Найти в Дзене

Большой регион как модель пространственного развития России

Устойчивость развития страны, способность ее отвечать вызовам времени требует своевременных изменений политики государства, но ответственность власти перед обществом требует тщательной проработки новых решений и лучший способ снижения рисков – проведение эксперимента. Развивая идею МЭР о 12 экономических регионах России с расширенными полномочиями, предлагается провести эксперимент на регионе юга Западной Сибири в составе Новосибирской, Омской и Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Регион не отягощен влиянием олигархических структур и национальными проблемами, является средним по климатическим условиям и уровню экономического развития, обладает высоким научным потенциалом. Особенностью региона является общая граница с Китаем при полном отсутствии наземной транспортной инфраструктуры, хотя именно этот регион является оптимальным местом для выстраивания эффективного взаимодействия с мировым экономическим лидером. Достаточно большое население региона, прилегающего к Новосибирску, дифференцированная экономика и значительный интеллектуальный потенциал существенно минимизируют риски сотрудничества с Китаем.

Тормозом в развитии страны стало сложившееся административное деление. Эксперимент позволяет отработать новые идеи по управлению территорией, включая бюджетную, налоговую и миграционную политику. Одной из главных задач будет отработка системы стратегического развития региона. Прогнозируемое потепление, устойчивый экономический рост и связанная с этим возможность повышения качества жизни, перераспределение бюджета в пользу муниципалитетов и повышение их самостоятельности создадут условия для возвращения в Россию миллионов наших соотечественников. В частности, большим кадровым потенциалом может стать программа возвращения в регион российских немцев, которых достали проблемы с мигрантами в современной Германии. В целях пространственного развития страны с учетом опыта работы на «удаленке» предлагается рассмотреть вопрос о переводе в регион ряда министерств и головных офисов госкомпаний. Например, Минтранс перевести в Омск, что решит вопрос с местным аэропортом и остановит существующую тенденцию потери населения, Минсельхоз – в Новосибирск, где необходимо поддержать аграрную науку, а Минприроды – в Барнаул. Оптимальным местом размещения комплекса зданий Росатома должна стать не дорогая и перегруженная Москва, а интеллектуальный Томск. В новых современных офисах будут работать не засидевшиеся московские чиновники, а креативные новые люди. Такие решения превратят регион в резервный центр управления страной, что существенно повысит ее глобальную безопасность.

Экономической основой эксперимента, гарантирующей устойчивый рост всей российской экономики на уровне 5-8% годовых, может стать российско - китайский инфраструктурный мегапроект, суть которого состоит в обмене нашего разрешения на строительство на условиях концессии за счет китайских инвесторов грузовой скоростной железнодорожной магистрали, соединяющей китайские порты на Тихом океане через Алтай и Новосибирск с нашими портами на Балтике, на открытие для агропрома России и других стран ЕАЭС китайского рынка высококачественных готовых продуктов питания с созданием на территории Китая совместной сети оптово - розничной торговли и соответствующей системы контроля качества. Учитывая сложность выхода российского бизнеса на рынок Китая, целесообразно на начальном этапе организацию работы поручить специальной государственной корпорации типа РЭЦ с возможностью проведения исследований провинциальных рынков продуктов питания и вкусовых предпочтений потребителей, что даст возможность сформировать адекватный заказ для агропрома.

В результате Китай получает надежный и безопасный маршрут, позволяющий всего за 3-4 суток доставить свои товары на привлекательный рынок Европы, а Россия выстроить вокруг новой трассы Пояс Развития, который реализует 3 мировых конкурентных преимущества нашей страны: транзитный потенциал, международный туризм и экспорт продовольствия. На Алтае сформируется уникальный туристический кластер мирового уровня, а весь юг Западной Сибири станет экспортно - ориентированным агропромышленным комплексом. Огромный продовольственный рынок Китая, а позднее и всей Евразии, а также современная логистика дают реальный шанс агропромышленному комплексу региона догнать и перегнать Нидерланды с их объемом экспорта продовольствия в 100 млрд. дол.

Очевидно, что наша транспортная инфраструктура не соответствует идее пространственного развития и не способна обеспечить в ближайшие годы потребности растущей экономики. При этом Китай практически завершил модернизацию своей железнодорожной инфраструктуры и обладает всеми ресурсами для реализации проекта. В отличие от традиционной железной дороги, которая поддерживает сырьевые грузопотоки, скоростная грузовая магистраль с ее повышенными тарифами станет стимулом производства в России технологичных товаров с высокой добавленной стоимостью. Китай не собирается отказываться от рынков ЕС, вопрос обеспечения продовольственной безопасности для него также важен. Получить нефть , газ и другое сырье Китай может из разных источников, а построить эффективную и безопасную систему скоростных грузовых магистралей Евразии можно только с Россией.

При использовании современных китайских технологий стоимость строительства российского участка трассы общей длиной 8500 км составит порядка 110 млрд дол. со сроком строительства 5-7 лет. Такие показатели для отечественных подрядчиков в условиях отсутствия опыта, финансов, технологий и кадров не достижимы. Однако, в Транспортной Стратегии РФ на период до 2035 года вопросы сотрудничества с Китаем практически отсутствуют. Выстроена система, в результате которой строительство транспортной инфраструктуры обходится в 2-3 раза дороже, чем в Китае, и строится она в 2-3 раза дольше. Есть данные, что стоимость строительства 1 км 4х полосной автомагистрали составляет в Китае 2,9 млн. дол., а в России 13 млн. дол.

В условиях известной позиции Минтранса РФ и ОАО РЖД, которые не готовы отказаться от монопольного статуса РЖД, предлагается эксперимент в виде российско – китайского автодорожного проекта Новосибирск – Урумчи как продолжения магистрали М12.

Если для скоростной железнодорожной магистрали оптимальным маршрутом будет направление от границы с Китаем через Горно – Алтайск и Бийск, то для автотрассы с целью пространственного развития региона целесообразен маршрут через западные территории Горного Алтая с выходом на Барнаул. Такая магистраль станет основой для развития Международного туристического кластера Большой Алтай с участием Монголии, Китая и Казахстана.

Ориентировочная длина автострады от Новосибирска до границы с Китаем составит 1000км и при ставке на китайских подрядчиков стоимость строительства с учетом очень сложного рельефа составит порядка 7-8 млрд. дол. С учетом роста товарооборота Россия - Китай инвестиционная привлекательность проекта сомнений не вызывает и сумма инвестиций для российских частных инвесторов вполне доступна. Проезд по трассе будет платным, но при этом крайне важно предусмотреть льготы для местного населения. Финансирование разработки маршрута автострады и выкупа земли под нее для последующей передачи ее в аренду составят относительно небольшие затраты российского бюджета.

Реализация данного проекта на условиях государственно – частного партнерства станет своеобразной репетицией более масштабного железнодорожного проекта на условиях договора концессии в рамках международного экономического сотрудничества таких объединений как БРИКС и ШОС.