, если таким способом неадекватный продавец ищет такого же неадекватного покупателя на другие свои товары, то такое возможно, но маловероятен сам факт такого события. При этом, другие товары, выставленные таким продавцом как правило, являются «мусорными», не представляющими особой ценности вещами, например старые телефоны и пленочные фотоаппараты, одежда, компьютерные комплектующие, но никак не яхтами, дворцами и коммерческой недвижимостью. То есть можно сделать первый вывод, что продавец, выставивший простенький и изначально доступный как средство денежного обращения, предмет, является человеком совсем небогатым, и запрошенных денег в руках никогда не держал. Вывод второй, этот предмет — монета или банкнота не были приобретены продавцом как предмет коллекционирования, а достались ему условно «бесплатно», то есть по номинальной стоимости как деньги и во времена обесценивания денег в 90-е годы, были просто забыты в карманах старой одежды, ящике стола, в копилке. Да, а почему монеты и купюры, почему не старые утюги и самовары, которые тоже имеют спрос у коллекционеров? Ну во-первых, утюги где-то нужно искать, они не такие компактные как монеты, которые сами образовались. Во-вторых, монеты гораздо сохраннее чугунков и утюгов. И в третьих, это хоть и вышедшие из употребления, но деньги, то есть предметы имеющие стоимость просто по названию и психологически ценные сами по себе, хоть и не имеющие потребительского применения в отличие от самовара или комода. Таким образом, в общих чертах портрет продавца сформирован и пока в нем ничего выдающегося нет. Как говорил Воланд у Булгакова «Люди, как люди». А вот далее попробуем понять, что побуждает обычных людей выставлять даже не старинные и несущие дух эпохи вещи, а обычные, пусть с привлекающими коллекционеров особенностями, предметы по безумным ценам. Здесь надо сделать еще одно замечание: запрошенная цена какого-нибудь полтинника у разных продавцов может отличаться и в 10 раз и в 100 раз, что как раз и говорит о том, что цены эти «свободные», свободные от всех справочников и мнения реальных коллекционеров и не опираются на реальные сделки по купле-продаже. Продавец, выставляя в продажу например гараж, ориентируется на цены аналогов, выставленных в этом же районе, на цену квадратного метра и осторожно оперирует отклонением своей цены от подобных продаж в несколько десятков тысяч рублей. Продавцы монет же свободно оперируют ценами в сотни тысяч и миллионы рублей. Почему? Не может такого быть, чтобы покупатели жаждали отдать например 4,5 миллиона рублей за советскую монетку. И ещё один вопрос – почему именно сейчас разразилась эта эпидемия? В 90-е годы уже вполне были свободные денежные отношения, покупай что хочешь и продавай, но вышедшие из обращения монеты не считались какой-то ценностью. Здесь представляются два значимых фактора. Продавцы описанных выше товаров психологически принадлежат к категории людей, склонных к участию в лотереях, то есть рассчитывающих на быстрый и неожиданный выигрыш с минимальными усилиями. Такие люди всегда были и есть, возможно даже они и знакомы с теорией вероятности, по которой вероятность куша ничтожно мала, но ведь и ставки не высоки, риск потерять значительные активы тоже отсутствует. И второй момент, в 90-е годы у многих сохранялась иллюзия, что вот еще чуть-чуть и его торговая точка на рынке вырастет в торговый центр, в сеть торговых центров и тому подобное. Сейчас таких иллюзий больше нет. Человек осознаёт, что он находится в колее, из которой ему не выбраться никогда. При этом, уголовная идеология «скачка» его не привлекает и пугает. Но мир потребления предлагает множество соблазнов. И человек выставляет свои монетки, одну по цене хорошей квартиры, другую по цене хорошей машины, наивно полагая, что люди располагающие соответствующими средствами способны тратить их достаточно бездумно. И что они не видят разницы между коттеджем, в который вложена масса добавленной стоимости в виде стройматериалов, труда строителей, энергии, коммуникаций и технически несложным изделием с чисто виртуальной добавленной стоимостью. Это похоже на ярмарку несбывшихся желаний. В этом отчаянном стремлении прыгнуть на последнюю ступеньку уходящего поезда, разбогатеть, просматривается даже какая-то трагичность. Хотелки и мечты, спрессованные в маленькую круглую монетку. Ну что-же, вольному воля, а больному диагноз.

P.S. И думается, что настоящие нумизматы совсем не против этих добровольных популяризаторов и «инвесторов», они, нумизматы, своё выловят. Тем более, встречаются продавцы, продающие советские монеты на вес, по цене цветмета. А «инвесторы» бывают и такие: слово монета пишут через «а» манета, за американские четвертаки и полтинники назначают 0.5 миллиона рублей, а чего мелочиться, аргументируя это тем, что монеты якобы перевертыши, то есть аверс и реверс повернуты на 180 градусов, наверное не догадываясь, что там все монеты такие. Куда катится мир?

P.P.S. Есть еще одна версия происходящего, это строительство пирамиды. Аналог в мировой истории имеется — это тюльпаномания. Луковицы пестроцветных тюльпанов в Голландии в 1636—1637 годах стоили во много раз дороже золота по весу. Кончилось всё печально для большинства участников, ведь многие ремесленники закладывали своё жильё и средства производства и покупали эти чортовы луковицы. В нашем случае с монетами, ведь кто-то должен эти цены котировать, то есть какое-то время до кидка должен не только продавать по этим ценам, но и покупать, чтобы втянуть в пирамиду деньги обывателей, причем российских обывателей, ведь это сугубо локальная «золотая лихорадка». А ведь это большие, очень большие деньги.

Обсуждение и участие на сайте toreador.ru