Будучи заядлым поклонником фиолетовых оттенков, я долгое время не понимала, почему некоторые художники настороженно относятся к использованию фиолетовых красок, а другие и вовсе являются их ярыми противниками, вплоть до «выброси эти краски на помойку».
С годами ситуация прояснилась, и до меня наконец-то дошло то, о чем меня предупреждали учителя.
Действительно, умение применять фиолетовые пигменты - это навык, интуиция и уровень развития художника.
На своём опыте я убедилась, насколько важно избегать использования фиолетовых пигментов в чистом виде на больших участках, тем более, накладывать фиолетовый на фиолетовый.
Эта работа - пример печального опыта:
Ради эксперимента я решила в начале работы сделать заливку (подмалёвок) фиолетовой краской.
Некоторое время всё нравилось и я уже доводила работу до состояния готовности, пока не заметила, что становится больно смотреть на этот пейзаж, появляется резь в глазах от пронзительного фиолетового цвета.
Ничего себе, думаю, куда это годится, чтоб от картин глаза болели.
Попыталась погасить его насыщенность, перекрыть фиолетовый цвет серой акварельной краской. Но не тут-то было, любую другую краску успокоить не сложно, только не фиолетовую.
Пронзительный фиолетовый цвет проступил через верхний слой, ничуть не потеряв своего энтузиазма.
В результате работа потеряла свет и лёгкость, а проблема осталась нерешённой. Фиолетовый по-прежнему бил в глаза, хоть и стал темнее и глуше.
Просто удивительно, ведь использован PV15, такой ненавязчивый, даже деликатный фиолетовый цвет, но он проявляет себя активно, находясь рядом со своим антагонистом - жёлтым.
Что же делать? Похоже, что с этой работой уже ничего не сделаешь, лучше оставить её в покое, так уж получилось. А в следующий раз постараться быть умнее.
Я постаралась.
В начале работы сделала заливку Охрой PY43. Охра действительно погасила агрессию фиолетового пигмента.
На готовую работу можно смотреть, не испытывая боли в глазах. В принципе, такой приём возможен.
Вот только смесь фиолетового с жёлтым (пусть даже с охрой) зачастую может оказаться «грязной», это риск, вводить в контакт эти две противоположные краски.
Я так частенько проверяю качество новых акварельных красок, смешиваю жёлтый с фиолетовым, дожидаюсь высыхания и делаю выводы. Если получился грязно-бурый цвет - это плохие краски. Если краски расслоились на оттенки или выдали приличный коричневый - краски качественные. Ни одна другая комбинация смешивания противоположных цветов не даёт столь однозначного диагноза.
Смешай зелёный с красным - получится либо интересный серый, либо расслоение цветов. Смешай оранжевый пигмент с синим - получится богатый фиолетовый.
И это хороший вариант для изображения фиолетового цвета - смесь синего с оранжевым. Например, Оранжевый Пиррол плюс Синий Индантреновый.
Другой, более понятный и распространённый вариант создания фиолетовых оттенков - это смесь синего с розовым, PV19 для этих целей очень хорош, он хоть и PV, но розовый.
Хочешь писать фиолетовые картины - никаких проблем, пиши.
Далеко не все фиолетовые пигменты одинаково проблематичны, тем более, у разных производителей они различаются. Но с уверенностью назову два , которым не стоит доверять в работе главную роль - это PV15 и PV23.
Иногда фиолетовую роль удаётся доверить синим пигментам. У меня таких на примете три:
🟣 Indanthrone Blue Daniel Smith (PB60). Очень хорошая краска по всем своим потребительским свойствам. Недостатков два:
- Цена
- Недостаточная фиолетовость, цвет ближе к синему.
🟣 Лак синий 510 Белые Ночи PB1. Красивый оттенок, недостаток - светостойкость. Только один «+». Как-то грустно, а вдруг шедевр..
🟣 Lake Source Blue M460 (PB10) Rockwell, очень похожа на Лак Синий, подозреваю, что использован тот же самый пигмент, но он более насыщенный, и ему присвоена цифра 10. Такое бывает с пигментами, одному и тому же веществу могут давать различные номера. Однако светостойкость заявлена «+++», если не врут. Недостатки:
- Цена.
- Плохая доступность. Заказывала на Али Экспресс.
Вот для примера работа с использованием M460:
Вполне себе фиолетовый оттенок.
Однако существуют фиолетовые пигменты, не столь коварные в использовании. По крайней мере, они ни разу не причинили мне вреда. В качестве положительного примера приведу PV55, например фиолетовые краски, отличающиеся оттенком, 592 и 593 Van Gogh.
Очень интересен пигмент PV29. Я нашла у Pinax хорошую однопигментную краску на его основе, Перилен фиолетовый из серии Pinax Extra. Но это уже не простой откровенный фиолетовый, а «сложносочинённый».
Любителям фиолетовых сюжетов, хочу дать напутствие: «Задумал использовать фиолетовую краску - сначала её испачкай».
Ведь любые фиолетовые пигменты хорошо работают в смесях. Они любят встречаться с синими, зелёными (особенно изумрудными), бирюзовыми, серыми и коричневыми. Поэтому отказываться от них не стоит.
Но прежде, чем затевать работу с их использованием, лучше сделать цветовые эскизы и оценить возможные риски. Сама я делаю эскизы всегда, перед каждой работой, но для фиолетовых работ готова потратить на подготовку больше времени, вместо одного эскиза сделать три-пять и проверить, всё ли получается так, как задумано.