Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: thrash metal
Страна: Германия
Лейбл: Fireflash Records
Дата выхода: 14 апреля 2023
До 2023 года заслуженные немецкие трэш-метал-вояки Holy Moses, возглавляемые неподражаемой Сабиной Классен, хранили молчание на протяжении целых девяти лет, периодически заявляя о себе разве что на отдельных концертах. Возвращение сопровождалось не только анонсом новейшего студийного релиза, но и заявлением, что этот альбом станет последним в карьере коллектива.
Более сорока лет в трэш-метале — срок немалый, но по-своему хороший, зрелый, если коллектив сохранил желание творить и ему всё ещё есть что сказать. В случае с Holy Moses все несколько иначе: в 1990-х группа уже переживала период распада, вызванный внутренними разногласиями; после же реюниона в 2000-м продемонстрировала завидную активность и даже склонность к небольшим экспериментам в звучании. Но после альбома «Redefined Mayhem» (2014) образовалась пауза…
Holy Moses могли бы уйти чинно и благородно, без лишнего шума. Но, видно, это не в их традициях. Двенадцатый по счету студийный полноформат «Invisible Queen» стал их прощальным манифестом, чьи отголоски ещё долго будут терзать ваши барабанные перепонки, а пыль от разрушенных строений уляжется нескоро.
Итак, добро пожаловать во дворец Невидимой Королевы! Туда, где царит тотальная анархия, безумие, дисгармония и настоящий дух раскалённого метала. Определенно, Holy Moses в лице самой Сабины Классен (лид-вокал), Петера Гелтата (гитары), Томаса Нейтша (бас) и Герда Лёкинга (барабаны) не стали особо заморачиваться над материалом, а просто позволили себе оторваться на всю катушку и нарубить настоящего лютого трэша — совсем как в самом начале своего пути.
Целая дюжина злых, непропорциональных и совершенно диких треков, будто созданных в подполье за какие-то час-два, — вот что такое «Invisible Queen». Чёртово изобилие грубых, сырых риффов, звенящих и скрежещущих басовых выпадов и убийственных трамбующих ударных партий венчает хриплый первобытный рёв Сабины, пусть более надсадный, чем раньше (всё-таки возраст даёт о себе знать), но по-прежнему убийственный и внушительный. В свои шестьдесят фрау Классен вполне соответствует статусу не только одной из первых женщин в метале, но и в принципе первой, кто стал применять экстрим-вокал наравне с мужчинами.
Все двенадцать треков — словно натиск могучего локомотива, оснащённого монструозным, кое-где покрытым ржавчиной механизмом, который без малейшего труда и сожаления прокручивает свою жертву. Выделять какие-то отдельные композиции совершенно бессмысленно. Пластинка как раз-таки хороша своей целостностью: с самого начала она забирает в водоворот сокрушительного слэма, подчиняясь ритмам обтачивающих риффов, буравящих прогонов и суровых брейкдаунов, в то время как нечеловеческий голос главной «демонессы» вбивает в мозг свою волю.
Альбом от начала и до конца пропитан атмосферой бунтарства — об этом говорят панк-хардкорные приёмы и маловыразительные рефрены с эпизодическим бэк-вокалом, которые с натяжкой можно назвать припевами. Кажется, структура треков «Invisible Queen» лишена какой-либо упорядоченности, и во второй части пластинки эта хаотичность становится очевиднее. Но именно она и привносит нужный акцент в брутальное рубилово. Суровые вопли Сабины порой сменяются зловещими гипнотическими декламациями, гитарный чёс резко обрывается, чтобы уступить место необычайно мелодичным, утонченным соло. Торжественно-раскатистые интро могут в один миг взорваться шквалом бластбитов, а завораживающие спиралевидные пассажи трансформируются в технично выверенные, атональные сбивки.
Всё это в совокупности и порождает те самые трэш и угар, которыми густо пропитан альбом. С высоты своего опыта музыкантам Holy Moses ничего не стоит сдержать свои эмоции, но в этот раз они словно действительно решили вспомнить молодые годы, дать полную свободу своим внутренним демонам и вжарить как следует!
В итоге мы получаем вот такое умопомрачительное (в хорошем смысле) откровение, живо подкупающее своей примитивной энергетикой и варварским натиском. При этом «Invisible Queen», как альбом 2023 года выпуска, несмотря на качественный продакшен, звучит так же грубо и неприглаженно, как в 1980-е, — еще один несомненный плюс. Стоит ли говорить, что подобные релизы от ветеранов жанра встречаются всё реже и реже… Чего уж там, да и метал-групп, сохранивших былой огонь, остается всё меньше.
Впрочем, это ещё не конец. «Invisible Queen» — это двойной альбом. На втором диске тот же материал, но с участием целой кучи специально приглашенных гостей. Это и Бобби «Блиц» Эллсворт (Overkill), и дядька Томас Энджелриппер (Sodom), и Джерре (Tankard), и Йенс Кидман (Meshuggah), и даже Даниэла Каррер (Headshot), и многие другие исполнители. Стоит ли скрывать, что в такой вариации треки зазвучали куда как разнообразнее, а их силовой уровень заметно вырос. Так что слушатель волен выбирать между двумя CD, а то и вовсе получить двойную дозу от «Святого Моисея» и друзей.
Именно так и стоит уходить со сцены — громко, сокрушительно и огнеопасно. По всем правилам по-настоящему крутых метал-ветеранов. И Holy Moses решили напомнить нам, как нужно играть настоящий трэш-метал и как, мать его, он должен звучать!