Человек и общество — самые интересные области познания. Можно сказать, что социально-гуманитарные науки - одно из наиболее перспективных направлений сегодня и в ближайшие десятилетия. Обратите внимание, выпускники!
Социально-гуманитарные науки формально относятся к разным группам наук (социологические и гуманитарные), но образуют единую систему.
К гуманитарным наукам относятся: юриспруденция; история; философия; религиоведение; психология; педагогика; культурология; искусствознание; филология и лингвистика; литературоведение; этнография; экономика. К социальным наукам относят: социологию; экономику, юриспруденцию; психологию; социальную философию; политологию; историю; географию; культурологию; антропологию; филологию; лингвистику; риторику; педагогику.
Мы видим, что часть наук относится как к гуманитарным, так и к социальным. Это логично, т.к. человек - существо социальное.
Специфика социально-гуманитарных наук(есть такой вопрос в ЕГЭ): отсутствие единой теории, которая объясняла бы все общественные процессы; учет феномена свободы (чего нет в естественных науках); необходимость изучения субъективной реальности, ориентированы на познание единичных явлений.
Задание 18.1. Признаки социально-гуманитарных наук: объектом социально-гуманитарных наук являются общество и человек, наряду с общенаучными используют особые методы, обеспечивают понимание смысла социальных явлений.
Задание 24. План «Социально-гуманитарные науки»
1. Виды наук по объекту исследования:
а) естественные;
б) социально-гуманитарные;
в) точные.
2.Примеры социально-гуманитарных наук
а) психология;
б) экономика;
в) социология;
г) история и пр.
3. Методы социально-гуманитарных наук:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) социологический опрос и пр.
4. Функции науки:
а) познавательная;
б) объяснительная;
в) производственная;
г) прогностическая и пр.
6. Российские учёные, внёсшие значительный вклад в изучение общества
а) Кондратьев Н.Д. (экономика);
б) Сорокин П.А.(социология);
в) Лурия А.Р. (психология).
Задание 25. 1). Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире. Обоснование: Интеграция - обозначает сближение, объединение, сотрудничество. Информационное общество ставит перед учеными такие сложные проблемы, которые не может решить никакая отдельно взятая наука. Поэтому всё больше исследований носят междисциплинарный характер. На стыке наук появились такие науки как биохимия, физическая химия, астробиология, нейропсихология, бионика и др.Кроме того, интеграция наук помогает ученым разных стран обмениваться опытом и идеями между узкими специалистами.
(Бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах свойств и функций живой природы, например, при изготовлении протезов).
2) Какие науки относятся к социально-гуманитарным? Назовите любые три. Ответ: социология, экономика, психология.
3)Приведите по одному примеру, иллюстрирующему достижения отечественных ученых в каждой из указанных наук.
1.Социология. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Родился в Вологодской губернии, Россия, умер в г. Винчестер, США. Создал первый в России факультет общественных наук с кафедрой социологии при Петроградском университете. Известен в мире как американский ученый, т.к. был выслан большевиками из СССР в 1922 году за участие в партии эсеров. Оказал колоссальное влияние на американскую школу социологии и на развитие данной науки в целом, организовал факультет социологии в Гарвардском университете. Он - автор теории социальной стратификации и теории социальной мобильности. Он, Карл! Создал теорию интегральной социологии (изучает структуру общества, процессов взаимодействия в нем, закономерности появления общественных явлений и возможности управления ими). Прочитайте на WWW.KOMI.KP.RU: https://www.komi.kp.ru/daily/26937.5/3988202/ - очень интересно и коротко.
Сначала о терминах. Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки. Изучает связь структуры головного мозга с психическими процессами и поведением.
Нейронаука — междисциплинарная область знаний, изучающая работу нейронных сетей и мозга в целом, связи нервных процессов с общей физиологией и поведением человека.
2.Психология. Александр Романович Лурия (1902-1977) - основатель советской нейропсихологии, профессор, член многих академий наук. Во время войны руководил эвакогоспиталем, где и начал исследования больных с локальными поражениями мозга в результате ранения. Обратил внимание, что ранения определенных участков мозга у разных людей вызывает одни и те же изменения: нарушение речи, двигательных функций , потерю памяти и др. Ему удалось установить те области мозга, которые отвечают за речь, зрение, память и пр.. На основе этого выделил три функциональных блока мозга, в которых проистекают высшие психические функции. Предложил концепцию мозга как материальной основы психики.
______________________________
Для продвинутых: Первый блок – энергетический. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность (бодрствование и должный тонус коры). Второй блок связан с информацией – ее получением, обработкой, переработкой и хранением. Здесь же происходят операции, связанные с абстрактным мышлением. Этот блок объединяет затылочную (или зрительную) область мозга, височную (или слуховую) и теменную (отвечает за ориентацию в пространстве, осязание, положение тела и др.). В третьем блоке происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и пр. Здесь происходит планирование высшей психической деятельности, самоорганизация, исполнение и контроль. Для данной работы задействуются передние отделы больших полушарий ( в основном лобные доли).
https://dzen.ru/video/watch/65d50a7a884b103276dad161?f=d2d
3.Экономика. Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 –1938) - единственный русский экономист, чьё имя хорошо знают экономисты всего мира. Основное научное достижение учёного - открытие “больших циклов конъюнктуры”, т.н. «волн Кондратьева». Экономический цикл - это некоторое колебание экономики, которое содержит в себе спад и подъём. Кондратьев открыл самые продолжительные циклы в экономике - длительностью от 40 до 60 лет. Ученый сделал колоссальную работу, проанализировав статистические данные с конца XVIII века, и выявил два полных и один незавершенный цикл продолжительностью до 60 лет, наряду с 7—11-летними циклами. Обнаруженную закономерность смены циклов (волн) Кондратьев связал со сменой технологий. Именно такое количество времени требуется мировой экономике, чтобы внедрить новые методы производства, «выжать» из них все возможности и перейти к другим. Понимание теорий экономического цикла позволяет принимать предпринимателю более грамотные инвестиционные решения.
Для продвинутых: Начиная с XVIII века экономисты определили пять волн Кондратьева. Первая волна - с 1771 по 1830 год произошла во время изобретения парового двигателя. Второй цикл - с 1830 по 1880 год - развитие железных дорог, рост сталелитейной промышленности и массовые перевозки грузов. Третий цикл - с 1880 по 1930 год вызван применением электроэнергии и инноваций в химической промышленности, что позволило наладить массовое производство товаров. Четвертый цикл - с 1930 по 1970 год вызван ростом нефтехимической промышленности и автомобильного рынка. Пятая волна началась в 1970-х годах благодаря появлению компьютерных и информационных технологий, которые стали основным драйвером экономического роста.
Сейчас, кстати, мы живем на исходе пятой волны Кондратьева (1970+40-60 лет). Возможно следующий цикл связан с искусственным интеллектом.