В древнем Риме конституция не сводилась к одному законодательному акту, как в современном понимании. Римская конституция включала в себя совокупность законов, юридических решений и древних обычаев. В отличие от современных понятий, власть в Риме опиралась на мудрость и традиции предшественников, поскольку римское право постепенно эволюционировало с течением времени.
От Монархии к Республике
Изгнание последнего царя, Луция Тарквиния Великого (ок. 534-510 гг. до н.э.), отметило начало Римской республики. Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) отмечал в своей работе "История от основания города", что правление Тарквиния Гордого продолжалось двадцать пять лет, а период монархического управления, вплоть до освобождения, составил 244 года. После освобождения римляне избрали двух консулов на всенародном голосовании в соответствии с классификацией Сервия Туллия.
С целью избежать возвращения к монархии была учреждена Римская республика, заменяющая правление одного человека правлением патрициев. Согласно Саймону Бейкеру в его книге "Древний Рим. Взлет и падение империи", свержение этрусских царей было ключевым моментом в ранней римской истории. Однако Республика не возникла мгновенно, а формировалась медленно, подвергаясь постоянным корректировкам и усовершенствованиям.
Центральным элементом стабильности республики было разделение властей. Политические решения зависели от сотрудничества голосующих собраний, магистратов и Сената. Это взаимодействие обеспечило работоспособность римской конституции, основанной, хотя и на традициях и юридических документах, в первую очередь на ее законах.
Гражданское право в Риме опиралось на четыре основных источника:
- Обычаи;
- Двенадцать таблиц;
- Сочинения;
- Законодательство различных ассамблей.
Собрания
В Риме существовали четыре собрания с правом решающего голоса:
- Куриатные комиции, ответственные за назначение магистратов и священников, утверждение завещаний и усыновление.
- Центуриатные комиции, занимавшиеся выборами магистратов, принятием законов и решений о военных действиях.
- Трибутные комиции, ответственные за мелкие судебные процессы, принятие законов и выборы на более низких уровнях.
- Плебейский совет, представлявшее интересы плебеев.
Хотя основные обязанности куриатных комиций с течением времени перешли к центуриатным, они всё еще играли важную роль в назначении магистратов и священников, а также подтверждении завещаний и усыновлений. В центуриатных комиссиях, помимо принятия законов, избирались высшие должностные лица и объявлялись войны. В 200 году до н.э. центуриаты отклонили запрос консула объявить войну (Карфагену), хотя затем свое решение пересмотрели.
Трибутные комиссии занимались мелкими судебными процессами и выборами квесторов, эдилов и военных трибунов. Собрание проходило за пределами города на Марсовом поле.
Плебейский совет представлял интересы плебеев, которые боролись за равные права с патрициями. Изначально оно принимало законы, касавшиеся только плебеев, но позднее закон Квинта Гортензия распространил его влияние на всё население. Трибун Тиберий Гракх в 163-133 гг. до н.э. обратился к плебейскому совету, чтобы протолкнуть свое предложение по земельной реформе, минуя Сенат, что привело к принятию предложения.
Двенадцать таблиц
В древнем Риме законы не издавались публично, вместо этого они хранились у понтификов и записывались в священных книгах. В 462 году до н.э. трибун, требовал, чтобы законы, регулирующие обязанности консула, были обнародованы - это требование позднее было распространено на все законы.
В 451 году до н.э. конфликты привели к отмене конституции и временному прекращению должностей консула и трибуна. Власть перешла к Десяти судьям, которые получили задачу пересмотреть и систематизировать законы. Ливий отмечал:
"Таким образом, спустя 302 года после основания Рима второй раз меняется форма правления: сначала власть переходит от королей к консулам, а теперь от консулов к десяти судьям".
За два года работы десять судей создали двенадцать законов, которые стали основой "Двенадцати таблиц". Они касались различных аспектов римской жизни: от бытовых вопросов до вопросов собственности, наследования и освобождения рабов. Один из спорных законов, позднее отмененный, запрещал брак между патрицием и плебеем. Ливий писал:
"Центуриатная комиция, известная как Собрание веков, приняла законы Двенадцати таблиц, которые до сих пор остаются основой публичного и частного права...".
После изгнания десяти судей и восстановления конституции, включая должности консула и трибуна, новые консулы предложили три новых закона: гарантированное право трибунала на неприкосновенность, утверждение права граждан на апелляцию и признание силы закона предложений собрания плебеев.
Магистраты
Без голосующих собраний римская конституция не могла существовать, однако магистраты играли важную роль в их функционировании. Собрания принимали законы, а магистраты осуществляли их исполнение. Обязанности различных магистратов менялись со временем, как и приоритеты в их службе. Путь к политическому влиянию проходил через "путь чести", состоящий из четырех этапов.
На первом этапе стоял квестор, который избирался трибутной комиссией, . Его основной обязанностью был финансовый контроль. Позднее, благодаря Сулле, после избрания он автоматически становился членом Сената. Занять должность квестора можно было не ранее, чем в возрасте 27 лет.
На следующем этапе был эдил, избиравшийся плебейским советом в возрасте не менее 36 лет. Он ответственен был за управление городом, включая состояние улиц, снабжение продовольствием и организацию развлечений.
После него следовал претор, избиравшийся центуриатными комициями в возрасте не менее 39 лет. Претор обладал имперскими полномочиями и часто выполнял роль юриста.
Конечной целью в "пути чести" было консульство. Только два консула избирались центуриатными комициями. Они обладали политической и военной властью, командовали армией и председательствовали в Сенате. По окончании своего годичного срока, они несли ответственность за свои действия перед обществом.
Вне "пути чести" также были три магистрата. Цензор, бывший консул, не обладал имперской властью, но обладал большим авторитетом и влиянием. Он обновлял список граждан и следил за моралью общества. Диктатор занимал должность только в период кризиса, а плебейский трибун, избиравшийся плебейским советом, защищал интересы плебеев и мог иметь власть над другими магистратами, хотя его решения могли подвергаться апелляции.
Сенат
Римский сенат был ключевым элементом в римской конституции, играя существенную роль в принятии политических решений. Он олицетворял влияние и уважение, наследуемые со времен древности. Сенат обсуждал широкий спектр вопросов, включая военную стратегию, международные отношения, финансовые аспекты и правопорядок.
Согласно Гвинну, магистраты, созывая собрания, представляли на рассмотрение лишь те вопросы, которые уже были обсуждены и одобрены Сенатом. Это свидетельствует о том, что Республикой управляли в значительной степени Сенат и народ Рима.
На штандартах римской армии были выведены буквы SPQR, что расшифровывалось как Senatus Populus Quiritium Romanus, что означает "Сенат и римский народ", демонстрируя тесную связь между этим институтом и народом.
Подпишитесь на наш канал, чтобы первыми получать уведомления о новых статьях!