Найти тему

Платон

Платон, известный как ученик Сократа, но его вклад в философию значительно превосходит только это. Точная дата его рождения неизвестна, но большинство считает, что он родился в Афинах или на Эгине во время Пелопоннесской войны. Его первым учителем был Кратил. В 408 году до н.э. Платон познакомился с Сократом и стал его учеником. После казни Сократа Платон начал свои путешествия: сначала в Мегару к Евклиду, затем в Египет к Кирену, после чего вернулся в Афины, а затем отправился в Южную Италию и Сицилию к пифагорейцам, где планировал основать свое "идеальное государство" при помощи Диогена Сиракузского, однако его изгнали оттуда. Позднее он вернулся в Афины и основал свою академию. Затем, стремясь к реализации своей мечты об "идеальном государстве", он посетил Дионисия Младшего, но и его изгнали. Под влиянием своего дяди Диона он вернулся, но вновь был изгнан. В итоге Платон скончался в возрасте 81 года.

Что же Платон говорит по философии? В диалоге "Тимей", раннем произведении Платона, Сократ излагает свою концепцию идеального государства, где каждый занимается своим ремеслом - будь то ремесленник, землепашец, страж или философ. Потом в разговор вмешивается Критий, рассказывая легенду об Атлантиде, после чего появляется Тимей, который начинает разъяснять понятие бытия. Он делит бытие на не возникшее и возникающее, что напоминает концепции априори и апостриори у Канта, а также понятия бытия и ничто у Гегеля. Тимей упоминает Демиурга, который создает вещи, обращаясь к их первообразу, что означает, что возникающее - это объект, имеющий причину для своего возникновения. Платон не претендует на истину своих утверждений в этом диалоге, а лишь излагает свои мысли.

Как преувеличить мелочь до размеров динозавра или "Государство" Платона? А вы знали, как начинается это произведение? Сократ и Главкон возвращаются в Афины, когда Полемарх приглашает их к себе домой. Отец Полемарха спрашивает Сократа о справедливости, и Сократ начинает разговор. Однако Главкон просит его углубиться в тему. Затем Сократ на протяжении большей части книги обсуждает эту тему и методы воспитания детей в идеальном государстве.

Что же он там сказал? Во-первых, он классифицирует государство на типы, напоминающие типы государств у Аристотеля: аристократия, монархия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Аристократию и монархию он считал лучшими формами правления, но считал необходимым, чтобы властные органы были выборными и чтобы туда выбирались наиболее способные люди. Демократия и олигархия тоже были описаны, хотя в демократии должности были наследственными, а в олигархии власть принадлежала богатейшим. Тирания представляла собой власть, переданную по наследству одному человеку.

Платон и Сократ видели идеальное государство как аристократию, где все граждане разделены на три группы: обычные граждане, стражи (хранители порядка и безопасности) и управленцы-философы, выбираемые из лучших рядов стражей. Платон также предложил особый вид воспитания и призывал к отсутствию частной собственности и общности жен. Это напоминает вам что-то? На самом деле, Платон написал этот диалог после смерти Сократа, когда демократические Афины убили Сократа, и он начал пропагандировать спартанский строй, который в данном случае фактически и описал. И да, не коммунисты, а древние греки топили за общность жен.

Мы уже обсудили те диалоги, о которых я хотела. Теперь давайте перейдем к идеям Платона, иначе мы никогда не закончим. Давайте начнем с платоновской онтологии. Онтология - это наука, изучающая бытие, и большая часть его идей на эту тему была раскрыта в диалоге "Тимей". Во-первых, вопреки распространенному мнению, Платон был первым идеалистом, а не материалистом. Он первым поднял вопрос о первичности материи или идей и ввел новую категорию - Благо, объективную истину. Однако даже Платон не смог объяснить, почему мы должны познать это благо, и что оно представляет из себя.

Платон, как известно, был дуалистом, и противопоставлял душу и тело, считая душу бессмертной, а тело - смертным и преходящим. Он разделял душу на три части: разумное начало, яростное начало и страстное начало. Первая часть относится к сознательной деятельности, вторая - к защитной реакции на внешние угрозы, а третья - к страсти не только к сексу, но и к базовым потребностям.

Платон также разработал учение о познании, которое напоминает учение Канта, утверждая, что мы познаем мир либо чувственным путем, либо умом, эмпирически или рационально, как сказал уже Кант. Еще Платон создал диалектику, но это не так, как создал Гегель. Диалектика - это наука о спорах, и Платон считал, что все в мире спорно, поэтому истину можно выяснить только через спор.