Столько раз бывал у портика Нового Эрмитажа, который украшен десятью фигурами атлантов...
Но никогда не замечал гравировку автора. До тех пор пока не увидел фотографию в группе Петербург-Петроград-Ленинград (ДЕТАЛИ).
Решил сам прогуляться сюда ещё раз, чтобы лицезреть артефакт своими глазами.
Александр Иванович Теребенёв, Теребе́нин (9 [21] января 1815, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 июля (12 августа) 1859, там же)
Русский скульптор, представитель классицистической школы, декоратор-монументалист. Сын известного графика-карикатуриста И. И. Теребенёва, ученик В. И. Демут-Малиновского. Академик Императорской Академии художеств (с 1845).
Считается, что прототипом петербургских атлантов послужили фигуры древнегреческого храма Зевса Олимпийского в Акраганте на Сицилии (ныне Агридженто; ок. 480 г. до н. э.)
Храм был сильно поврежден землетрясением, предположительно в VIII веке нашей эры. Но три фигуры атлантов простояли до 1401 года.
Со временем остатки храма стали растаскивать местные жители...
Но до наших дней кое-то сохранилось и теперь выставляется в местном музее.
И вот в соответствии с замыслом мюнхенского архитектора Лео фон Кленце (автора проекта здания Нового Эрмитажа) скульптор Иоганн Гальбиг выполнил уменьшенную модель в виде мужской фигуры атланта. Модель из Мюнхена была привезена в Петербург.
В 1846 году Александр Теребенёв изготовил модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята. Член Комиссии архитектор В.П. Стасов настоял на том, чтобы поверхность скульптур была отполирована до блеска.
Фигуры изготавливали под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался отдельной частью тела могучей скульптуры - руками, ногами, торсом… и так далее. Лица Теребенёв заканчивал уже сам.
Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Высота каждой составила 7 аршинов (то есть 5 метров).
Кстати, за глиняную модель атланта, представленную на ежегодном конкурсе Академии, Теребенёв был удостоен звания академика, а за первую сделанную фигуру в граните император Николай I наградил скульптора бриллиантовым перстнем.
Тем не менее... интересный и весьма трагический факт...
Теребенёв вёл чересчур разгульный образ жизни и быстро тратил всё, что зарабатывал... на роскошную жизнь... А это были выезды на торжества, званые обеды и балы. Когда деньги кончались он продавал абсолютно всё, что имел. Один раз даже дом с мраморными колоннами, только что им отделанный, "ушёл с молотка"...
С годами он перестал получать хорошие заказы, а денег к этому времени так и накопил. В итоге полностью разорился.
Его уволили из Эрмитажа с должности заведующего всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах, не дав доработать до пенсии.
В 1858 году Теребенёв заболел чёрной оспой и лёг в Мариинскую больницу. От него заразилась его жена и умерла. После чего здоровье скульптора подорвалось ещё сильнее. В том числе психически.
Весной 1859 года он простудился и лёг в Обуховскую больницу, где 31 июля 1859 года скончался в полной нищете и всеми забытый. Теребенёв не оставив денег даже на собственные похороны.
Похоронен он был за счёт мраморщика Г. А. Балушкина, который помогал ему во время работ в Эрмитаже.
На похороны никто не пришёл. За гробом шли только сам Балушкин и К.A. Ухтомский.
Вот такая трагическая судьба великого творца, который оставил после себя множество прекрасных произведений искусства (ниже лишь небольшая часть, судя по данным Википедии).
- статуя, изображающая месяц Февраль на фронтоне здания Адмиралтейства;
- горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы;
- гермы во дворце "Бельведер" в Петергофе, Луговой парк
- барельефы четырёх евангелистов для городской церкви в Петергофе;
- статуи, изображающие Мудрость и Правосудие для парадной лестницы Зимнего дворца;
- барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале Зимнего дворца;
- фигуры Флоры и Гебы в виде барельефа в покоях императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце;
- фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы для дворцовой церкви Зимнего дворца;
- памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса;
- бюсты императорской четы, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне;
- бюст артиста В. A. Каратыгина, который поставлен на памятнике артиста на Смоленском кладбище в Петербурге;
- бюст A. С. Пушкина, сделанный из мрамора, а также бюсты Голенищевой-Кутузовой, Куницына, Косиковского, Яковлева, артиста B. M. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко и многие другие работы...
Честно говоря, не смогу вспомнить видел ли я работы Теребенёва в том же Зимнем дворце. Но теперь есть повод присмотреться к списку тех объектов, о которых я узнал в интернете.
Вот так с фотографии всего навсего одного клейма можно начать собственное краеведческое исследование!
Чего и вам желаю!
Адрес: ул. Миллионная, д. 35
Координаты: 59.941158, 30.317626
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!