Критический взгляд на историю основания села.
Село наше имеет столько легенд о происхождении, сколько учмайданцев станут эту историю сказывать или описывать. И все же, надо по - возможности, не впадая в совсем уж безосновательные выдумки, дать информацию, основанную на исторических фактах и аналогиях.
Прежде всего придется навести критику на писания по данному вопросу, и изложенные в различных интернет-версиях. Первое, никаких упоминаний о майданах на территории нынешней Нижегородской губернии раньше второй половины 17 века нет. Я мог бы сослаться на многие источники, но я приведу данные по ряду наиболее известных сел майданов:
1. Рождественский Майдан, Арзамасский район, - первое упоминание 1693 год!
2. Лух - Майдан, Инсарский район Мордовия, - 2-я половина 17 века.
3. Полховский Майдан, Вознесенский район, - 1667 год!!!
Можно привести данные и по другим Майданам не менее известным и всюду время основание будет не раньше конца 17 века. Аналогичные материалы можно найти в сборнике документов «НИЖНИЙ НОВГОРОД В XVII ВЕКЕ», Горьковское кн. Изд. 1961г.
Второе никакой нужды или выгоды у государства не было в том, чтобы за 500 вёрст от места дислокации основного войска создавать производство пороха, более того эта удалённость делала такое производство почти совсем не защищенным и легко захватываемым врагами.
Третье выговором на а обосновывать якобы московские корни учмайданцев, это столь же логично и обосновано, сколь логично и доказано рытьё Чёрного моря украми. Ну совсем никакого смысла в этом нет, а потому и разговор на эту тему вести не стоит.
Поэтому ссылка на несуществующий Указ Ивана Грозного об учреждении в наших краях поташного дела, есть чья-то выдумка, подхваченная гордецами учмайданцами. Да и судите сами, в едва покоренном крае, за 500 верст от Москвы развивать дело, которое можно вести, и оно давно существует, в ближнем Подмосковье или переселяться сюда - это из области мозговых болезней. А продукт необходим для приготовления пороха! Продукт абсолютно стратегический, и контроль, за этим производством, должен быть особенным. Да и главная задача государя - защита Москвы, а не земель едва известных и находящихся в непосредственной близости к только что покоренным ханствам.
Москву каждые 3-5 лет разоряли крымские ханы, и где уж тут думать о военном укреплении Поволжья, к тому же находящимся в стороне от главного направления борьбы. А я и сам горжусь моей родиной - селом Уч-Майданом. Однако, правда - важней. Есть чем нам, землякам, гордиться и на что опереться. Наши пращуры были мастеровитыми, по всей округе дома строили, столярничали, а какие шорники были наши земляки, да мало ли что можно поставить в заслугу нашим предкам. В военные лихолетья наши земляки проявляли и геройство, и смекалку, и бились, не щадя жизни с врагом. Среди наших земляков и полные кавалеры св. Георгия, и Герой Советского Союза, и Герой Росси, и Герой социалистического труда, - и множество выходцев, имеющих другие заслуги и достижения. И это надо особенно выделить, собрать сведения и составить свою «Книгу памяти».
Добавлю еще, что покорение Казани и посещение Иваном Грозным наших мест (Арзамаса, Васильсурска (Василя) и др.), в связи с этим, состоялось в 1552 году! И не до окраин было грозному царю после этого похода, наступали времена ОПРИЧНИНЫ, ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА. И времена эти были отмечены жесточайшей борьбой царя с боярами, не до нас ему было…. Да и никаких нас в ту пору в этих местах не было!
Знакомство с историей других Майданов, прямо указывает на то, что эти поселения появились после разгрома восстания Степана Разина (см. например, историю Полховского Майдана). Напомню, что разинское восстание приходится на 1670 и 1671 годы. И каждый из нас, живших в Уч-Майдане, вспоминая обряды свадебные, или «рождественские славы», песни, которые звучали в застольях, имена и фамилии односельчан, и еще многое и многое что переходит из поколения в поколение - согласится с тем, что всё это указывает на культуру вольных казаков. Даже, название праздников традиционно звучит по-малорусски, например, праздник Святого Николая Угодника - Микола!
Село наше славно людьми. Здесь жили и герои-воины, и мастера, каких поискать, особенно по деревянным строениям и изделиям. Ученые, поэты и художники не редкость для нашего села. А главное здесь жили труженики, умеющие выращивать любые фрукты, овощи, пшеницу, лён, свеклу и т. п. А земли здесь далеко не чернозём, труд и упорство делали своё дело. Не знаю почему, но как-то труд земледельца мы привыкли относить к мало уважаемым, а ведь булочку, помидорку, огуречик, капустку и др. с каким удовольствием потребляем. И заметьте, не у всякого на огороде все растет хорошо. Во-первых, земля не любит ленивых, а во-вторых, надо много-много знать, чтобы росло…. Это, думаю, многие поняли, оставшись один на один со своими дачными огородиками.
Я намеренно не привожу имен и фамилий. Людей, чьи дела и уважение, к которым хранят односельчане, а многие стали известными для всей страны. А ведь многие приносили огромную пользу своим рукоделием, способностью починить любое изделие, вылечить недуги и разное иное. Все заслуживают доброй памяти и уважение потомков.
Вот в этом вольном, трудолюбивом и хлебосольном местечке довел Бог родиться и учиться жизни. И как минимум 10-12 поколений моих предков трудились и творили на этих землях. Их прах лежит в этой земле, за исключением тех, кто защищал Отечество в дальних краях, а таких тоже множество.
Только в последнюю войну с фашизмом, наш род потерял на полях сражений пятерых ближайших родственников Папы и Мамы: 2 брата отца и два их сына, брат Мамы - Павел. Мир их праху и память потомков, а ещё благодарность за сохранение Веры, Родины и Языка!
Не часто я бываю в родных местах. В последние два десятилетия село изменилось до неузнаваемости. Во-первых, оно сократилось более чем в 10 раз по домохозяйствам, и в 15 раз по числу жителей. Средний возраст ныне живущих в селе превышает 55 лет, а в былые времена он был меньше 30 лет. Даже, этот краткий перечень «достижений» наводит на мысль о катастрофе…. А она и произошла в 1991 году.
Родина резко прыгнула в отхожую яму грабежа и революций. Люди в поисках спасения стали искать пути выживания. И такой путь был предложен вождями этой смуты - воруй и торгуй. Воруй всё, торгуй всем. Предшествующие поколения много чего наработали, многие научные и технологические наработки, опять же газ, нефть, редкие металлы, лес…. Словом было что воровать, и, что удивительно, и сейчас ещё есть! Торгуй! Воруй! Это ремесло прекрасно освоили большой и не очень руки городские и столичные начальники, а уже от них крохи перепадали всем остальным. Но крохи эти можно подобрать только, если ты рядом с этими дельцами, т. е. в городе. Вот и ринулась деревня в город, поскольку её продукт новым хозяевам стал не нужен, а значит, - и нет заработка у селян.
Односельчане знают как всё совхозное добро, а его было немало, какие стада коров, овец, сколько свиней, технических и транспортных средств было в собственности совхоза, и где всё это добро, а точнее вырученные на него деньги? Увы! Слой воров партийно-чиновничьего толка, расплодился к концу 80-х годов до непотребства. Недаром они, - руководящие жулики, первыми смылись из села в годы развала. Они уезжали с полными карманами, обрекая оставшихся на нищету.
Очень хочу надеяться на возрождение села. Ведь, земля-то никуда не делась! Да под заросла, но отдохнула…. Думаю, тот, кто придет на эту землю всерьез и займется сельским хозяйством, будет не в убытке.
Как только начинаешь заглядывать в прошлое, так всё сжимается от безысходности случившегося развала и потерь. Но один вопрос всё же надо обсудить из самого старого прошлого… Как формировалась топонимика села? Что лежит в истоках названия многих примечательных мест нашего поселения, как внутри его, так и в окрестностях? А главное, что лежит в основе названия нашего села?
Приведу выкопировку окрестностей села Уч-Майдан и его планировку
Названия практически всех улиц в настоящее время не имеют ничего общего с историей села, это отражение моды на увековечивание имён общенациональных и местных выдающихся людей. А в недалёком прошлом они именовались либо по именам большинства жителей улицы (ГАВРИЛКИНА ГОРА), либо по природному признаку (ПОЛЯНКА) или привычкам жителей (ВЫГЛЯДОВКА) и т. д. В селе легко давались прозвания как отдельным людям, так и семьям и, даже, улицам и полям.
Отдельный разговор о главном топониме – названии села: УЧ(УЧУЕВО)-МАЙДАН. В языке разных народов есть несколько разных толкований этого составного названия. Так, например в языке ираноязычных народов Уч означает Высокий (Высокая), хотя и нельзя отрицать некоторое родство и заимствования в нашем языке от ираноперсидского наречия, но всё же ближе по смыслу и традиции будет первую часть считать правильной в виде УЧУЕВО, кратко Уч, происходит от слова чуять, что означает улавливать некое присутствие по некоторым признакам и воздействиям, такими как, запах, свет, шум (звук). Вполне подходит и по смыслу, ведь, первые поселенцы были скрывающимся разинцами, и для них было очень важно быть настороже – чувствовать ищеек и не выдавать себя ни запахом, ни дымом и ничем иным, потому свои поселения они устраивали далеко от дорог и населённых пунктов, в чаще непроходимого леса. Можно считать, что с первым слагаемым мы разобрались. Особенно хочу отметить, что для толкования этой части названия нам не потребовалось никаких иных придумок, кроме здравого рассуждения и здравого вывода. Надо только добавить, что речка, на которой обустраивалось поселение, получила название Учуй, а вот в какие времена она обрела это название неизвестно.
Главная часть названия села заключена во втором слагаемом в слове МАЙДАН. Вот неполный перечень значений этого слова: начнём с наиболее близким нам по крови с западных славян у них это слово (в разных местностях и временах) означало: ПЛОЩАДЬ ДЯ СХОДКИ, ДРЕВНЮЮ МОГИЛУ, КУРГАН, РОВНОЕ СВОБОДНОЕ МЕСТО, МЕСТО В КАБАКЕ ДЛЯ АЗАРТНЫХ ИГР; у башкир и тюрков – ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК; у поморов – ЯЩИК ДЛЯ РЫБЫ; и главное, снова возвращаемся к русским - ЯМА ДЛЯ ВЫГОНКИ ДЁГТЯ. Вот последний смысл, по-моему, и был главным в образовании топонима УЧУЕВО-МАЙДАН.
А это снова возвращает нас к первому, слагаемому топонима села – УЧУЕВ… Кто не знает как силён запах дёгтя? А сейчас представим себе наших предков, занимающихся этим ремеслом, - вся их одежда и все вокруг пропитано запахом дёгтя. Вот поехал наш предок в соседние селения на базар ли, на встречу с родственниками, а может для оказания услуг строительства и т. п., - их по запаху узнавали сразу, т. е. чуяли нашего земляка. Как тогда жители иных сёл и деревень рассказывали о встрече с нашими земляками прежде всего они должны были указать на принадлежность встреченного к дегтярному промыслу, а значит к МАЙДАНУ!
Не поташ был главным продуктом наших предков, это продукт побочный и нужен он был для длительного сохранения огня и тепла, но никак не пороха. Посмотрите в прозвания-фамилии, названия улиц, местностей, - нигде ни намёка на порох и его свойства. А вот дёготь запашистый, так и гляди как бы тебя не учуяли, он необходим для многих сельских дел: смазать оси телег, смазать обувь, чтобы не намокала и др. И продукт этот востребован, а значит у производителя есть хороший продукт для продажи и обмена на необходимые бытовые и хозяйственные изделия: посуду, сковородки, ухваты, плуги и прочее.
Вот такие нехитрые соображения лежат в основе моих поисков и размышлений о родном селе. В значительной степени мне в этом помогли разные источники и документы, список которых я привожу и всякий может убедиться, что временами Ивана IV (Грозного) и пороховыми производствами под эгидой Морозовых тут и не пахнет. Места наши до времён поздней Елизаветы и Екатерины II не рассматривались как места жалованных вотчин, а это на сто лет позднее предполагаемого времени основания поселения УЧУЕВО-МАЙДАН.
В итоге самое разумное предположение о времени основания села надо соотносить с временем разгрома восстания Степана Тимофеевича Разина, а это 1671 год.
В итоге:
УЧУЕВО – МАЙДАН: название слагается из - учуять(уловить, почувствовать) и майдана – ямы для производства дёгтя;
Основано село около 1671 года уцелевшими разинцами, скрывающимися от розысков.
Литература:
1. Энциклопедический словарь. Гранат. 11-е издание «Русского Библиографического Института Гранат»; М., 1933г.
2. Нижний Новгород в XII веке. Сборник документов и материалов к истории н. Новгорода и его округи. Под ред. Чл. Кор. АН СССР С. И. Архангельского. Горьковское книжное издательство. 1961 г.
3. Александр Гацисский. Нижегородский летописец. Ид. «Нижегородская ярмарка». 1999 г.
4. Легенды и предания Волги-реки. Сборник. Изд. «книги». 2002 г.
ВСЕМ ЗЕМЛЯКАМ МОЁ ИСКРЕННЕЕ ПОЧТЕНИЕ. БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ И ЖИВИТЕ БОГАТО, В РУССКОМ ПОНИМАНИИ ЭТОЙ ФРАЗЫ.
С уважением В.Н. Анощенков. 10.10. 2019г.