Найти тему
Регина Молчанова

Опера «Парсифаль» на сцене Мариинского театра

Ой, я такая вся внезапная, противоречивая вся, я вообще сюда не собиралась, думала, не «Парсифаль», а «Лоэнгрин», и не 6 апреля, а 5, и не на исторической сцене Мариинского театра, а на новой, а только вот дунула, плюнула, три раза обернулась вокруг своей оси, хлопнулась оземь - клик-клик, билеты, чемодан, самолёт с серебристым крылом, и вот уже все поняли блондинки, что я сижу в партере Мариинки, а за дирижёрским пультом сам маэстро Валерий Гергиев. 

Фото автора
Фото автора

«Парсифаль». Опера, которую в России ставят только в Мариинском театре. Репертуарная редкость. Последняя опера-мистерия Рихарда Вагнера, в которой символизм и мистицизм композитора достигает высшей логической точки развития.

В своём завещании композитор чётко изъявил свою волю: эту оперу не должны были ставить нигде, кроме Байройта. Запрет действовал до 1914 года, однако некоторые страны им пренебрегли и ставили произведение.

В Мариинском театре я была всего три раза. На исторической сцене смотрела балет «Драгоценности» с Дарьей Павленко и Ульяной Лопаткиной в 2009 году и слушала оперу «Князь Игорь» в редакции 1952 г. в 2015 году. На новой сцене - оперу «Псковитянка» моего любимого композитора Римского-Корсакова в (вот не соврать бы) в 2019 году. Ради последних двух мы приезжали одним днём, то есть опыт скоростного театрального броска уже тогда нарабатывался. 

Фото автора. Мариинский театр
Фото автора. Мариинский театр

Фото автора. Мариинский театр
Фото автора. Мариинский театр

На оперу Вагнера я шла впервые. И надо было понимать, что все мероприятие занимает 5 часов 30 минут - оперы у него длинные. Начало поэтому в 17.00. 

Ну и что вы думаете? В 17.00 опера не только не началась, но и даже не прозвучали первый и второй звонки. Зрители стояли у дверей, заполонив узкие коридоры. Это дало возможность разглядеть наряды достопочтеннейшей публики и ещё раз посетовать на то, что стиль «лыжи за печкой стоят» наступает даже на лучшие сцены страны. 

Хотя после такого ожидания могу ли я считать эту сцену одной из лучших? Начали в 17.30. Даже Guns N’ Roses и те научились начинать вовремя. А ещё в партере Мариинки жутко неудобные стулья. Я даже не знала, что такие неудобные стулья вообще могут быть.

С вами ваш автор
С вами ваш автор

Теперь о самой опере. Для меня, как я уже говорила, этот музыкальный материал внове. Здесь в смысловом плане символизм на символизме и символизмом погоняет. Сакральные предметы - копьё, чаша Грааля. Сами персонажи - тоже символы. Герои оперы демонстрируют такие качества, как доброту, сострадание, глубокую веру. А музыка - многослойная, торжественная, неторопливая - ловит в свои сети и завладевает. Очень понравилась в оркестре валторна - напоминает мне охотничий рожок. А музыка в целом напоминает о Баварии. Что неудивительно. Из артистов отдельное спасибо исполнительнице партии Кундри Юлии Маточкиной. Многие, видимо, так хотели сказать своё спасибо, что начинали аплодировать ещё до окончания музыкальной фразы, когда занавес ещё не опустился. 

Фото автора
Фото автора

Публики был полный стадион, но после первого действия ряды поредели. Не все выдержали. 

Фото автора
Фото автора

Ну и про буфет свою песнь пропою. Мы прознали, что можно заказать столик на антракт. Заказали на второй, в заказ включили игристое и эклеры. Хороши! Оплата в данном случае только наличными. А вот на стойках буфета принимают карты.

Фото автора
Фото автора