"Дюну" Дени Вильнёва любят не столько за её художественную драматургию или выверенный подход к адаптации событий книжной вселенной Фрэнка Герберта, сколько за её колоритный и, безусловно, потрясающий технический сегмент: за баловство с цветокором, оригинальные операторские ракурсы и перспективы, живые съёмки на бескрайних панорамных просторах Иордании и Норвегии и гениальное совмещение практических и визуальных эффектов. "Дюна" поглощает зрителя пеленой кинематографической магии, заставляя его созерцать исключительно чистую и притягательную природу кино. В чём и проявляется заслуга авторского блокбастера, не зависимого ни от студийных прихотей, ни от продюсеров. В честь выхода сиквела "Дюны" в цифровом качестве рассмотрим двенадцать самых красивых и технически отточенных сцен во всей дилогии Вильнёва. Приятного прочтения!
Прощание с Каладаном
Как и в оригинальной, книжной, версии "Дюны" значительную часть хронометража первого акта начала дилогии Дени Вильнёв отдал сценам на Каладане: изначальному месту обитания дома Атрейдесов. Для съёмок эпизодов с планетой производственная команда режиссёра выбрала просторные фьорды небольшого полуострова Стад внутри норвежской губернии Вестланд. Вильнёв парирует банальные операторские перспективы холодным и ярко-выраженным цветокором, показывая завораживающие и прекрасные каладанские панорамы и пейзажи. Особенно яркой получилась сцена прощания героя Тимоти Шаламе со своим родным домом: массивные "бруталистские" корабли поднимаются из океана в воздух, а Пол осознаёт своё грядущее предназначение, одновременно опасаясь и воодушевляясь туманным будущим
Первое знакомство с Арракисом
Уже во втором акте первой "Дюны" Дени Вильнёв создал объёмный и поглощающий контраст между необъятными влажными просторами Каладана и жаркими золотыми пустынями солнечного Арракиса. С первых же кадров прибытия кораблей Атрейдесов на поверхность планеты режиссёр скрывает широкие песчаные горизонты за массивной техникой дома. И только после этого грандиозно и масштабно открывает зрителям Арракис: во время первого полёта на орнитоптере мы ставим себя на место Пола, в первый раз наблюдая за необъятными песчаными дюнами. Более проработанного и пафосного представления основной локации и вообразить нельзя. А снимались все сцены в уже священном для кинематографистов месте: иорданской пустыне Вади-Рам
Спасение экипажа краулера
Основные политические вопросы и уточнения насчёт взятия власти Атрейдесами режиссёр благополучно утряс за кадром (Герберт же в своей книге выделил этому отрезку почти четверть всей истории), поэтому чуть ли не сразу же после прибытия на Арракин Лето, Пол и доктор Лайет Кайнс совершают тест-полёт в сторону добытчиков специи на поверхности планеты. Именно в этот момент старая техника, хранившаяся на Арракисе уже десятилетиями, выходит из строя, и краулер вместе со всем отрядом оказывается под угрозой нападения песчаного червя. Дени Вильнёв продемонстрировал зрителю невероятную по своему масштабу сцену эвакуации экипажа. Совмещение практических и визуальных эффектов в пустынном сеттинге, параллельно с первым представлением песчаного червя, оставило зрителей в катарсисе
Нападение Харконненов на Арракин
В отличие от сцен на поверхности Арракиса, которые снимали в пустыне Иордании, нападение дома Харконненов на столицу планеты снимали непосредственно в Будапеште, в границах огромного кино-павильона Origo Film Studios. После застойной и медитативной первой половины "Дюны" Дени Вильнёв предоставил массовому зрителю долгожданный экшен-сегмент картины: несчётное количество кораблей и орнитоптеров Атрейдесов детонируют от воздействия сил армад Харконненов, а Арракин медленно, но верно превращается из грациозной столицы планеты в выжженный и полумёртвый город
Бегство от пустынного червя
Пустынные черви - одна из визитных карточек просторной и гигантской сай-фай вселенной Фрэнка Герберта: об этом ещё в 1984-м году смекнул Дэвид Линч, превратив песчаных существ Арракиса в важный сюжетный макгаффин, однако в дилогии Дени Вильнёва влиянию червей уделено чуть меньше времени, нежели в адаптации сорокалетней давности. Однако в версии 2021-го года постановщик включил ультранастройки технической части: поэтому та же сцена бегства Пола и леди Джессики от Шай-Хулуда по пустынной дюне выглядит грациозно и эпично даже спустя несколько ресмотров. Именно в ней Вильнёв впервые продемонстрировал аудитории всю мощь пустынного червя
Пол и фримены против отряда сардаукаров
Вторая часть "Дюны" стартует практически с того же места, где закончилась первая: Пол и леди Джессика присоединились к фрименам Стилгара и медленно пробираются к его ситчу. В тот же день на героев совершается нападение небольшого отряда сардаукаров: сразу же со старта продолжения истории Вильнёв не церемонится со своим зрителем, используя несколько одноплановых сцен и потрясающую оранжевую коррекцию цвета (иной момент напоминающей "Сталкера" Тарковского или "Элемент преступления" фон Триера) в данной локации
Пол седлает Шай-Хулуда
Последнее испытание для фримена в пустыне Арракиса - оседлать Шай-Хулуда, "прадеда" всех песчаных червей. Дени Вильнёв чередует практические и визуальные эффекты в сцене первой "поездки" Пола верхом на черве, что не может не оставить зрителя в экстазе: потрясающая музыкальная композиция Ханса Циммера, берущая истоки с первой части "Дюны", уникальные операторские пролёты и быстрый параллельный монтаж. Безусловно - одна из самых красивых сцен во всей дилогии Вильнёва
Знакомство с Фейдом-Раутой
Дени Вильнёв оттягивает долгожданное знакомство зрителей с младшим племянником Владимира Харконнена до самого последнего момента: но рисует настолько пробирающий и холодный первый взгляд на персонажа, что при одном его внешнем виде по коже начинают пробегать мурашки. Фейд-Раута выходит сражаться на гладиаторскую арену Гьеди-Прайма, где вечно светит чёрно-белое солнце, интерьеры отдают брутализмом, а для съёмок для пущей эстетики кадра используют инфракрасное излучение. Быстрый переход к монохромной плёнке от цветной сменяет медленная и тонизирующая схватка между Фейдом и последними солдатами дома Атрейдесов: более пафосного и масштабного представления нового героя и вообразить себе нельзя
Пол прибывает на юг Арракиса
Младший Атрейдес окончательно принимает своё темное и неизведанное предназначение: он испивает смертельной Воды Жизни и выживает, обретая себя, как мессию для вольного народа Арракиса. И теперь герой может отправляться на юг планеты: объединять разобщившиеся ситчи фрименов. Пафосная и задающая тон всему третьему акту "Второй части" сцена прибытия Пола оставляет после себя лишь выжженную сухую землю: это настоящий визуальный пик всего таланта Дени Вильнёва, как гениального художника и блестящего рассказчика
Монолог Пола на Совете фрименов
Даже сцену с откровенным и радикальным монологом Пола на южном совете фрименов Вильнёв превращает в художественный театр одного актёра, выстраивая символичные мизансцены, направляя световое оборудование в сторону лиц действующих персонажей и акцентируя камеру на герое Тимоти Шаламе. Беспрерывная несколько-минутная речь младшего Атрейдеса воодушевляет не только Стилгара и южные племена, но и зрителя, предвкушающего долгожданную эпическую битву между силами вольного народа и армадами Харконненов и сардаукаров
Битва между фрименами и сардаукарами
В какой-то степени многие ожидали от второй "Дюны" полноправный и эпический блокбастер с превышающим допустимое количество на один квадратный метр экшен-сегментом. Однако Вильнёв не стал отказываться от своего утончённого художественного вкуса, оттянув долгожданную битву до самой кульминации третьего акта. Пол Атрейдес ведёт фрименов из пустыни, на другой стороне возле Арракина Стилгар и его племя, верхом на червях, атакуют ничего не подозревающих сардаукаров, а внутри замка тем же временем разворачиваются настоящие дворецкие страсти. Пускай "Дюна" Линча была более богатой на выделенное экшену время, однако Вильнёв воспользовался своим ограниченным хронометражем более умело и искушённо: не как инди-ремесленник, а как драматург и художник. С большой буквы
Схватка между Полом и Фейдом-Раутой
В отличие от многих других режиссёров около-научных космических опер, Дени Вильнёв, подобно Фрэнку Герберту, превращает развязку своей дилогии в неспешное и медитативное противостояние между Полом Атрейдесом и Фейдом-Раутой в пределах ограниченной четырьмя стенами дворцовой локации. Никаких лишних звуков или музыкальных композиций, плавное ведение камеры, потрясающая игра со светом и очень сильные акценты на ударах, перелётах и парированиях дуэлянтов. Вильнёв и художники-постановщики вложили всю свою душу именно в сцену шокирующего и драматургически сильного поединка между протагонистом и посланником антагониста: более идеального окончания второй части (без учёта вычурного клиффхэнгера) и вообразить невозможно