Фиолетовые заморочки.

162 прочитали

 Будучи заядлым поклонником фиолетовых оттенков, я долгое время не понимала, почему некоторые художники настороженно относятся к использованию фиолетовых красок, а другие и вовсе являются их ярыми противниками, вплоть до «выброси эти краски на помойку».

С годами ситуация прояснилась, и до меня наконец-то дошло то, о чем меня предупреждали учителя.

Действительно, умение применять фиолетовые пигменты - это навык, интуиция и уровень развития художника.

На своём опыте я убедилась, насколько важно избегать использования фиолетовых пигментов в чистом виде на больших участках, тем более, накладывать фиолетовый на фиолетовый.

Эта работа - пример печального опыта:

Первоначальный вариант. Зверски фиолетовый.
Первоначальный вариант. Зверски фиолетовый.

Ради эксперимента я решила в начале работы сделать заливку (подмалёвок) фиолетовой краской.

Некоторое время всё нравилось и я уже доводила работу до состояния готовности, пока не заметила, что становится больно смотреть на этот пейзаж, появляется резь в глазах от пронзительного фиолетового цвета.

Ничего себе, думаю, куда это годится, чтоб от картин глаза болели.

Попыталась погасить его насыщенность, перекрыть фиолетовый цвет серой акварельной краской. Но не тут-то было, любую другую краску успокоить не сложно, только не фиолетовую.

Пронзительный фиолетовый цвет проступил через верхний слой, ничуть не потеряв своего энтузиазма.

В результате работа потеряла свет и лёгкость, а проблема осталась нерешённой. Фиолетовый по-прежнему бил в глаза, хоть и стал темнее и глуше.

Окончательный вариант. Так уж получилось.
Окончательный вариант. Так уж получилось.

Просто удивительно, ведь использован PV15, такой ненавязчивый, даже деликатный фиолетовый цвет, но он проявляет себя активно, находясь рядом со своим антагонистом - жёлтым.

Что же делать? Похоже, что с этой работой уже ничего не сделаешь, лучше оставить её в покое, так уж получилось. А в следующий раз постараться быть умнее.

Я постаралась.

Зима дремучая. А3.
Зима дремучая. А3.

В начале работы сделала заливку Охрой PY43. Охра действительно погасила агрессию фиолетового пигмента.

На готовую работу можно смотреть, не испытывая боли в глазах. В принципе, такой приём возможен.

Вот только смесь фиолетового с жёлтым (пусть даже с охрой) зачастую может оказаться «грязной», это риск, вводить в контакт эти две противоположные краски.

Я так частенько проверяю качество новых акварельных красок, смешиваю жёлтый с фиолетовым, дожидаюсь высыхания и делаю выводы. Если получился грязно-бурый цвет - это плохие краски. Если краски расслоились на оттенки или выдали приличный коричневый - краски качественные. Ни одна другая комбинация смешивания противоположных цветов не даёт столь однозначного диагноза.

Смешай зелёный с красным - получится либо интересный серый, либо расслоение цветов. Смешай оранжевый пигмент с синим - получится богатый фиолетовый.

И это хороший вариант для изображения фиолетового цвета - смесь синего с оранжевым. Например, Оранжевый Пиррол плюс Синий Индантреновый.

Другой, более понятный и распространённый вариант создания фиолетовых оттенков - это смесь синего с розовым, PV19 для этих целей очень хорош, он хоть и PV, но розовый.

Для создания фиолетового синий кобальт PB28 смешан с розовым PV19.
Для создания фиолетового синий кобальт PB28 смешан с розовым PV19.

Хочешь писать фиолетовые картины - никаких проблем, пиши.

Далеко не все фиолетовые пигменты одинаково проблематичны, тем более, у разных производителей они различаются. Но с уверенностью назову два , которым не стоит доверять в работе главную роль - это PV15 и PV23.

Иногда фиолетовую роль удаётся доверить синим пигментам. У меня таких на примете три:

🟣 Indanthrone Blue Daniel Smith (PB60). Очень хорошая краска по всем своим потребительским свойствам. Недостатков два:

  1. Цена
  2. Недостаточная фиолетовость, цвет ближе к синему.

🟣 Лак синий 510 Белые Ночи PB1. Красивый оттенок, недостаток - светостойкость. Только один «+». Как-то грустно, а вдруг шедевр..

🟣 Lake Source Blue M460 (PB10) Rockwell, очень похожа на Лак Синий, подозреваю, что использован тот же самый пигмент, но он более насыщенный, и ему присвоена цифра 10. Такое бывает с пигментами, одному и тому же веществу могут давать различные номера. Однако светостойкость заявлена «+++», если не врут. Недостатки:

  1. Цена.
  2. Плохая доступность. Заказывала на Али Экспресс.

Вот для примера работа с использованием M460:

А3. Бумага Малевичъ 100% хлопок.
А3. Бумага Малевичъ 100% хлопок.

Вполне себе фиолетовый оттенок.

Однако существуют фиолетовые пигменты, не столь коварные в использовании. По крайней мере, они ни разу не причинили мне вреда. В качестве положительного примера приведу PV55, например фиолетовые краски, отличающиеся оттенком, 592 и 593 Van Gogh.

Очень интересен пигмент PV29. Я нашла у Pinax хорошую однопигментную краску на его основе, Перилен фиолетовый из серии Pinax Extra. Но это уже не простой откровенный фиолетовый, а «сложносочинённый».

Любителям фиолетовых сюжетов, хочу дать напутствие: «Задумал использовать фиолетовую краску - сначала её испачкай».

Ведь любые фиолетовые пигменты хорошо работают в смесях. Они любят встречаться с синими, зелёными (особенно изумрудными), бирюзовыми, серыми и коричневыми. Поэтому отказываться от них не стоит.

Но прежде, чем затевать работу с их использованием, лучше сделать цветовые эскизы и оценить возможные риски. Сама я делаю эскизы всегда, перед каждой работой, но для фиолетовых работ готова потратить на подготовку больше времени, вместо одного эскиза сделать три-пять и проверить, всё ли получается так, как задумано.