Основная проблема раннего успеха заключается в том, чтобы его преодолеть. В качестве примера можно привести бодрый дух первых двух альбомов Vampire Weekend и их образ веселых парней из колледжа, которые изучали "Graceland" Пола Саймона, как магистерскую диссертацию Джеймса Джойса, и играли свой веселый глобальный поп под восторженные крики миллениалов на, кажется, каждом музыкальном фестивале последних лет. И хотя в то время такое восприятие было вполне понятным - пусть и несправедливо упрощенным, - сейчас VW - совсем другая группа.
"Only God Was Above Us" - их первый альбом за почти пять лет и всего лишь второй за последнее десятилетие - позволяет им использовать свою обширную музыкальную родословную для создания звучания, которое они уже затрагивали в прошлом, но никогда не исследовали так тщательно.
Это звучание - необычный сплав барочного великолепия, впервые прозвучавшего в их песне 2013 года "Step", и панковской энергии, которая в полной мере проявляется в первой песне этого альбома, "Ice Cream Piano".
В ней струнный квартет сталкивается с комично искаженной, визжащей гитарой - и на протяжении всего альбома такие несопоставимые элементы часто играют одновременно. Это по-прежнему безошибочно похоже на Vampire Weekend - группа все больше становится машиной вокалиста-гитариста Эзры Кенига (особенно после ухода соучредителя Ростама Батманглиджа в 2016 году), и все песни построены вокруг его легко запоминающихся мелодий и обманчиво пронзительного голоса. Но контекст для них - вот что отличается.
Если "Father of the Bride" 2018 года растянулся на 18 треков на целый час, то этот альбом короче и плотнее: всего 10 песен, все полностью реализованные и интенсивно аранжированные, и, как обычно, наполненные текстами, ориентированными на Нью-Йорк (хотя группа уже много лет базируется в Лос-Анджелесе). Сотрудничество Кёнига и его главного музыкального помощника, сопродюсера Ариэля Рехтшайда (Haim, Adele, Solange, Madonna, Charli XCX), которое развивалось на протяжении трех последних альбомов группы, достигло нового пика, с утонченными, взлетающими ввысь хуками и постоянно меняющимися аранжировками; бойкая прыть их раннего материала, который пару раз появлялся на "Father of the Bride", никуда не делась. Однако если песни того альбома были в основном гитарными, то Кениг, похоже, провел большую часть пандемии, оттачивая свою игру на фортепиано: Оно стоит на первом месте во многих треках, наполненных дико каскадными арпеджио и плавными мелодиями; либо он стал намного лучше, либо был проведен очень искусный монтаж.
Конечно, это Vampire Weekend, поэтому альбом академичен и пьянящ. Кениг недавно рассказал New York Times о "святых покровителях" альбомов группы (неудивительно, что первым был Пол Саймон) и рассказал, что песни этого альбома концептуально описывают "путешествие от сомнений к принятию, возможно, к капитуляции. От своего рода негативного мировоззрения к чему-то более глубокому" (окей, чувак).
Но что на самом деле более увлекательно, так это то, как та же голова проявляется в музыке: Здесь есть тонны сладостей для музыкальных гиков. Композиция "Prep School Gangsters" открывается риффом из песни Cars "My Best Friend's Girl"; в "The Surfer" есть уморительная духовая секция в стиле "Goldfinger", дикие вокальные эффекты в "Pravda" и жуткий детский хор в "Mary Boone", за которым сразу же следует драйвовый битбокс в сопровождении струнного квартета. А в завершающей "Hope" фирменный хук дважды исполняется на высоких нотах фортепиано, а на третий раз - труппой гобоев. Такие вещи приходят в голову только одержимым, которые часами обсуждают, скажем, сколько реверберации должно быть на барабанах в том четырехсекундном отрывке во втором припеве.
Но все это было бы красивой декорацией, если бы не уверенное чувство мелодии Кенига и его характерный, но обманчиво многогранный голос (проверьте октавный свод в "Prep School Gangsters"). Он знает свое искусство и ремесло - когда можно оставить строчку просто висеть, а когда приукрасить ее гармонией или игривой контрмелодией. И если иногда все это кажется слишком умным, он покажет, что понимает шутку или, по крайней мере, осознает ее: в песне "Gen X Cops" часто повторяется фраза "Каждое поколение приносит свои собственные извинения". Извинения не нужны: "Only God Was Above Us" - это важнейшая глава в продолжающем развиваться звучании и карьере группы.
П. С. Пожалуй, на данный момент это лучший альбом 24 года.