Найти тему
clastat

И СНОВА КОНАКОВО.

Уж кажется всё сказано о ЗиК Конаково. И о его славной истории, и о его замечательных скульпторах и художниках, и о его прекрасной продукции, и о тяжёлых временах завода, и о "новом" Конаково. И вдруг опять встречаешь конаковскую статуэтку и поражаешься: "Ах, как хороша; и о скульпторе таком не слышала". Речь идёт о сказочной композиции "Лиса и петух", 1955-го года. Мне кажется, лучшая статуэтка на эту тему. Сравните сами.

Автор статуэтки Эммануил Павлович Визин (1904-1975 гг.) - график, живописец, керамист, ученик В.А. Фаворского. Родился он в Одессе. В основном Э. Визин иллюстрировал книги. И чаще всего сказки. И вот тут меня обуяло смутное воспоминание. Причём очень-очень приятное, прямо беззаботным детством повеяло. Показалось, что где-то я уже встречала фамилию этого художника. И представляете, я даже нашла детскую книжку, где иллюстратор - Э.П. Визин. И всё в этой книжке в порядке: воробей похож на птичку, кошка на кошку, дом на дом. Не то что творится сейчас с некоторыми современными картинками и игрушками. Как задумчиво сказала когда-то моя внучка, глядя на кислотно-зелёную мягкую игрушку: "То ли собачка, то ли обезьянка?" И вопросительно посмотрела на нас, взрослых.

Судьба у художника была какая-то нелёгкая. Он воевал и в гражданскую войну, прошёл и всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 год. В марте 1945-го года получил тяжёлое ранение. А в творчестве признание он обрёл лишь в последние годы жизни. Хотя все его работы - яркие и выразительные. Изредка Э.П. Визин работал, как керамист. Создал несколько майоликовых композиций, воплощённых на ЗиК, Конаково, - и тоже на тему сказок. Их немного, но все они супер качественные; детализированные - ребёнок (да и взрослый) может рассматривать их часами. Встречаются его фаянсовые статуэтки редко, стоят дорого. А некоторых фигурок я даже во всезнающем интернете не нашла. Кроме "Лисы и петуха" описаны ещё: "Маша и медведь", 1955 год, высота 25 см; "Конёк-горбунок" (фото нет); "Волк и семеро козлят" (фото нет); "Битый небитого везёт" (фото нет). Вот, пожалуй, и всё. И тоже несправедливость: даже в книге о декоративном искусстве, где упомянули практически всех художников-скульпторов ЗиК Конаково, о Э. Визине нет ни слова. Очень прошу, если у кого-то есть статуэтки этого автора, пришлите фото. Хоть полюбуемся.

"Маша и медведь",1955 год, высота: 25 см. Автор: Э.П. Визин.
"Маша и медведь",1955 год, высота: 25 см. Автор: Э.П. Визин.

Э.П. Визин был женат на художнице-скульпторе Елене Михайловне Гуревич, тоже ученице В.А. Фаворского. Родилась в Москве. Она стала заниматься скульптурой с 1934-го года, а керамикой с 1946-го года. С 1951 по 1962 год работала художником-скульптором на ЗиК Конаково. Вот её работы любителям фарфора несомненно знакомы. У меня есть:

А вот ещё её фигурки из открытых источников.

Надо признать, что в середине 1950-х годов остро встал вопрос о дальнейших судьбах малой декоративной пластики, не имеющей прямого утилитарного значения. Сам этот жанр зачислили тогда в разряд "излишеств". Как говорил мой отец: "Это мещанство". Высказывалось мнение, будто бы современный человек нуждается лишь в простых и целесообразных предметах быта. Эта тенденция распространилась на малую декоративную пластику, что, естественно, ставило её в тяжёлое положение. Но к середине 1960-х годов пафос отрицания "излишеств" поутих; и интерес к сюжетно-изобразительному декоративному искусству возобновился. Одновременно советские художники и скульпторы стали искать новые образы, экспериментировать, у скульптурных композиций появилось своё лицо. Иногда очень причудливое. Вот фото из книги: работа той же Е. Гуревич. Как вы думаете: это что? Кувшин?

Фото автора.
Фото автора.

Или эту композицию где можно применить?

Композиция "Розы", автор: В. Цыганков. Фото автора.
Композиция "Розы", автор: В. Цыганков. Фото автора.

Но всё равно хорошо, что декоративная пластика вернулась. Иначе, чем бы мы с вами сейчас любовались?