В 1868 году в уездном городе Череповце Новгородской губернии началось возведение дока для ремонта и строительства кораблей. Инициатором строительства выступил городской голова Иван Андреевич Милютин, вложив в новое дело собственные средства с условием возврата капитала из будущих доходов предприятия.
Доку нужны были мастерские, и еще до его строительства "Торговый дом братьев Милютиных" поставил на берегу Шексны хорошо механизированный по тем временам завод: строгальные и сверлильные станки приводились в движение двенадцатисильным локомобилем; в кузнице работал паровой молот. На предприятии имелся и лесопильный участок.
На заводе было построено 19 пароходов, 15 паровых машин, отремонтировано 75 судов. И, что немаловажно, на предприятии готовились квалифицированные рабочие кадры. В 1869 году здесь открылось училище, названное впоследствии Александровским техническим (ныне - лесомеханический техникум).
Но случилось так, что в 1879 году завод был передан Министерству финансов. Это произошло из-за того, что в 70-е годы 19-го столетия на Волге разразился пароходный кризис, а также потому, что в 1877-ом на предприятии произошел пожар, из строя были выведены основные цеха. Милютиным не удалось своими силами восстановить завод.
В 1885 году это предприятие взяли в аренду сыновья Ивана Андреевича и перепрофилировали его на производство сельскохозяйственных машин и орудий. Плуги, например, выпускаемые на заводе, пользовались большим спросом у крестьян Новгородской губернии.
Продукция завода демонстрировалась на различных выставках и неоднократно отмечалась наградами: золотой медалью в Рыбинске в 1887 году, серебряной и бронзовой в Ярославле в 1886-ом и т.п.
После революции 1917 года, в феврале 1918-го, предприятие было национализировано и стало называться завод "Красная звезда".
К 1923 году здесь насчитывалось 87 рабочих, которые занимались ремонтом сельскохозяйственной техники. Впоследствии на предприятии стали отливать чугунные и медные изделия, выпускать слесарные тиски.
В 1933-34-ом на заводе провели реконструкцию и стали выпускать более сложную продукцию.
В 1933 году предприятие вошло в состав Ленинградского областного управления легкой промышленности и стало называться "Череповецкий механический и чугунолитейный завод "Красная звезда".
В 1938-ом предприятие в очередной раз перепрофилировали; его название стало звучать так: "Череповецкий завод автогаражного оборудования "Красная звезда".
С началом Великой Отечественной войны заводу, как и городу в целом, пришлось жить по требованиям военного времени. В условиях строжайшей дисциплины, при одиннадцатичасовом рабочем дне, производились стволы для минометов, корпуса авиабомб, мин, противотанковых и осколочных гранат.
Из числа рабочих "Красной звезды" ушло на фронт 230 человек, погибло из них - 55. В память о погибших на территории завода в 1965 году был установлен обелиск.
В послевоенное время предприятие вновь стало производить автогаражное оборудование: насосы, бензоколонки, маслонасосы, маслоколонки и т.п. Несколько раз оно меняло ведомственную принадлежность; неоднократно здесь проходили реконструкции.
В 1956 году продукция завода была впервые представлена на ВДНХ СССР, а с 1958-го предприятие стало постоянным участником этой престижной выставки.
С 1968 года завод стал называться так: "Череповецкий завод автоспецоборудования "Красная звезда".
В 1998-ом предприятие акционировали и переименовали в ЗАО "Завод АСО "Красная Звезда". Предприятие продолжало выпускать усовершенствованное смазочно-заправочное оборудование.
В настоящее время завод "Красная звезда" закрыт.
Литература:
- Риммер, Э. П. Иван Андреевич / Э.П. Риммер, М.А. Бородулин // - Череповец, 2001. – 231 С.
- Чебоксаров, И.И. Череповецкий завод гаражного оборудования "Красная звезда". / И.И. Чебоксаров // - Северо-Западное книжное издательство, 1968.
- Шалашов, Е.В. Завод "Красная звезда": из века 19-го в 21-й / Е.В. Шалашов // - Череповец, 2003.