Продолжаю серию публикаций о постройке ЗиЛ-130 от компании AVD и в этой статье речь пойдёт о сборке кабины. Внимательно осмотрев плату с её деталями и инструкцию, предположил, что просто с ней не будет. Так оно и получилось, но обо всём по порядку. Ранее уже писал, что открывать капот без серьёзной доработки двигателя смысла не имеет, а вот двери или хотя бы одну для фотосессии отворить было бы неплохо, по этой причине, прежде чем приступать к сборке, начал прикидывать варианты установки. Таковых мне виделось три, и первая из них просто не вклеивать двери в проёмы, однако достаточно быстро убедился в нефункциональности этого решения, несмотря на то, что рояльные петли лучше каких-либо других подходят именно для такой установки. Я уже делал это при сборке ЗиЛ-131 в тридцать пятом масштабе от Trumpeter. На фото ниже модель представлена с открытой и закрытой водительской дверью.
К сожалению, стыкуемость модели от AVD в сравнении с тем же Trumpeter далека от идеальной, что не позволяет петлям удерживать двери без фиксации клеем. Следующий вариант заключается в использовании петель, предлагаемых компанией Микродизайн в наборе фототравления, либо изготовлении таковых самостоятельно. Он хоть и не прост в исполнении, но всё же вполне себе рабочий и несомненно попытался бы его воплотить в жизнь, если бы третий не сработал, однако в этом случае модель, которая в процессе работы понемногу подкидывала проблем, оказалась ко мне благосклонна. По аналогии с тем, как удалось сделать рабочими люки КВ-1 в тридцать пятом масштабе от китайской RFM, фотографии модели ниже, ручной микродрелью высверлил отверстия в петлях.
В данном случае не идеальная стыкуемость деталей набора пошла на пользу, достаточно большая щель между передней частью двери и корпусом позволяет легко открывать и закрывать двери, несмотря на изогнутый профиль деталей. Если учесть то, что речь идёт о строительстве модели советского автопрома, это только добавляет реализма. На фотографии ниже проволока, вставленная в петли, не обрезана по размеру, что позволяет на данном этапе работы легко монтировать и демонтировать двери в процессе подгонки деталей, достаточно непростой в сборке кабины.
Прежде чем начать сборку кабины, решил посмотреть, как будут выглядеть подножки из фототравления Микродизайн в сравнении с "родными".
Быстренько спаяв "железки", осознал, что для меня они привлекательнее, чем пластиковые, после чего установил на штатные места.
Прежде чем начать сборку, путём шлифования устранил небольшие дефекты литья на крыльях, решётке радиатора и дверях. В работе предпочитаю использовать слои грунтовки и краски по самому минимуму, и уверен, что если не предать этому значения на данном этапе работы, впоследствии при фотографировании крупным планом они обязательно проявятся. Сборку кабины начал практически по инструкции, естественно откладывая в сторону работу с мелочёвкой типа руля, педалей и рычагов.
Когда смонтировал крылья, увидел, что правый подкрылок, несмотря на то, что был установлен как положено, ушёл во внутрь моторного отсека. В этом нет ничего удивительного, когда имеешь дело с моделью высокого уровня детализации и средней стыкуемости деталей.
Именно поэтому при работе с такого рода материалом никогда не вклеиваю первоначально детали "намертво" и постоянно слежу за тем, чтобы всё было, как сказано в армейской поговорке, параллельно и перпендикулярно. Демонтировал некорректно установленную деталь и установил на штатное место, но уже с привязкой к правому крылу
Получившуюся конструкцию примерил на собранную раму, всё встало ровно, без перекосов.
На фотографии выше рама, на которую установлено основание кабины, имеет вполне себе заводской вид и на ней отсутствуют колёса, тогда как в предыдущей статье она уже в грязи побывала и даже вроде как обутая.
Дело в том, что лобовое стекло и рама, в которую оно устанавливается, подкинули проблем, для решения которых пришлось потратить определённые умственные усилия и время, поэтому статья о работе над ходовой частью вышла раньше. Но обо всём по порядку. Количество и вид облоя на детали рамы лобового стекла не предвещало ничего хорошего, и дальнейшие манипуляции со стыковкой с ней этого самого стекла и установкой конструкции на штатное место подтвердили мои опасения.
Обработав и примерив раму на предмет сопряжения с дверями, выяснил, что если с пассажирской стороны всё идеально, то с водительской снизу она уходит на два миллиметра в бок. При такой податливости пластика, из которого изготовлена модель, это не стало бы никакой проблемой в случае, если дверь фиксируется "намертво", достаточно ее установить и притянуть раму лобового стекла, однако в моём случае это невозможно.
Срезал и обработал лобовое, не испытывая оптимизма. Примерка посадки в его на штатное место вызвала сильнейшее разочарование, поскольку геометрия рамы и лобового стекла явно друг другу не соответствовали, и ладно бы в тех зонах, где рама податлива как прутик, это опять же решается легко, но внизу, где она отлита в одну деталь с капотом, рисуется проблема.
Может быть, конечно, в процессе сборки были допущены какие-нибудь перекосы, хотя, если честно, в такое верится с трудом. Если вы уже работали над этой моделью и есть что сказать по процессу, поделитесь, пожалуйста, в комментариях. Исходя из всего перечисленного выше, принял решение начать монтаж лобового стекла на штатное место и решать проблемы по мере поступления. Сперва отмечу, что пластик, из которого отлиты прозрачные детали, на мой взгляд, идеально подходит для наборов автомобилей в тридцать пятом масштабе, особенно при решении таких непростых задач. В отличие от той же Звезды, прозрачные детали которой весьма деликатны, стёкла от AVD достаточно стойки к физическому и химическому воздействию, к тому же прекрасно полируются, что значительно облегчает ремонт в случае непреднамеренной порчи. Несмотря на исключительные качества пластика, из которого изготовлено лобовое стекло, положил сверху жидкую маску Jim Scale 01.004. Использовал её, так как в отличие от наклеенной маски, которая шла в наборе, или модельного скотча, она точно не пропустит клей в случае его попадания в область стекла.
Клеить начал с боковин с двух сторон сразу, постепенно продвигаясь к центру фрагментами не более 1 см в длину, прижимая места склейки модельным скотчем и дожидаясь полного высыхания склеиваемых поверхностей. Использовал старый, проверенный десятилетиями клей от Revell, он гораздо прочнее супертекучих от Tamiya и Mr Hobby, и суперклей для мгновенной фиксации.
Весь процесс длился около суток, и пока он продолжался, установил заднюю стенку кабины. С ней сложностей не возникло, встала идеально, равно как и крыша.
Наклеил надпись на крышку капота. На мой взгляд, странное решение разработчиков, ведь насколько можно судить по фотографиям, надпись отштампована, если не прав, поправьте.
Уже наклеенную надпись уменьшил по толщине при помощи шлифовки, заодно скруглив буквы, не обработанная она выглядела мультяшно.
Когда лобовое стекло окончательно приклеилось к раме, примерил его на модель.
Проблема с левым краем, естественно, никуда не делась, но зато под воздействием клея нижняя его кромка корректно встала в раму. Пассажирская дверь встала на штатное место идеально.
Теперь, имея прочный каркас, основой которого стало установленное лобовое стекло, стало возможным отделить левую сторону рамы от стекла и, согнув её, приклеить к его внутренней кромке, что и было сделано. Дождавшись полного высыхания клея и примерив водительскую дверь, положил на место склейки стекла и рамы несколько слоёв жидкой шпаклёвки для последующей обработки и придания стыку уплотнителя стекла и рамы приемлемого вида. Результат меня более-менее устроил, особенно с учётом сложности выполненной задачи.
На этом по сборке кабины под покраску, процесс которой уже начался, у меня всё. Сейчас она выглядит так.
В следующей статье планирую описать процесс покраски, старения и установки на раму готовой кабины. Прочитать её можно будет на канале "Пыльная Полка", ссылка на него ниже.
Спасибо за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку всем. Всем удачи и творческих успехов.