Найти тему
ольга афанасьева

Тиверск.

Ниже реки Вуокса, на острове, находилась древняя карельская крепость. Карелы называли ее Тиури, Новгородцы же называли Тиверский городок.

Крепостные стены были сложены их больших валунов методом сухой кладки. С южной стороны  острова каменный вал был до двух метров, а северный до полутора. Сверху шел деревянный бруствер около двух метров.

Длина крепости достигала с севера на юг 250 м, ас запада на востов 50 м. На острове находились дома, мастерские, кузница.

В 13-14 веках Тиверская крепость была одной из лучших укреплений в регионе.

Находясь между Выборгом и Корелой городок контролировал водный путь из Балтики в Ладогу.

Окрестности Тиверска часто становились ареной вооруженных конфликтов карел, новгородцев и шведов.

-2

Вседствии падения уровня воды в Вуоксе после Тайпальской катастрофы в 1818 года воды Суходольского озера прорвались в Ладогу и остров соединился с материком. Поперек городища была проложена почтовая дорога для чего в стенах крепости были сделаны проломы и переброшены мосты.

-3

В 1323 году  вблизи города прошла установленная граница между Новгородской республикой и Шведским королевством. Ореховецкий мирный договор. В 1411 году Шведы при нападении на Новгородские земли разрушили Тиверский городок, после чего крепость не восстанавливалась.

-4

Карелы  обожествлял  стихию леса; лес воспринимался как некое одушевленное существо, требующее поклонения.

Лес любит тишину, покой и порядок. Не надо свистеть, лес слышит. Лес не любит споров; если сделаешь что-то на спор, добра не жди, добычи не будет, можно и заблудиться. Лес не любит смеха, там надо вести себя серьезно. Лес чистоту любит. Карелы верили, что придешь в лес с добрым словом, приношением, он тоже поможет и ягоду найти, и зверя добыть.

-5

Особым почитанием у карелов пользовались самые большие деревья. Их ни в коем случае нельзя было рубить. Считалось, что именно в них живет дух леса. К ним приносили угощение, их старались задобрить различными приношениями. Под ними чаще останавливались и на ночлег, предварительно испросив разрешения, а утром не забывали поблагодарить за спокойную ночь.

Союз с тотемным деревом могли заключать разными способами. Это и кормление дерева, под которым оставляли разные съестные припасы и ели сами. дерево украшали лентами, платками, полотенцами. Этот обряд сохранился до сих пор и во многих местах можно встретить огромное дерево (чаще это сосна),  завязанными тряпицами. Участники этого действа просят у духа дерева и здоровья, и удачи, и продолжения рода.

-6

Есть и у карелов и такой обряд –  связывали верхушки двух деревьев обязательно растущих с двух сторон тропы, а затем пролезали через эту арку с целью передать дереву свои болезни и воспринять от распускающегося весною дерева его свежесть и физические силы.

Самым распространенным был этот ритуал в моменты поиска потерявшегося в лесу животного. Такие связанные верхушки деревьев называли  узел Осмо. Он делался, безусловно, в качестве угрозы, сначала лесу, потом дереву, а затем некоему лесному духу. Они должны были без протеста согласиться на условия человека, заключающего с ними союз, и вернуть животное как можно скорее  и только после этого узел развязывался.

-7

Есть и у карелов и такой обряд –  связывали верхушки двух деревьев обязательно растущих с двух сторон тропы, а затем пролезали через эту арку с целью передать дереву свои болезни и воспринять от распускающегося весною дерева его свежесть и физические силы.

Самым распространенным был этот ритуал в моменты поиска потерявшегося в лесу животного. Такие связанные верхушки деревьев называли  узел Осмо. Он делался, безусловно, в качестве угрозы, сначала лесу, потом дереву, а затем некоему лесному духу. Они должны были без протеста согласиться на условия человека, заключающего с ними союз, и вернуть животное как можно скорее  и только после этого узел развязывался.

-8

4 км южнее посёлка Васильево Приозерского района Ленинградской области.

-9