Найти тему

Броня Родины: первый серийный многобашенный средний танк Т-28.

Оглавление

В истории военной техники многие танки оставили свой след, среди них особое место занимает Т-28 – средний танк, который стал одним из символов советской мощи накануне Великой Отечественной войны. Т-28 сочетал в себе передовые решения своего времени и мощное вооружение. Его уникальные характеристики и боевой потенциал сделали его ключевым элементом многих операций советской армии. Давайте узнаем чуть больше об истории его появления и службы.

Т-28 на поле боя
Т-28 на поле боя

История разработки и проектирования.

История Т-28 началась с поездки закупочной комиссии Управления механизации и моторизации РККА в конце 1929-го – начале 1930 года. Руководил делегацией начальник УММ Красной Армии Иннокентий Халепский, а его заместителем был Семен Гинзбург – молодой, но уже успевший проявить себя конструктор.

Одним из пунктов поездки была Великобритания, где уже создали целую серию удачных танков. Среди них был и средний А6 "Виккерс 16-тонный". Машину спроектировали в 1926-27 годах по заказу британских военных, а ограничение массы до 16 тонн установили, чтобы ее выдерживал стандартный понтонный мост, именно с таким пределом грузоподъемности.

А6 "Виккерс 16-тонный" - британский танк ,прообраз Т-28
А6 "Виккерс 16-тонный" - британский танк ,прообраз Т-28

По тактическим представлениям того времени главной задачей средних танков было сопровождение пехоты во время прорыва окопов в несколько линий с огневыми точками деревянно-земляного типа. Легкие танки для этого не годились из-за слабого вооружения, а тяжелые должны взламывать долговременные многослойные линии обороны. По такой концепции понятно, что одной башни среднему танку мало. Нужно было больше: одна – для орудия главного калибра, от 45 мм и больше, с круговым обстрелом, другие – для орудий калибра поменьше или вообще пулеметов с ограниченным углом обстрела. Пушка 45мм нужна была для подавления огневых точек противника, а пулеметы или более легкие орудия должны отсекать от танка вражескую пехоту и поддерживать свою. Все как у тяжелого танка, только масса поменьше и калибр как у легкого. А6 лучше всех отвечал всем требованиям. Три башни на двух уровнях; верхняя – с пушкой, две нижние – с пулеметами винтовочного калибра. Вес позволял проломить стену толщиной в два кирпича или продавить проход в проволочных заграждениях, длина – не провалиться в окоп.

На советскую делегацию средний танк А6 впечатлил. Было принято решение о его покупке. Сделка не состоялась из-за стремления британцев заработать на ней по максимуму. Кроме 20 тысяч фунтов за знакомство с конструкцией танка, они настаивали на заказе партии из 10 машин по 16 000 фунтов за каждую. И "в довесок" англичане настаивали на контрактах о покупке танкетки "Карден-Ллойд" Mk VI (будущих Т-27) и 6-тонных танков "Виккерс" (будущего Т-26). СССР решил заказать только танкетку и легкий танк, а средний построить на основе полученных при знакомстве данных.

К декабрю 1930 года все сведения обобщили, УММ РККА выдало задание на проектирование собственного среднего танка. Работать над проектом предстояло двум организациям – факультету механизации и моторизации Военно-технической академии имени Дзержинского и танко-тракторному КБ Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО) под руководством Семена Гинзбурга.

Итоги конкурса подвели в июле. Победа досталась коллективу ВОАО. Сказались и личное знакомство конструкторов с британской машиной, и опыт сотрудничества с немецкими коллегами, чьи чертежи "гросстракторов" советские конструкторы исследовали в танковой школе в Казани.

"Grosstraktor" (с нем. — «большой трактор») — серия германских прототипов среднего танка времён Веймарской республики и начального этапа становления нацистской Германии.
"Grosstraktor" (с нем. — «большой трактор») — серия германских прототипов среднего танка времён Веймарской республики и начального этапа становления нацистской Германии.

Первый прототип нового среднего танк с индексом Т-28, собрали очень быстро. Уже 2 мая 1932 года машина из неброневой стали уже совершила поездку по заводскому двору. На неё установили бензиновый двигатель М-17 – такой же, как на танках Т-26 и БТ-7, но вместо новой 45-миллиметровой пушки, которая еще не была готова, поставили 37-миллиметровую из наличия.

 М- 17 - поршневой V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель с водяным охлаждением, — советская лицензионная копия немецкого BMW VI, доработанная Александром Микулиным. 
Двигатель использовался на первых модификациях тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Танковый вариант М-17Т устанавливался на БТ-7, Т-28, Т-35 и, вынужденно (в связи с нехваткой дизельных В-2 в первый год войны), на Т-34 и КВ-1.
М- 17 - поршневой V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель с водяным охлаждением, — советская лицензионная копия немецкого BMW VI, доработанная Александром Микулиным. Двигатель использовался на первых модификациях тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Танковый вариант М-17Т устанавливался на БТ-7, Т-28, Т-35 и, вынужденно (в связи с нехваткой дизельных В-2 в первый год войны), на Т-34 и КВ-1.

После работы над недостатками и недоделками, 11 июня танк показали военным. Они захотели внести кое-какие изменения:

Во-первых, потребовали заменить орудие на более мощное, 76-миллиметровое. Уже тогда стало ясно, что снаряды 45-миллиметровых танковых пушек плохо справляются даже с деревянно-земляных укреплений.

Во-вторых, на новую машину нужно поставить новый танковый дизель ПГЕ.

С первым требованием конструкторы справились, со вторым – нет. ПГЕ так и не пошел в серию. Танк Т-28 приняли на вооружение в конце октября 1932 года. Причем решение о серийном производстве танков Т-28 Совет труда и обороны СССР принял, не дожидаясь итогов испытаний. Все, кто отвечал за его создание, получили высшую по тем временам советскую награду – орден Ленина.

Завод "Красный Путиловец" (бывший Путиловский завод) был выбран для серийного производства танков Т-28 — очень сложной по тому времени машины — не случайно. Это было одно из самых мощных машиностроительных предприятий Советского Союза, с хорошей производственной базой и богатым опытом изготовления артиллерийских орудий, тракторов, паровозов, турбин, подъёмных кранов и т. п. Кроме того, с осени 1931 года завод серийно производил детали для танков Т-26 — каретку нижней подвески, ведущее колесо, бортовые редукторы, элементы коробки передач.

один из первых образцов Т-28
один из первых образцов Т-28

Машина, которая пошла в серию, очень сильно отличалась от прототипа. И дело было не только в новой пушке. Пока выполняли требований и устраняли недостатки конструкторы серьезно переработали чертежи и некоторые узлы машины. В итоге получился один из лучших в мире средних танков середины 1930-х годов. Рациональное сочетание боевых и ходовых возможностей, оптимальное для решения поставленных задач. Ему суждено было стать последним в СССР многобашенным средним танком, только потому, что концепция таких машин уходила в прошло.

Экипаж танка: механик-водитель, два пулемётчика малых башен, наводчик (на фото — справа в башне), командир танка (на фото — слева в башне) и, кроме того, заряжающий (он же — радист)
Экипаж танка: механик-водитель, два пулемётчика малых башен, наводчик (на фото — справа в башне), командир танка (на фото — слева в башне) и, кроме того, заряжающий (он же — радист)

Осенью 1935 года в СКБ-2 начались работы по созданию "скоростной машины Т-28". Хотели улучшить скоростные и манёвренные качества танка за счёт замены бортового редуктора и коробки передач. Ведущим инженером новой машины с индексом Т-28А, стал заместитель начальника СКБ-2 А. Ефимов. Первые испытания Т-28А прошли 11 сентября 1935 года. Танк без труда разогнался аж до 55,8 км/ч! После доработок в мае 1936 года комиссия под председательством командира 6-й тяжёлой танковой бригады полковника Лизюкова провела испытания "скоростной машины Т-28 "Сталин", заводской № С-910".

Т-28 "Сталин", заводской № С-910
Т-28 "Сталин", заводской № С-910

В заключении по результатам испытаний комиссия отмечала:

"Скоростная машина Т-28А по своим тактико-техническим и конструктивным свойствам является боевой и для эксплуатации в войсках вполне пригодной. Для прохождения среднепересечённой местности третья передача (46 км/ч при оборотах двигателя 1450 об/мин) должна быть нормальной эксплуатационной, а четвёртая (55,8 км/ч при оборотах двигателя 1450 об/мин) должна быть резервной при движении по фунтовым дорогам и шоссе".

В течение 1937 года были обновлены чертежи Т-28, заново проведены расчёты некоторых агрегатов и узлов. Это позволило в 1938 году довести выпуск танков до уровня 1936 года, и значительно улучшить их качество. Но уже стало ясно, что броня Т-28 не защищает от орудий противотанковой артиллерии. Поэтому СКБ-2 начало активно проектировать новые более бронированные танкию. Итогом работ стала постройкой в 1939 году двух опытных образцов — СМК и КВ.

Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Больше всех выделяется последний вариант с конической основной башней, но таких машин было всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.

Т28 образца 1940 года с конической башней
Т28 образца 1940 года с конической башней

Т-28 на поле боя.

Т-28 впервые попал на войну только осенью 1939 года, во время Освободительного похода на Западную Украину. В составе Украинского и Белорусского фронтов действовало около двух сотен этих танков в общей сложности. В серьезных боевых действиях они не участвовали, но у танкистов была возможность на практике убедиться в надежности ходовой части своих машин.

Т-28 во время Советско-Финской войны 1939-1940 гг
Т-28 во время Советско-Финской войны 1939-1940 гг

Гораздо более тяжелым испытанием для него стала Зимняя война 1939-40 годов. Из-за отсутствия более тяжелых машин, именно Т-28 поддерживали пехоту при прорыве серьезно укрепленной полосы финской обороны. Потери были существенными. Противопульная броня Т-28 не могла противостоять снарядам 37-миллиметровых противотанковых пушек "Бофорс".

37мм противотанковая пушка "Бофорс"
37мм противотанковая пушка "Бофорс"

В начале Великой Отечественной войны танки Т-28 принимали активное участие. Они могли эффективно бороться с любой бронетехникой немецкой армии. Отлично показали себя, например, танкисты, действовавшие в составе 9-го танкового полка 5-й танковой дивизии Прибалтийского Особого Военного округа (ПрибОВО). Они первыми вступили в бой с наступавшими немецкими частями и, заняв оборону на восточном берегу Немана, в течение двух суток огнём и контратаками удерживали свои позиции, несмотря на превосходящие силы противника.

Много Т-28 потеряли "из-за нерационального использования танков, нехватки горючего и боеприпасов, а также технической изношенности и полного отсутствия запасных частей" в первые месяцы.

Производство Т-28 прекратили в 1940 г.

Мнение.

Вторая мировая война совершенно изменила представление о среднем танке. К концу 1940-х его представляли бронированной машиной с низким силуэтом и единственной башней, вооруженной одним орудием и двумя-тремя пулеметами. Вместе с изменением представлениями изменились и сами танки. Так канул в лету морально устаревший Т-28. На смену Т-28 танковые заводы стали выпускать новые прославленные танки Т-34 и КВ.

восстановленный Т-28
восстановленный Т-28

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!