10,2K подписчиков

Сказ о том, как мы самолёт испытывали

1K прочитали

Дисклеймер: у меня на работе существует такая вещь, как коммерческая тайна, поэтому подробности будут не все.

Итак, в конце прошлого года мне довелось поучаствовать в таком интересном мероприятии, как демонстрация аварийной эвакуации из новенькой модели самолёта. И сегодня я расскажу, что и как там происходило.

Началось все значительно раньше, ещё в сентябре. По рабочей почте прошла рассылка примерно такого содержания: "Мы будем испытывать самолёт. Надо свалить из него на время. Кто желает присоединиться - ответьте". Разумеется, я не могла такое пропустить. Я записалась, а после о нас на месяц забыли. Через месяц я пришла на совещание, посвященное сим событиям (это было уже второе, первое я пропустила из-за универа). Там, в целом, тоже ничего интересного не было: нам рассказали, что будем прыгать с трапа, что надо удобно одеться, и что снимать на испытаниях ничего нельзя. Ещё было сказано, что людей набрали с запасом по всем категориям (мужчины/женщины, старые/молодые, худые/толстые) и что по воле сертификаторов кого-то могут без объяснения причин отстранить от испытаний, в этом случае человек автоматически переходил в разряд волонтеров. После об испытаниях мы забыли ещё на месяц.

Час икс настал в ноябре, централизованный выезд на автобусе назначили на 12 часов. Я, пользуясь своим гибким графиком, пришла за час до выезда и увидела в рабочей почте письмо, в котором черным по белому было написано, что так делать было нельзя) Но прокатило. Отпраздновав по ходу дела чей-то день рождения и заполнив согласие на испытания, без десяти двенадцать все участники испытаний из нашего департамента собрались на улице. Без пяти там же собрались уже все участники, и нам оставалось ждать автобус, который должен был приехать с минуты на минуту. Ага, разбежались. Пробиться через заваленную глиной и разбитую тяжёлой техникой дорогу (рядом шла стройка), а потом еще и через забитую под завязку парковку для работников автобус смог только через минут двадцать. Выехали мы с опозданием примерно в полчаса, но доехали вовремя.

Почти все испытания проходят на аэродроме Жуковский, и отправились мы туда. Часа в три мы были уже на месте. Въезжали через служебный въезд. Представьте себе картину: серый пасмурный ноябрьский день, уже потихоньку темнеет, огромное ровное поле с редкими ангарами и самолетами, закрытое забором и покрытое густым туманом. И тишина. Постапокалипсис снимать можно было, невероятно атмосферно.

Но вот мы всё-таки приехали, оставили все вещи в автобусе и пошли в сам ангар. Из неприятного - там было довольно холодно, первое время было приятнее ходить в куртке. Из приятного - это же огромный ангар с самолётами! Их там стояло целых три, и из одного из них я буду прыгать! Но до весёлых прыжков было ещё далеко. Сначала мы с полчаса слонялись сами по себе, пока всех довозили. Потом мы постояли ещё полчаса в группах по признаку пола и возраста. В это время организаторы наконец-то договорились с работниками Жуковского, которые в этом же ангаре грузили другой самолёт, и на пару минут в ангаре полностью вырубился свет, чтобы замерить освещённость ангара изнутри. Реакция на помещение без света у школьников и у взрослых серьезных инженеров одна и та же: смешки и шум с шутеечками мы издаем одинаковый. Потом мы организованными очередями пошли за жилеточками с номерами, и постояли ещё полчаса в них. К этому моменту ноги начали потихоньку отваливаться. Троим счастливчикам раздали красивых полуметровых кукол в платьях, типа это двухлетние дети без собственного места (мне не досталось, а ведь хотелось). Дальше нас наконец-то (уже семь вечера с хвостиком, при том, что начало испытаний планировалось на шесть) начали грузить в самолёт.

Расселись. По коридору прошли сертификаторы, кого-то пересадили. Потом прошли волонтеры и раскидали по полу взятые из потолочных ящиков набитые поролоном сумки и просто полиэтиленовые мешки. Прошел инструктаж от бортпроводников, послушали, пристегнулись. А потом все лишние люди ушли и нас закрыли. Только потом до меня дошло, что нас оставили там так надолго для того, чтобы мы расслабились и тревога была неожиданной. А тогда мы сидели в запертом самолёте, в духоте, с закрытыми иллюминаторами, и ждали. Потом начали болтать друг с другом, а потом и с бортпроводниками (они настоящие, для них это почти тренировка). Сидим, сидим и тут БАМ - писк сигнализации, отрубается свет, потом подрубается внизу на аварийных лентах, и мы начинаем сбегать.

Дальше все помнится как цепочка впечатлений. Все лихорадочно отстегиваются, бортпроводники открывают двери, все замерли перед дверьми, слышен визг надувающихся трапов, а потом бортпроводники орут "ПРЫГАЙ-СЪЕЗЖАЙ-УБЕГАЙ!!!", а мы стоим в очереди к дверям. Я кидаюсь в очередь к задней двери, но другая движется быстрее, я встаю в нее, а через пару секунд оглядываюсь - у задней двери пусто. Я бегу по чужим сумкам, меня заносит на повороте, меня подталкивают в спину - и вот я уже упала на трап, еду по нему вниз. Стоило мне оказаться внизу, как в меня кто-то влетел в меня ногами, пришлось убегать и от трапа. Остатками сознания слышу, как волонтеры говорят складывать личные карточки в коробки у трапов. Я оглядываюсь и вижу, как последний из бортпроводников оглядывает салон и съезжает, после чего начинаются аплодисменты. И тут мозг включился обратно.

В ещё темном ангаре нахожу своих, они говорят, что мы уложились в норматив - 90 секунд. Включается свет, мы сдаём жилеточки с номерками и идём за наградой: фотосессией на фоне самолетов, покатушками с трапов (при свете гораздо страшнее) и фуршетом с блюдами высокой кухни. И думается мне, что официанты (в костюмах и белых перчатках, словно выдернутые из дорогого ресторана из центра Москвы) не были готовы к толпе голодных инженеров (которые на фоне самих официантов смотрелись чем-то средним между голодными студентами и толпой школьников, осаждающими в перемену столовую). Но все обошлось, в итоге еды досталось всем, хоть и не сразу. А официанты весь остаток вечера ходили с выражением плохо скрываемого шока на лицах)

Вот так вот и прошла демонстрация аварийной эвакуации. И хотя не все прошло гладко, мне понравилось, и это было весело. Дальше все следующую неделю мы обсуждали, за сколько времени мы всё-таки эвакуировались, сначала было 62 секунды, потом 78, потом 86. Ответ на испытания пришел только через два месяца: 81,7 секунды на 211 пассажиров + 8 членов экипажа, испытания приняты. Радости нашей не было предела. Так что летайте спокойно, мы всё проверили)

Прим. ред.: Мы как-то грозились ввести special тексты от авторов, где будут публиковаться всякие истории про то, как они сами двигают науку, образование, технику и всё такое прочее. Ну так вот, получите, распишитесь. Не забудьте залайкать и откомментить!

Автор: Лиза Гладышева.