Существует множество вероятных и невероятных версий о том, кем был Лжедмитрий I. Часто его делают поляком, но тот, как оказалось, довольно плохо знал польский и латынь, а слово император писал как inparatur. Впрочем, мало ли безграмотных людей повсюду? Самая популярная версия гласит, что Лжедмитрий I - это Юрий (он же Григорий) Отрепьев - выходец из обедневшего литовского рода Нелидовых. Кличку Отрепьев один из представителей рода получил от Ивана III. Сам Григорий Отрепьев служил при Михаиле Никитиче Романове, брате будущего патриарха Филарета и дяде будущего царя Михаила Романова. Во время гонений на род Романовых при Годунове Отрепьев постригся в монахи. Скитаясь по монастырям, он в какой-то момент попал в Чудов монастырь, где тот становится "крестовым дьяком" - переписывает книги, присутствует в качестве писца в "государевой Думе". Существуют свидетельства монахов того времени, что Гришка расспрашивал о смерти царевича Дмитрия, а также о придворном этикете. Позже "чернец Гришка" стал хвалиться, что станет царевичем сам и сядет на царский престол. После подобных выходок Гришку ссылают в Кириллов монастырь (из Москвы в Вологодскую область). Отрепьев сбегает сначала в родной Галич. затем в Муромский Борисоглебский монастырь (Владимирская область). Очень похоже, что кто-то помогал Отрепьеву - сообщил о ссылке и помог бежать.
В 1603 году юный Отрепьев объявился в доме Адама Вишневецкого - западнорусского магната, активного сторонника православия в Речи Посполитой. Подробностей того, как родилась интрига пойти на Русь в качестве царевича Дмитрия, нет. Однако участие в ней принял сенатор Речи Посполитой, львовский староста Юрий Мнишек, отдавший Отрепьеву свою дочь в жёны, из-за чего самозванцу пришлось принять католицизм. Другой причиной мог быть расчет на помощь иезуитов и лояльность польских наемников католическому лидеру. Юрий Мнишек рассчитывал с помощью авантюры подзаработать за счет польской и, если получится, русской казны. Легендой, почему царевич Дмитрий не погиб стала история, что, оказывается, при нём всегда был врач, который понимал, что его собираются убить и менял ребенка, забирая его на процедуры. Фигурировало даже имя врача - то ли Симон, то ли Августин. Однако достоверно известно, что ни врача, ни учителя с подобными именами в окружении Дмитрия не было. Да и беглые царевичи вряд ли предпочли бы скрыться в католической Польше.
В 1604 году братья Вишневецкие доставили Лжедмитрия I ко двору короля Сигизмунда в Кракове. Король признает его Дмитрием, сыном Ивана IV Грозного, назначает ему ежегодное жалование и позволяет вербовать добровольцев на польской территории. Лжедмитрию было поручено добиться отторжения в пользу Польши Смоленской и Чернигово-Северской земель. Юрий Мнишек запросил вено для своей дочери - Псков и Новгород, а также миллион золотых. Юрий Мнишек собрал для зятя 1600 польских наемников и 2000 - запорожских и донцов. Таким образом в войске было большинство русских казаков. С этими силами Лжедмитрий двинулся в сторону Москвы.
Лжедмитрий пошел со стороны Чернигова и Северской земли. Посланцы самозванца рассылали грамоты с увещеванием переходить а сторону "законного царя". Пропаганда работала - население не очень верило в Бориса Годунова. Как вариант, жители первого города на пути - Моравска - сдались из страха, чтобы не вступать в бой. Черниговцы, поначалу встретив польское войско выстрелами, сдались по примеру Моравска. Первое сопротивление Лжедмитрий встретил в Новгороде Северском - ему противостоял воевода Петр Басманов, который получил военное подкрепление из соседних Кром и Брянска. В это время Лжедмитрию сдался Путивль. Каким-то образом северское дворянство все же перло на сторону самопровозглашеного царя, но не черный люд. Под Новгородом Северским состоялось крупное военное сражение с армией Мстиславского. При меньшем количестве воинов Лжедмитрий победил. Под влияние самозванца переходят Рыльск, Елец, ряд дворцовых волостей.
Зимой 1605 года в войске самозванца начались грабежи и конфликты. Большая часть наемников ушла в направлении к границе. Но за счет присяги местных князей, переходивших на сторону самозванца, проблем с пополнением войска не было. Крупное поражение самозванец потерпел в битве у Добриничей - царское войско обладало мощной артиллерией. В результате Лжедмитрий потерял практически все ополчение и большую часть конницы. Победители захватили всю его артиллерию - 30 пушек и 15 знамен с штандартами. Правительственные войска устроили террор среди сочувствующих самозванцу. Результатом стал раскол в среде московского дворянства. За счет того. что самозванца не удалось взять в плен, он получил время для подготовки к следующей кампании. Лжедмитрий осел в Путивле и принимал польских и русских священников, обращался к народу с посланиями, устраивал обеды, на которых пытался сблизить православное и католическое священство. Здесь же он показывал якобы настоящего Гришку Отрепьева, доказывая, что он - другой человек. На руку сказалась смерть Бориса Годунова. После неё к Лжедмитрию перешло войско Петра Басманова.
Весной Лжедмитрий отправляет войско с князем Голицыным в Москву, сам отправляется в Орел, а далее в Тулу. В Москве на лобном месте было зачитано послание Лжедмитрия боярам и московскому люду. В туле Отрепьев уже полноценно царствует - принимает выборных, делегации бояр, принимает присяги, английского посла... Убедившись во всесторонней поддержке, 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Кремль. Здесь он дал первый пир боярам, окольничим и думским дьякам. Выжидая удобного момента и согласуя все детали с Боярской думой, самозванец провел три дня у ворот столицы и наконец въехал в нее под праздничный звон колоколов. Несмотря на попытки Лжедмитрия примирить между собой православное и католическое духовенство в сторону поляков-иноверцев смотрели недоверчиво.
Вскоре от конкурентов пошли разоблачения, что царевич Дмитрий - это расстрига Гришка Отрепьев. Против нового царя злоумышлял Василий Шуйский. Он начала распространять слухи, что самозванец собирается искоренить православную веру и разрушить церкви. Шуйского схватили, приговорили к смертной казни, но Лжедмитрий в последний момент помиловал его и отправил в Вятскую ссылку.
Торжественно вернувшаяся в Москву по распоряжению Лжедмитрия I мать царевича Дмитрия Ивановича инокиня Марфа (в миру царица Мария Фёдоровна) публично заявила, что Лжедмитрий I – её сын.
Но все-таки самозванец покусился на церковное имущество. В поисках средств он конфисковал казну Новодевичьего монастыря, изъял средства из Троице-Сергиева монастыря. После официального венчания на царство Лжедмитрий милует всех политических ссыльных при Годунове, даже возвращает Шуйского. Служилым людям он повышает содержание, помещикам - земельные наделы - всё за счет конфискаций у монастырей. Вознаграждение верным и освобождение южных земель от налогов сопровождалось обложением налогами восточных земель. В Сибири происходит бунт кетских остяков (Кетский острог использовался казаками как база сбора дани с остяков). Острог был покинут между 1606 и 1610 годами. Бунтовали также обские остяки и сибирские татары.
Новый царь изменил состав Думы, введя в него представителей от духовенства, отныне повелел Думе называться сенатом. Царь почти ежедневно присутствовал на заседаниях и участвовал в спорах и решениях государственных дел. по средам и субботам давал аудиенции, принимал челобитные и часто гулял по городу, общаясь с людьми, ремесленниками и торговцами. Крестьяне слушали его обещания получить земли, но так и не дождались обещанного. Иным он обещал борьбу с казнокрадством, но это никого не интересовало. Ввел в Московском царстве польские чины мечника, подчашия, подскарбия, сам же стал именоваться инператором. Приближенными царя были исключительно поляки, из поляков же состояла гвардия, обеспечивающая его личную безопасность. Англичане, посетившие Москву, конечно же поддерживали ставленника, утверждая, что тот превращает Русь в европейскую страну.
В это же время Дмитрий начал планировать войну с турками, собираясь нанести удар по Азову и присоединить к Русскому царству устье Дона, и приказал отливать на Пушечном дворе новые мортиры, пушки, ружья. Сам обучал стрельцов пушечному делу и штурму земляных крепостей, причём, по воспоминаниям современников лез на валы, несмотря на то, что его бесцеремонно толкали, сбивали с ног и давили. Зимой 1606 года Лжедмитрий послал в Крым гонца с объявлением войны, а город Елец было указано укрепить, туда была направлена осадная и полевая артиллерия, созданы склады для снаряжения и продовольствия. Планировалось также получить помощь от поляков или западных держав, чего не удалось добиться. Поляки отказались, потому что Лжедмитрий так и не списал им русские земли и не обратил Русь в католицизм. Лжедмитрий не благоволил конкретно католицизму, но предлагал свободу вероисповедания. То есть союзником могла стать и протестантская Швеция, которая предлагала помощь в обмен на невыгодный для России торговый договор.
Недовольство "инператором всея Руси" постепенно росло: тот не соблюдал православных постов, любил развлечения и роскошь. Лжедмитрий окружил себя наложницами из дочерей бояр, в числе которых оказалась и дочь Годунова Ксения - её он единственную "пощадил" из детей предыдущего царя, но держал при себе в течение пяти месяцев. Настораживала людей и подготовка к войнам с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стоял конечно же Василий Шуйский. Его поддерживали Василий Голицын, князь Куракин, купечество и консервативные слои духовенства. Народ раздражало, что Отрепьев игнорирует русские обычаи даже в быту, не любит посещать баню, не ложится спать после обеда, а его поляки не снимают шапки ни у храмов, ни внутри.
Для убийства царя были наняты стрельцы и убийца Фёдора Годунова — Шерефединов. 8 января 1606 года, ворвавшись во дворец, неорганизованный отряд заговорщиков преждевременно выдал себя, подняв шум и переполох. Покушение провалилось. Шерефединов сумел бежать, но семеро его подручных были схвачены. Семеро заговорщиков, выведенные на крыльцо Петром Басмановым, сразу после ухода царя во внутренние покои были растерзаны толпой.
24 апреля 1606 года вместе с Юрием Мнишеком и его дочерью в Москву прибыли поляки — около двух тысяч человек — знатные шляхтичи, паны, князья и их свита, которым на дары Дмитрий дополнительно выделил огромные суммы. Готовилась свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Обеды, балы и празднества следовали один за другим. Свадьба первоначально была назначена на 4 мая 1606 года, но затем отложена, так как требовалось выработать ритуал хотя бы внешнего принятия Мариной православия. Послушный царю патриарх Игнатий отклонил требование митрополита Гермогена о крещении католички, более того, Гермоген был наказан. Лжедмитрий просил у папы Римского специального разрешения на причащение и миропомазание невесты по греческому обряду, но получил категорический отказ. Миропомазание — как обряд, заменяющий обращение Марины в православие — решено было всё-таки провести. 8 мая 1606 года Марина Мнишек была коронована царицей и духовник Лжедмитрия Терентий совершил обряд бракосочетания 9 мая 1606 года, в Николин день, против всех традиций был назначен свадебный пир, который продолжался и на следующий день, причём царь угощал бояр польскими блюдами и телятиной, считавшейся в Москве «поганой едой». К возмущению москвичей перед иностранной гвардией еще и выступил протестантский пастор Мартин Бэр. По какой-то причине пьяные поляки устроили дебош: врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих, особенно отличались панские гайдуки, в пьяном угаре стреляя в воздух и вопя, что царь им не указка, так как они сами посадили его на престол. По одной из версий, поляки были готовы взять власть в свои руки, потому что самозванец так и не выполнил условия, по которым ему определялся престол. Этим решили воспользоваться и русские заговорщики.
14 мая 1606 года Василий Шуйский собрал верных ему купцов и служилых людей, вместе с которыми составил план ответных действий полякам — отметили дома, в которых они живут, и решили в субботу ударить в набат и призвать народ под предлогом защиты царя к бунту. Немцы слышали о заговоре и пытались предупредить царя, но тот не поверил. Той же ночью Шуйский именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.
Далее, как рассказывали очевидцы, в суматохе не обнаружив своего меча, Дмитрий вырвал алебарду у одного из стражников и подступил к дверям с криком: «Прочь! Я вам не Борис!» Дмитрий запер дверь, а когда заговорщики стали ломать её, бросился бежать по коридору и выбрался в окно, пытаясь спуститься по лесам, чтобы скрыться в толпе, но оступился и упал с высоты 15 саженей в житный двор, где его подобрали нёсшие караул стрельцы. Царь был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Стрельцы облили его водой, и, когда он пришёл в себя, то просил защиты от заговорщиков, обещая им поместья и имущество мятежных бояр, а также семьи мятежников — в холопство Стрельцы внесли его на руках в опустошённый и ограбленный дворец, где попытались защитить от заговорщиков, рвавшихся довершить начатое. В ответ приспешники Татищева и Шуйского стали грозить стрельцам убить их жён и детей, если те не отдадут «вора».
Стрельцы, заколебавшись, потребовали, чтобы царица Марфа ещё раз подтвердила, что Дмитрий — её сын, в противном случае — «Бог в нём волен». Заговорщики были вынуждены согласиться, но пока гонец ездил к Марфе за ответом, они с руганью и угрозами требовали от Дмитрия, чтобы он назвал своё настоящее имя, звание и имя своего отца — но Дмитрий до последнего момента твердил, что он сын Грозного и порукой тому слово его матери. С него сорвали царское платье и вырядили в какие-то лохмотья, тыкали пальцами в глаза и дёргали за уши Вернувшийся гонец, князь Иван Васильевич Голицын, крикнул, что Марфа ответила, будто её сын убит в Угличе, после чего из толпы раздались крики и угрозы, вперёд выскочил сын боярский Григорий Валуев и выстрелил в упор, сказав: «Что толковать с еретиком: вот я благословляю польского свистуна!». Дмитрия добили мечами и алебардами. По другой версии, самозванность царя подтвердила Марина Мнишек.
Тела решено было подвергнуть так называемой «торговой казни». В течение первого дня они лежали в грязи посреди рынка, там, где когда-то была поставлена плаха для Шуйского. На второй день с рынка был принесён стол или прилавок, на него положили тело Дмитрия. На грудь ему (или по другим сведениям — на распоротый живот) бросили маску, одну из тех, которые сам царь готовил для придворного карнавала, в рот воткнули дудку; под стол бросили труп Басманова. Три дня длились надругательства москвичей над телом — его посыпали песком, мазали дёгтем и «всякой мерзостью» Чтобы пресечь любую жалость к «расстриге», было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни.
Сразу после похорон ударили необычайно суровые морозы, уничтожившие траву на полях и уже посеянное зерно. По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха, говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой сами собой вспыхивают и движутся огни, и слышатся пение и звуки бубнов. По Москве стали ходить слухи, что здесь не обошлось без нечистой силы и «бесы расстригу славят». Шептались также, что на следующий день после погребения тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели два голубя, никак не желающие улетать. Труп «расстриги», как рассказывают легенды, попытались закопать поглубже, но через неделю он вновь сам собой очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал огонь, согласно слухам, сжечь труп было невозможно Всё же, тело Дмитрия выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришёл — в сторону Речи Посполитой.
Вопросы для кругозора:
- До сегодняшнего дня нельзя однозначно судить, был ли Лжедмитрий Гришкой Отрепьевым или кем-то ещё. Произошло это по той причине, что один из княжеских родов подчистил историю ради создания определенной картины, располагающей к их власти. Что это был за род?
- В одной из разрядных книг говорится, что именно "рязанцы и украинные городы изменили и приложилися к расстриге". Рязань отличалась своим обособленным положением между диким полем, болотными пространствами мещерской стороны и сплошными лесами Цны и Мокши. Здесь жили зажиточные вотчинники, отличаемые гонором и притязательностью. Один из родов отличался особым самоуправством и наклонностями к смуте, враждовали за землю. Они были близки к "дворовому дьяку" Ивана Грозного Андрею Шерефединову (будущему убийце жены и сына Бориса Годунова). Один из представителей этого рода поставлял на Дон казакам "заповедные товары" - вооружение и вино, а другой, по слухам, посылал своего племянника к польскому королю Сигизмунду с просьбой помочь самозванцу Дмитрию. Что это был за род?
- В описанных событиях участвовал предок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Как его звали, в чём состояло его участие и какое место он занимал в истории самозванца Лжедмитрия?
- Карамзин в "Истории государства Российского" обширно описал то, чем недоволен был русский народ в лице самозванца. Одна из этих черт, граничащая с безумием, была для православных людей "противнее самой жестокости". Что это за черта?
- Нечасто описывается то, чем были недовольны бояре, как только самозванец появился в Москве. Изначально они надеялись, что самозванный царек свергнет Годунова, но с его смертью смысл в Лжедмитрии на троне потерялся. Но невыносимым для бояр стало знакомство с Отрепьевым. Что при московском дворе он сделал не так, как следовало?
- Чтобы изобразить, что Марина Мнишек вступит в брак с "царевичем Дмитрием" по православным обычаям, было сделано это. Но на самом деле вместо этого Марине устраивались пиры и приглашались польские музыканты для развлечения, на что тратилась немалая часть казны. Вместо чего?
- Во время свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек было множество проблем с соблюдением религиозной службы, однако политически произошло первое в русской истории такое (немыслимое) событие. Какое?
- История Лжедмитрия на Московском троне в Европе была событием знаковым, поэтому один из великих современников того времени написал комедию о нём. Кто?
- В летописях не раз указывается близость князей Шуйских с московскими купцами. Вотчина Шуйских располагалась в Клязьменском краю, где наблюдался высокий торговый оборот, связанный с московским рынком. Фамилия Шуйских напрямую связана с промыслом, который был развит в родовых вотчинах князей. Что это был за промысел?
Ответы - в моём Boosty!