Сразу для лентяев: поставьте перед ребенком шоколад и арахис, и пусть ест, сколько хочет. И заставляйте есть овсянку. Каждый день, начиная с сегодняшнего и пока не сдаст последний экзамен. Всё, дальше можете не читать.
Техзадание и исходный материал
Для сдачи любого экзамена, либо на прохождение любой фильтрующей ситуации типа экзамена, нужны две мозговые вещи: 1)память и 2)эмоциональная устойчивость.
Интеллект. то есть способность и навык строить логические цепочки никакого экзаменатора никогда не интересовали. Оценивается только наличие знаний, то есть накачанность памяти информацией.
Ну а то, что эмоциональный стресс, если он вышел на запредельный уровень, может нарушить работу памяти - это, надеюсь, доказывать и объяснять не надо.
Мозг ребенка к моменту сдачи собственно экзамена находится далеко не в идеальном состоянии. Перенесена зима с переохлаждениями и простудами, ребенок был нагружен (а то и перегружен) репетиторами, современное питание перегружено сахаром и обеднено витаминами и другими микронутриентами.
Поэтому, примите как аксиому: мозг ребенка, во первых, длительное время находился и продолжает находиться под повышенной нагрузкой, а во вторых - находится в состоянии дефицита много каких пищевых веществ и поэтому ответить на эту нагрузку как должно и как мог бы - не может.
Для врачей: почему ноотропы не только не по делу, но и вообще вредны
Невропатологи обожают назначать пирацетам (он же - ноотропил) и пикамилон. Они свято веруют в то, что эти вещества повышают потребление кислорода мозговой тканью - и всё такое прочее.
Ну да - потребление кислорода мозговой тканью - действительно повышает. Только задумайтесь - почему?
Если немного покопаться в старых манускриптах по фармакологии (в старых! новые - это просто перечисление с формальными показаниями, безо всяких попыток раскрыть биохимизм, то есть - чистой воды фельдшеризм) то довольно быстро поймете, что все эти ноотропы - просто напросто конкурентные ингибиторы ГАМК, то есть просто создают эффект плетки. Можно ли с помощью плети заставить полуживую от усталости и истощения лошадь - поскакать ещё? Можно, конечно. Только лошадь от этого помрёт раньше.
Подстегнуть у ребенка уставший и нутриент-дефицитный мозг ноотропами - можно? Ну да, можно. Только от этого усталость и дефицитность усилятся. Короче, своему ребенку - я не буду.
Что делать (ц, Чернышевский Н.Г.)
Что НОРМАЛЬНЫЙ хозяин сделает с уставшей лошадью? Правильно: а)накормит и б)даст отдохнуть. Предлагаю с мозгом ребенка поступить так же.
Накормить - это не только дать глюкозы, но и ещё дать и дефицитных микронутриентов.
С глюкозой в питании современного горожанина всё не только хорошо, но даже ненормально много.
А вот в рафинированной искусственной современной еде мало витаминов и минералов, а еще этот дефицит углубляется хроническим городским стрессом и огромным избытком сахара.
Читайте и запоминайте:
витамин В1, витамин В3, магний
Доказывать ничего не буду, материала в инете полно, кто хочет - биологическую роль этих веществ, показания и противопоказания и признаки заговора рептилоидов - найдет сам.
Мы же, как интеллигентные люди, начнём с конца:
Магний
Не просто просто, а очень просто:
Хи-хи, и снова на одном из первых мест - семена подсолнечника! Те самые, которые щелкают! Они, кроме изрядного содержания тиамина - ещё и изрядно содержат магний!
Семки - наше всё!
Обратите так же внимание на арахис, шоколад/какао и Геркулес (овсяные хлопья).
Витамин В3
Он же может скрываться под именами:
полифенолы, витамин Р, ниацин/ниацинамид, никотиновая кислота/никотинамид
И снова мы видим арахис и другие разнообразные орешки, правда, уже без подсолнуховых семок.
Увы. А то если бы не ниацин - подсолнуховые щелкательные семки стали бы суперфудом.
Кстати, неплохое содержание никотиновой кислоты в черном кофе и крепком чае (особенно - зелёном), но это уже для взрослых. Ну просто рано, не по возрасту, школьнику глушить забористый кофе и крепчайший чай.
И сочетание кофе с семками - очень даже по вкусу сочетаемо. Проверено на себе.
Витамин В1
Он же- тиамин.
О нём я написал уже достаточно, просто пройдите по ссылке:
Аптека
Об отношении к аптечным препаратам я уже написал (см. ссылку выше), вкратце: быстро и надёжно дефицит микронутриентов и, соответственно, купировать проявления этого дефицита без аптечных препаратов - практически невозможно.
Призываю только к гармонии, балансу и соразмерности. Не превышайте дозировок, прописанных в инструкциях по применению( раньше говорили - в аннотациях)!
Может ли лошадь съесть стог сена? Может - за зиму, и при этом будет весела и довольна. А за день? нет, конечно же. А если затолкать насильно - то, скорее всего, помрёт. Так понятно?
Ну, в общем, поискать на аптечных маркетплейсах поливитамины с содержанием В1,никотиновой кислоты и магния. Медики могут поискать эти же вещества в изолированном виде, как правило - это намного бОльшие содержания и дешевле. Но это уже требуются специальные знания, хотя бы минимальные.
Только при поиске надо помнить о наличии синонимов, тот же В1 может быть обозначен как тиамин, а никотиновая кислота - как ниацин. А в составе БАДов никотиновая кислота может укрыться под названием "полифенолы". Ну, например, в экстракте семечек красного винограда.
И да, чуть не забыл. Самое главное
Уставшую лошадь мало накормить, ей ещё надо дать отдохнуть. А это означает жесткий режим сна-бодрствования и отдыха.
Практически: в 21.00 вы жестоко и непреклонно, исполнившись японским зарубайством, отнимаете гаджеты и выключаете телек, загоняете ребенка в тёмную комнату и запрещаете ему издавать звуки. Максимум через полчаса он будет спать, а его мозг начнет восполнять запасы АТФ.
Психическая энергия - это не миф тибетских далай-лам, это конкретная энергия химических связей, которую можно измерить в джоулях и которая запасается, хранится и расходуется в мозге в виде молекул АТФ,
Один раз в неделю, в строго определённый день, вы устраиваете разгрузочный (для мозга) день: тотальный запрет на принятие каких-либо/любых решений. Смотреть ТВ можно, читать - можно. Делать уроки, играть в ПК - нельзя.
День тотального отдыха - вобязательном порядке непосредственно перед экзаменом.
За один оставшийся день всё равно всего не выучишь. А вот дать мозгу набрать побольше АТФ - надо.
Миллионерство
Всё вышенаписанное относится и к взрослым. Деньги добываются не руками, не спиной и не лопатой с компьютером, но - мозгом. Почему бы не улучшить его работу?
В соотношении затрат (по методе, описанной выше) к ожидаемому доходу - это будет одна из выгоднейших инвестиций.
Всем удачи на ОГЭ и ЕГЭ!