Найти тему

9 лучших упражнений на мелкую моторику рук у детей.Зачем её развивать?

Оглавление

Развитие мелкой моторики рук является важным аспектом в жизни каждого ребенка. Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук. Она играет важную роль в развитии мозга, внимания, памяти и речи ребенка. В этой статье мы расскажем о том, как упражнения на мелкую моторику помогают улучшить мозговую активность и память у детей. А так же вы узнаете 9 лучших упражнений, которые можно начать делать уже сегодня.

Зачем развивать мелкую моторику рук?

Важно понимать, что для детей, начиная с самого раннего возраста, ключевым аспектом является развитие моторики. Навыки мелкой моторики рук играют значительную роль в формировании интеллектуальных и психофизических способностей ребенка. Успешное освоение различных умений, таких как изобразительные, конструктивные, трудовые и музыкально-исполнительские, зависит от уровня развития мелкой моторики. Этот процесс способствует общему развитию ребенка.


Изучение первоначального развития языка сосредотачивается на развитии письменных навыков. Ученые акцентируют внимание на важной роли мелкой моторики в формировании речи. Под мелкой моторикой понимается точное и умелое движение пальцев в широком смысле. В узком определении, мелкая моторика представляет собой слаженное взаимодействие нервной, мышечной и костной систем, часто сочетающееся с зрительной системой при выполнении аккуратных движений рук и ног пальцами и кистями.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга»

Проведенные М.М. Кольцовой и Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом

Особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

Для развития мелкой моторики рук дошкольников разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных образовательных организациях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики – от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Работа с играми для развития мелкой моторики рук строится в соответствии со следующими принципами:

  • систематичность проведения игр и упражнений: не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением
  • последовательность (от простого к сложному): сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно; недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне: для любого человека, независимо от его возраста, значим результат, поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным
  • если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания: во всем должна быть мера, недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.)

9 лучших упражнений на мелкую моторику рук у детей

1.Работа с бумагой (аппликация) – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с данным материалом, потому что она легко поддается обработке.

Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяют исследовательскую потребность, пробуждают чувство радости, успеха, развивают трудовые умения и навыки. Темы работ подбираются в соответствии с возрастными возможностями детей и поставленными задачами: «Дождик, дождик – кап, кап», «На полянку на лужок тихо падает снежок», «Покормим птичек», «Смотрит солнышко в окошко», «Пасхальная радость», «Веселый барашек» и др.

Одним из основных методов в работе с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики являются пальчиковые, дидактические и театрализованные игры. Пальчиковые игры являются великолепным средством развития мелкой пластики движений у ребенка. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивается скорость движения, отчетливость.

2.Пальчиковые игры подготавливают руку ребенка к письму, что является важным психомоторным навыком. Многие пальчиковые игры предполагают участие обеих рук, что дает возможность развивать одновременность движений. Так как пальчиковые игры требуют соотнесения слова с движениями, то это дает возможность для развития словесной регуляции движения. Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов и движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их.

-2

-3

-4

-5

3.Игры с сыпучими материалами.

Насыпается в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Насыпается в кружку сухой горох. Читаются четверостишия и на каждый ударный слог ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Насыпается горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпается мелкая крупа. Ребенку предлагается нарисовать по крупе пальцем сначала линии, а затем какие-нибудь предметы.

4.Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

5.Собирание пазлов.

Собирание пазлов является отличным упражнением для развития мелкой моторики рук. Во время этого занятия ребенок учится координировать движения своих пальцев и кистей, что помогает укрепить мышцы и улучшить координацию движений. Кроме того, собирание пазлов способствует развитию внимания и мышления, так как ребенку приходится анализировать изображение и подбирать нужные детали.

6.Шнуровка ботинок.

Шнуровка ботинок является хорошим упражнением для развития мелкой моторики рук, так как требует от ребенка точности и координации движений. Во время шнуровки ботинок ребенок учится контролировать свои пальцы и кисти, что помогает улучшить координацию движений и укрепить мышцы. Кроме того, шнуровка ботинок способствует развитию внимания и терпения, так как ребенку нужно быть аккуратным и терпеливым, чтобы правильно завязать шнурки.

7.Рисование пальцами.

Рисование пальцами является одним из самых эффективных упражнений для развития мелкой моторики рук. Во время рисования ребенок учится контролировать движения своих пальцев, что помогает укрепить мышцы кисти и пальцев. Кроме того, рисование пальцами способствует развитию внимания, так как ребенок должен сосредоточиться на том, что он рисует, а также улучшает координацию движений и укрепляет мышцы кисти.

8.Игра на музыкальных инструментах.

Когда ребенок играет на музыкальном инструменте, он учится контролировать свои пальцы, что помогает укрепить мышцы кисти и пальцев. Кроме того, игра на музыкальном инструменте способствует развитию координации движений и внимания.

9.Собирание конструктора.

Во время этого занятия ребенок учится координировать свои движения, укрепляет мышцы кисти и пальцев, улучшает навыки работы с мелкими деталями. Кроме того, собирание конструктора способствует развитию внимания, мышления и фантазии.

Заключение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

"КитФорс" - онлайн школа для детей с 1 по 11 класс
"КитФорс" - онлайн школа для детей с 1 по 11 класс

В "КитФорс" дети не только изучают школьную программу, на уроках учителя работают с мелкой моторкой рук, делают с детьми разминку и вовлекают с первых минут урока.