1,4K подписчиков

IVAR SKALD | ИНТЕРВЬЮ с ИВАНОМ КОСЕНКО: О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ и МНОГОМ ДРУГОМ! | МАСТЕРСКАЯ «RAIDO SKALD»

Технологии и нейросети захватывают всё больше пространства в нашей повседневной жизни. Найдется ли место и для искусства, корнями уходящего в глубину веков?

Привет! Ты на канале SYNTH10 и я рад тебя приветствовать!

Иван Косенко (Ivar Skald)
Иван Косенко (Ivar Skald)

Наш сегодняшний гость, Иван Косенко, мастер и музыкант, возвращающий к жизни "звуки" прошлого через создание уникальных музыкальных инструментов. Иван сочетает в себе музыканта, учителя и мастера, посвятив свою жизнь воссозданию инструментов из древности и обучению игре на них.

Хочется отметить, что Иван не просто воскрешает средневековые мелодии, но и придает им новую жизнь в современном мире, вдохновляясь работами современных скандинавских авторов и фольклором разных стран. В мастерской «RAIDO SKALD», где Иван работает над своими творениями, рождаются великолепные инструменты, которые помогают музыкантам, композиторам и слушателям окунуться в магическую атмосферу прошлого. Мы поговорим о пути мастера к созданию собственного уникального стиля, о трудностях и вдохновении, а также о том, какие перспективы он видит в развитии традиционной музыки в современном мире.

Я знаком с Иваном уже несколько лет, хотя и не встречался с ним лично. Когда я приобрел свою бас-тальхарпу по прозвищу "Мунин", другой мастер, Сергей Дедюхин, который построил этот инструмент, порекомендовал мне Ивана в качестве преподавателя.
Из видео, которые мне прислал Сергей, я понял, что Иван может научить меня многому, но по ряду причин я решил осваивать тальхарпу самостоятельно. Отчасти, в тот момент я не мог позволить себе занятия с преподавателем финансово, отчасти мне хотелось попробовать самому. Да и спешить мне некуда, ведь я играю на тальхарпе для души, и не ставлю перед собой цель достичь заоблачных высот в игре на этом инструменте.
Тем не менее, я считаю, что Иван отлично владеет техниками игры на различных средневековых инструментах и может стать отличным учителем для каждого, кто хочет в кратчайшие сроки освоить эти загадочные и необычные творения столярно-музыкального искусства.
Кроме того, я лично знаю людей, которые владеют музыкальными инструментами Ивана или учатся у него на них играть. Поэтому наше интервью было лишь вопросом времени!
Морахарпа "Концертная Skald" (мастерская Raido Skald)
Морахарпа "Концертная Skald" (мастерская Raido Skald)

Но прежде, чем мы начнем наше интервью, я хотел бы предложить вам подписаться на мои каналы: ДЗЕН, YouTube, ВК и Телеграм. Здесь будут и обзоры на плагины, и интервью, и обучалки по синтезу звука, и обучалки по написанию музыки, и моё творчество, да и много чего ещё. Иными словами, будет полезно и интересно!

Не забываем и про социальные сети моего гостя:

СООБЩЕСТВО ВК

YOUTUBE-КАНАЛ

Конечно, поставьте ЛАЙК этой статье, оставьте КОММЕНТАРИЙ и поделитесь ею в своих социальных сетях, чтобы дать возможность талантливым людям рассказать о себе миру, а заодно и поддержать мой проект. А для тех, кто хочет поддержать мой канал материально, я оставляю ссылки на мои профили: Boosty, Donation Alerts и VK Donut.

ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДДЕРЖКУ КАНАЛА ВЫРАЖАЮ:

АЛЕКСЕЮ МАКСИМОВУ

ГЕРМАНУ БАРСУКОВУ

• HI BRO и

АЛЁНЕ ЛЁШИНОЙ

А теперь, "СТАРТУЕМ!"

***

- Добрый день! Спасибо, что согласились на интервью! Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажите вкратце, чем Вы занимаетесь?

- Приветствую, Александр. Зовут меня Иван. Музыкальный мастер, музыкальный этнопедагог, этномузыколог.

- Откуда Вы и где сейчас находится Ваша мастерская?

- Мастерская находится в Ленинградской области.

- Что обозначает название Вашей мастерской Raido Skald, если не секрет?

- Как вы заметили, название проекта состоит из двух слов. Безусловно, в них заключён определённый, я бы даже сказал сакральный смысл. Первое слово "Raido", буквально означает руну старшего футарка R-райдо. В прямом и сакральном смысле, она означает «путь верхом на коне», путь, требующий определённых усилий, путь долгий и успешный. (Рунический алфавит германских, северо-западных германских, скандинавских народов 2-10 вв. н.э.)

Второе слово "Skald" – скандинавский средневековый поэт (изначально выходцы из Норвегии, первая половина 9 в.н.э.).

«RAIDO SKALD» - путь Скальда. Путь стремительный, долгий, лёгкий и успешный.

Raido Skald - Мастерская и школа игры на средневековых русских и скандинавских музыкальных инструментах.
Тальхарпа (мастерская Raido Skald)
Тальхарпа (мастерская Raido Skald)

- Вы больше музыкант, учитель или мастер, создающий музыкальные инструменты?

- Можно сказать, что я являюсь музыкантом, учителем и мастером в одном лице. Правда, на данном этапе своей деятельности большую часть времени я уделяю созданию музыкальных инструментов и обучаю желающих игре на них. Что же касается исполнительской музыкальной карьеры, да, безусловно, в планах такое есть. Я пишу музыку для таких музыкальных инструментов, как йоухикко, тальхарпа, кравик лира, морахарпа. Правда, нигде не публикую свои вещи. Но планирую вынести своё творчество на публику в ближайшем будущем.

- Как Вы пришли к изучению средневековых музыкальных инструментов и сколько лет уже посвятили Вашему ремеслу?

- По первому образованию я хормейстер, а точнее, «Русское народное певческое искусство», отсюда возникли предпосылки к изучению мной средневековой музыкальной культуры. Будь то фольклор или инструментальная музыка.

Как правило в колледже, где я учился, хору, ансамблю или сольному исполнителю аккомпанировал баян, реже гармонь. Этот факт и навёл меня на мысль глубже изучить вопрос инструментального творчества, сначала русской древности, а затем и скандинавской. Тем самым я открыл для себя огромный пласт, целый мир средневековых музыкальных инструментов.

Что касается изготовления инструментов. Первый "гудок" - средневековый смычковый инструмент русского мира, прародитель скрипки. Я изготовил его ещё в 2014 году.

Первый скандинавский инструмент "йоухикко" ‐ карельская, финская безгрифовая скрипка, а также долблёную из массива русскую скрипку, изготовил уже в 2018 году. С тех пор углубился в изучение и изготовление скандинавских и русских средневековых инструментов.

Йоухикко (мастерская Raido Skald)
Йоухикко (мастерская Raido Skald)

- Что или кто вдохновил Вас на создание музыкальных инструментов?

- Моя супруга Татьяна стала источником вдохновения, который вдохновил меня на создание скандинавской ветки инструментов. Она вдохновляет меня и в идеях дизайна инструментов, а также познакомила меня с творчеством современных скандинавских авторов, таких как Wardruna и Gealdýr.

- К каким странам и культурам относятся инструменты, с которыми Вы работаете?

- Как я упоминал ранее, это русский мир и современная Россия, а также страны Скандинавии:

Северная Карелия, Финляндия, Норвегия, Германия, Швеция, Эстония.

- Какие музыкальные жанры, помимо средневековой музыки, Вас привлекают? Есть ли у вас любимые композиторы или музыкальные группы?

- Что касается музыкальных предпочтений, тут спектр очень большой, начиная с этнографических записей фольклора разных стран и заканчивая современной музыкой клубного формата. В это разнообразие, пожалуй, не входит только современная попса и так называемый шансон.

- Какие традиционные музыкальные инструменты вы считаете наиболее интересными и есть ли какой-то особенный инструмент, который вы хотели бы воссоздать?

- Каждый инструмент уникален по-своему. Но лично я последнее время отдаю предпочтение "морахарпе" (клавишная шведская скрипка). А также "никельхарпа", можно обозвать её клавишной виолончелью. Вот её-то, как раз, никельхарпу, в ближайшее время я планирую создать.

- Как Вы подходите к процессу создания нового инструмента? На какие этапы можно разделить этот процесс?

- Первое. Поиск и сбор информации этнографического, исторического и т. д. характера. Сюда же включено общение с музыкантами, владеющими игрой на интересующих меня инструментах.

Второе. Составление, разработка проекта. Подбор необходимых материалов.

Третье. Изготовление инструмента.

Тальхарпа (мастерская Raido Skald)
Тальхарпа (мастерская Raido Skald)

- Вы делаете упор на традиционные методы создания музыкальных инструментов или же Ваши работы - это гибрид истории и современности?

- Гибридизация естественным образом коснулась инструментов средневековой эпохи. Так, например, струны виолончельные, которые я устанавливаю на морахарпу, или нейлоновые многожильные, что применяются при создании тальхарпы или ребека, в современном инструментостроении - обычное явление. Покрывается дерево тоже современными средствами, минеральное масло, например.

- Какой музыкальный инструмент Вам больше всего нравится изготавливать, а на каком играть и почему?

- Любой инструмент я изготавливаю с одинаковым энтузиазмом.

Практикуюсь последнее время в игре на морахарпе. Наверное, потому, что с детства мечтал освоить классическую скрипку. Кстати, деревенскую русскую игру на скрипке всё же я освоил. Так вот, клавишная скрипка даёт возможность использовать весь рабочий диапазон инструмента за счёт клавиш.

Морахарпа "Классическое сердце" (мастерская Raido Skald)
Морахарпа "Классическое сердце" (мастерская Raido Skald)

- Какие музыкальные инструменты Вы считаете наиболее лёгкими и наиболее сложными для изготовления?

- Наиболее сложные в изготовлении инструменты - те, у которых больше мелких деталей и больше метрического позиционирования, к таким я отношу морахарпу, где каждая клавиша расположена строго на своём месте.

- Я слышал об ужасной новости, что некоторое время назад Ваша старая мастерская полностью сгорела со всем оборудованием. Как проходит процесс восстановления?

- Пришлось перенести мастеровой процесс в дом, выделить немного места и обрасти долгами, но дело продолжило жить. Я не унываю, и так как я не привык просить у народа, как делают некоторые мастера в критические моменты, то вопрос восстановления мастерской очень долгий и не вполне пока ясный.

Иван сказал, что читателям моего канала по промокоду SYNTH10 готов сделать скидку 10% на свои творения! Просто напишите Ивану, если желаете обзавестись народным инструментом, уходящим своей историей в далёкие века. Мастер выполнит Ваш заказ на высочайшем уровне и по очень приятной цене!

Морахарпа однорядная (мастерская Raido Skald)
Морахарпа однорядная (мастерская Raido Skald)

- С какими столярными инструментами Вы чаще всего взаимодействуете, работая над своими творениями?

- Это довольно большой набор. Начиная от надфиля, заканчивая циркулярной пилой.

- Допустим, у Вас есть задача сделать тальхарпу, но разрешено взять всего один столярный инструмент. Что бы Вы выбрали?

- Интересный вопрос. Уверяю, вам понадобится, как минимум два инструмента, а то и три.

Создание музыкальных инструментов - это довольно-таки высокотехнологичный процесс. Поверьте, даже в средние века нашей эры, мастера обладали внушительным набором инструментов. Были даже станки.

- Какие традиции и истории лежат в основе вашей музыки и творчества? Возможно, на Вас повлияли какие-то исторические личности?

- Не задумывался над этим вопросом.

- Какие качества, по вашему мнению, необходимы для мастера-инструментальщика?

- Терпение, аккуратность, любознательность.

Бас-морахарпа (мастерская Raido Skald)
Бас-морахарпа (мастерская Raido Skald)

- Иван, раньше я часто видел вертикальные ролики в Ваших социальных сетях, где Вы играете на тальхарпе, но сейчас всё чаще и чаще можно увидеть морахарпу. Стоит ли ждать колёсную лиру?

- Вы не первый, кто задаёт мне подобный вопрос. Колёсная лира, отчасти родственный инструмент морахарпе, благодаря своему устройству, а точнее клавиатуре, которыми обладают оба инструмента, тем самым имея темперированный строй. Но, сказать по правде, я пока не имею интереса к строительству данного инструмента. У меня есть большое желание популяризировать такие инструменты, как морахарпа и никельхарпа в России, чем я, собственно и занимаюсь.

- Я пробовал делать тальхарпу и в будущем хочу предпринять новую попытку. Какие советы Вы бы дали тем, кто хочет создавать музыкальные инструменты, но не имеет достаточно опыта в столярном мастерстве?

- Набираться опыта в столярном мастерстве.

- Как Вы считаете, какова роль средневековой музыки в современном мире?

- Развлекательная и душеприятная.

- Как вы поддерживаете своё мастерство и навыки в игре на инструментах?

- Стараюсь больше практиковаться. Например, в перерывах между рабочими процессами часто беру в руки тот или иной инструмент. Так недолго минуты складываются в часы практики. Постоянно разучиваю что-то новое. Перекладываю разную музыку на инструменты, которыми владею.

Кравик Лира (мастерская Raido Skald)
Кравик Лира (мастерская Raido Skald)

- С учениками Вы разбираете исключительно народное творчество или собственная музыка тоже служит учебным материалом?

- Редко, но бывает, что я знакомлю учеников со своим творчеством и мы разбираем некоторые вещи.

- Какие идеи или ценности вы хотите передать через свою музыку?

- Я не пишу гимны и марши. Моя музыка - это прежде всего эмоции. У меня есть произведения танцевального характера и лирического содержания.

- Какие музыкальные инструменты вы считаете наиболее подходящими для начинающих, а какие из вашего арсенала будут наиболее трудны в освоении?

- Более простые инструменты - это те, у которых для того, чтобы получить нужную высоту звучания, извлечь нужную ноту, необходимо, к примеру, просто ущипнуть струну или нажать клавишу. К таким инструментам из моего "арсенала" относятся лира и морахарпа. Но и для безладовых инструментов, таких, как тальхарпа или ребек, у меня разработана своя методика обучения, позволяющая в короткие сроки освоить инструмент.

- Какие сложности возникают у Вас, когда Вы кого-то учите играть на инструментах, и какие проблемы чаще всего возникают у Ваших учеников?

- Я всегда говорю, что самое главное - это наличие музыкального слуха. Всё остальное - это дело практики, усидчивости и внимания к советам педагога.

Некоторые утверждают, что у них нет музыкального слуха. Я же говорю, не бойтесь обращаться к специалистам! Через меня прошло множество учеников в возрасте от 6 до 50 лет. Развивать музыкальный слух и обучаться навыкам игры на инструментах, либо практиковаться в вокальном искусстве никогда не поздно!

Тальхарпа (мастерская Raido Skald)
Тальхарпа (мастерская Raido Skald)

- Расскажите о Вашем самом амбициозном проекте.

- Ооо, это, скорее всего, как раз тот случай, когда я строил свою первую тальхарпу! Я сделал этот инструмент буквально на полу комнаты в квартире с помощью ножовки, сверла и наждачной бумаги. Очень хотелось сделать этот инструмент, и все средства были хороши! Эмоции зашкаливали! Пыли было много! :)

- Посещаете ли Вы какие-то тематические фестивали для того, чтобы рассказать о своей музыке и инструментах?

- В планах, как раз в этом году есть посетить фестиваль «Былинный берег». Думаю, это станет точкой отсчёта выхода в мир меня, как мастера и музыканта.

- Какие цели вы ставите перед собой на ближайшее будущее?

- Совершенствоваться дальше, как мастер. Совершенствоваться, как музыкант. Построить никельхарпу. Даёшь отечественные скандинавские средневековые музыкальные инструменты. УРА! :)

***

К сожалению, наша захватывающая беседа с Иваном подошла к концу. Мы надеемся, она открыла для Вас новые грани мира древней музыки и ремесленного мастерства. Но наше путешествие не должно заканчиваться здесь!

Если Вас увлекает мир музыкального инструментостроения, древних мелодий и непередаваемой атмосферы прошлого, поддержите нас и не забудьте подписаться на социальные сети нашего невероятного гостя, Ивана Косенко. Откройте для себя его СООБЩЕСТВО ВК и YOUTUBE-КАНАЛ, где Вы найдёте примеры игры на уникальных инструментах или живописные рассказы о прошлом, оживающем в каждой ноте.

Подписывайтесь на каналы SYNTH10 в: ДЗЕН, YouTube, ВК и Телеграм. Здесь Вы найдете еще больше увлекательного контента: от обзоров на музыкальные плагины до эксклюзивных интервью и обучающих видео по синтезу звука и созданию музыки.

Каждая Ваша ПОДПИСКА и ЛАЙК дарят мне вдохновение продолжать делиться уникальным контентом, раскрывающим безграничные горизонты музыкального мира, а Ваши КОММЕНТАРИИ помогают улучшать и разнообразить контент, делая его ещё более интересным и познавательным.

Если же мои статьи вызывают у вас желание поддержать проект материально, то не стоит себя сдерживать! Я буду бесконечно благодарен за любую помощь. Ваши донаты через Boosty, Donation Alerts и VK Donut позволяют мне расширять границы творчества и проводить новые исследования. Ваша поддержка - это не просто финансы, это Ваша вера в SYNTH10 и мотивация для меня идти только вперед.

Мы с Иваном хотим выразить огромную благодарность каждому из Вас за поддержку и интерес к нашей беседе. Мы уверены, что вместе мы сможем сохранить и возродить уникальную культуру музыкального ремесленничества и подарить новую жизнь забытым мелодиям. Давайте в следующий раз продолжим это путешествие вместе!

А пока, я желаю вам как можно больше новых музыкальных открытий! До скорой встречи! Пока-пока!