В Древней Руси (с 9 века) антисистемных сообществ* не было. Если не считать небольшой ереси богумилов, занесенной из Болгарии в 11 в. Проникновение антисистемных учений в Россию началось только со второй половины 14 в.
Произошло это в зоне этнического контакта с Европой — в районе Новгорода и Пскова, в полном соответствии с учением Льва Гумилёва об этнических химерах и антисистемах. (*Примечание: антисистема – это группа людей с негативным мироощущением нацеленная на разрушение любой позитивной системы, будь то этнос, церковь или государство).
"Ясность в вопросе возникновения антисистем находим в теории Льва Гумилёва"
Первой антисистемой в России была «ересь стригольников», распространившаяся из Пскова в Новгород. Это была сравнительно небольшая группа еретиков-гностиков*, которую довольно быстро раскрыли. Руководителей «секты» утопили с жерновами на шее в 1375 г. (*Примечание: гностицизм – резко негативное, жизнеотрицающее учение.)
Вторая, куда более мощная антисистема появилась в России во второй половине 15 в. и получила название «ереси жидовствующих». Она оказалась гораздо опасней, поскольку из среды новгородских еретиков-священников проникла в правительство и царскую семью. Под ее влияние попал не только московский митрополит Зосима (глава церкви!) но и сам государь Иван III. Ересь придавили только через тридцать три года (!), с большим трудом. Зачинщиков сожгли. Это было первое сожжение еретиков в России.
Интересен вопрос о появлении ереси жидовствующих в Новгороде. Ее распространителем стал иудей Схария (Захария), который в 1471 г. прибыл в Новгород в качестве врача при свите киевского (прозападного) князя Михаила. (В Европе большинство врачей были евреями.) Это была фигура совершенно неприметная, но, видимо, имевшая стратегическую задачу – подготовить почву для переселения гонимых из Испании и др. мест евреев в пределы России.
Здесь надо пояснить, что после разгрома Хазарского Каганата крупнейшим центром мирового еврейства в 10 – 15 вв. стал кордовский халифат в завоеванной арабами Испании. Евреи приобрели там очень большое финансовое и политическое влияние и чувствовали себя очень хорошо, пока на Пиренеи не стали возвращаться пассионарные испанцы (Реконкиста). При испанцах евреям пришлось плохо, и они двинулись на восток. Значительная их часть нашла прибежище в Польше, при Казимире Великом (14 в.), который принял их благожелательно и даже женился вторым браком на крещенной еврейке. Еще одна группа евреев в том же 14 веке поселилась в соседней Литве, при Гедемине.
Однако, в 15 веке, в связи с усилением гонений в Испании и начавшимися притеснениями евреев в Литве, стал вопрос о поиске новых территорий для мировой иудейской общины, центр которой к тому времени переместился в Польшу.
Технология проникновения иудеев во властные структуры интересующих их государств была отработана с древних времен. Последними странами, где она с успехом применялась, была арабская Испания и, особенно, Хазарский каганат, где иудеи совершили переворот и властвовали более 150 лет, показывая народу тюркского хана раз в год, как куклу.
"Краткая история Хазарского каганата по Льву Гумилёву. Что такое этническая химера"
Однако с Россией все обстояло сложнее, поскольку русские уже имели отрицательный опыт отношений с Хазарией, до ее разгрома князем Святославом в 965 г., а также опыт соседства киевлян с иудейской общиной, до изгнания евреев из Киева Владимиром Мономахом в 1113 г (после Киевского погрома). Видимо, поэтому в 15 веке было решено зайти издалека.
В Новгороде Схария сразу же занялся пропагандой иудаизма (точнее – антихристианства) в образованной, т. е. весьма вольнодумной среде новгородских священников, которые затем сами стали работать с прозападными «элитными группами» – богатыми купцами и боярами-чиновниками. Благо таковых в Новгороде было очень много, поскольку в течение нескольких веков новгородцы вели активную торговлю с Европой и сильно пропитались торгашеским духом капитализма и вольномыслия. Главное, что религиозность новгородцев (к тому времени – этнического осколка Древней Руси) была гораздо ниже, чем в молодой Московской Руси, а «толерантность» к иноземцам – выше. Одним словом, это были уже вполне цивилизованные люди.
(В книге автора читаем главу «Фаза обскурации» стр. 153 и главу «Фаза подъема» стр. 76, где подробно о сказанном выше)
Благодаря стараниям Схарии и двум его помощникам-иудеям, призванным из Литвы, конспирация у жидовствующих была на самом высоком уровне. Здесь так же чувствовался богатый опыт. Вся сеть еретиков была разделена на пятерки, которые между собой не сообщались. Довольно часто в «секту» привлекались и члены семей «посвященных», которые образовывали свои пятерки.
Учение «чернокнижника» и «чародея» Схарии состояло, во-первых, в отрицании Божественной природы Христа (Он признавался только способным проповедником), а затем – и всей Церкви с ее литургией, иконами, праздниками и обрядами. В пропаганде использовался чисто сектантский метод «постепенного погружения» – от критики церковных порядков на первом этапе, до хулы на Святого Духа и применения сатанинских практик – на последнем. Первые обращенные Схарией в «жидовство» попы Алексей и Денис так прониклись новым учением, что даже попросили Схарию сделать им обрезание. Однако, тот отговорил. Цели обращать русских людей в иудаизм у организаторов не было. Задача была другая – расшатать религиозную и политическую основу государства!
Чем жидовствующие привлекали новых людей? На начальном этапе, – упрощенным рационализмом, когда «все понятно»: Христос – это не Бог, а просто незаурядный человек, Троицы не существует («это даже представить трудно!»), Бог-творец – один. Главная книга – это «Ветхий Завет» (его полного перевода тогда на Руси не было, поэтому адептам предлагался искаженный, масоретский текст), где нет «подставь другую щеку», а есть понятное: «Око за око…»; при этом нравственность (10 заповедей) – сохраняется.
Во-вторых, привлекали магией и астрологией, которая тогда была в большой моде в Европе, где были сильны традиции «чернокнижия». В-третьих, – «свободой» и вольномыслием, так любимыми горделивой «интеллигенцией». Причем, эта свобода в крайней своей степени – «все позволено!» – доходила до поощрения блуда, пьянства и содомии, к коей многие антисистемщики бывали охочи. Ну и, наконец, в-четвертых, привлекали иудейско-оккультным учением («каббалой»), которое поднимало «посвященных» на недоступный профанам эзотерический уровень познания. Всякому антисистемщику хочется почувствовать себя «сверхчеловеком»!
Этот идейный набор был не нов: в древности он использовался в жизнеотрицающих гностических сектах (иногда с добавлением жесткого «аскетизма»), а сегодня используется во многих тоталитарных сектах.
Посеяв семена ереси, Схария благоразумно уехал за границу. Оттуда он и руководил процессом, сначала из Литвы, затем из Крыма. Успехи жидовствующих в Новгороде были внушительны – в ересь было обращено множество священников (в т. ч. протопоп Софийского собора) и немало влиятельных горожан.
В 1578 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству, и ересь перебралась в Москву. Ее разносчиками стали все те же новгородские попы Алексей и Денис, которых Иван Третий, очарованный их образованностью и красноречием, привез в Москву и поставил настоятелями (!) двух главных соборов – Успенского и Архангельского. И началась работа «по элитам», в которых всегда можно найти слабое звено! В «секту» жидовствующих была втянуты члены царской семьи – жена наследника Ивана Молодого Елена Волошанка, любившая поколдовать, а со временем и ее сын – царевич Дмитрий Внук (Иван Молодой умер в 1490 г.). В 1580-е гг. ересь проникла в правительство, боярскую и купеческую среду. Главным «смотрящим» еретиком стал, завербованный Схарией в Крыму, дьяк Федор Курицын (министр иностранных дел), который был фактически правой рукой государя.
Распространению ереси в Москве способствовало еще и то обстоятельство, что во второй половине 15 в. в столицу «понаехало» довольно много итальянцев и др. иностранных специалистов (архитекторов, инженеров и пр.), которые продемонстрировали москвичам, что такое европейский «ренессанс», с его развратом и свободой нравов!
Наконец, под влияние жидовствующих попал сам Великий князь Иван Третий, которого Курицын подловил на страсти к астрологии. Это был большой успех антисистемщиков, ибо все последующие трудности борьбы с ересью были связаны с тем, что на самом верху еретиков если не покрывал, то «закрывал на них глаза» сам государь!
Вообще, по своему характеру и мировоззрению Иван Третий был удобен для жидовствующих. Во-первых, он являлся западником по убеждениям и религиозностью вовсе не отличался – этакий умеренный либерал своего времени. При этом государь был чрезмерно осторожен, «дипломатичен» с противниками, а порой нерешителен и даже трусоват. Например, во время знаменитого стояния ну реке Угре в 1480 г. был момент, когда Иван Третий готов был пойти на уступки татарам. И если бы не грозные письма Московского митрополита, который убеждал его стоять до конца, дело могло кончиться поражением.
Другой пример. Когда в 1472 г. Софья Палеолог подъезжала к Москве, перед сопровождавшим ее кардиналом, по традиции, несли католический крест. Иван Третий, опасаясь международного скандала, готов был согласится с этим безобразием, но митрополит Филипп сказал: «Если кардинал с латинским крестом войдет в одни ворота Москвы, то я с православным крестом выйду в другие, и больше в Москву не вернусь!». Великий князь испугался, и «латинский крыж» было велено убрать. Все-таки это был героический и сакральный 15 век! Время перенесения центра мирового Православия (Катехона) из Константинополя в Москву – Третий Рим.
- В 1487 году, через 17 лет (!), ересь была случайно раскрыта в Новгороде. Жидовствующие банально проболтались по пьяному делу. Их арестовали. Архиепископ Новгородский Геннадий начал следствие, написал донесение в Москву, но по известным причинам поддержки не получил. Только на Соборе 1490 года новгородские еретики были осуждены. Но не очень строго, и далеко не все. Преступники принесли ложное «покаяние», и были разосланы по монастырям; а затем благополучно убежали на Запад, в соседнюю Литву. Московские же «сектанты» остались нераскрытыми. Произошло то, на что рассчитывали организаторы – антисистема успела пустить глубокие корн и стала воспроизводить саму себя.
Ситуация осложнилась тем, что в 1489 г. умер престарелый Московский митрополит Геронтий, и в 1490 г. жидовствующие во главе с Курицыным провели в предстоятели Русской Церкви своего человека – архимандрита Зосиму. Это был совершенно неверующий человек и к тому же конченый дегенерат – пьяница и содомит! Иван Третий и на этот раз закрыл глаза…
Казалось бы ситуация дошла до края. Еще немного и антисистемщики захватят власть в государстве и Церкви. Но!.. Но тут поднялись здоровые силы духовенства и народа. Геннадий Новгородский, а за ним великий подвижник Иосиф Волоцкий, пользуясь поддержкой православного большинства, начали непримиримую борьбу с жидовствующими еретиками. Все перипетии этой борьбы мы здесь описывать не будем, но продолжалась она еще долгих 14 лет, велась с ожесточением, и закончилась поражением партии жидовствующих, которые, надо это подчеркнуть, остервенело сопротивлялись до последнего!
Содомит Зосима в 1494 г. был разжалован и отправлен в ссылку, главарь антисистемщиков Федор Курицын, не дожив до суда, умер своей смертью в 1497 г., новый Московский митрополит Симон, вышедший из Троице-Сергиевого монастыря, начал наводить порядок среди духовенства. В конце концов, на Соборе 1504 года пятнадцать самых злостных еретиков, в т. ч. брата Курицына, приговорили к сожжению (против выступили только нестяжатели), остальных – к тюремному заключению. Елена Волошанка и Дмитрий Внук умерли в заточении.
Иван Третий в 1503 году, незадолго до смерти, обратился к преподобному Иосифу Волоцкому и покаялся... Третий Рим устоял.
*Приложение. Краткий перечень антисистем в России: ересь стригольников (14в.); ересь жидовствующих (15 в.); униаты (с кон. 16 в.); хлысты (с 17 в.); радикальные раскольники («самосожженцы», с 17 в.); масоны при Екатерине II (18 в.); декабристы и др. «тайные общества» при Александре I(нач. 19 в.); петрашевцы при Николае I(1840-е гг.); нигилисты, народовольцы и др. при Александре II (1860 – 80-е гг.); революционеры, масоны, религиозные сектанты при Николае II (нач. 20 в.); троцкисты-космополиты, обновленцы в РПЦ (1917 – 1938 гг.); «пятая колонна» в руководстве КПСС, диссиденты (1950 – 80-е гг.); «либералы», религиозные сектанты, филокатолики и неообновленцы в РПЦ (с 1991 г.)
Евтушенко Евгений Альбертович, Красноярск