Найти в Дзене

Из-за дачи испортила отношения с близкими

Марьиванна опытная огородница. У нее всегда порядок на даче. Сад плодоносит, огород овощами семью обеспечивает. Сына и дочку с малых лет приучала к труду. Детишкам интересно маленькой лопаточкой копать землю, сеять семена в лунки. Особенно нравилось собирать малину на варенье. Две ягодки в рот, одну в лукошко. Дети подросли, им хотелось погулять с друзьями. Но властная мама была непреклонна.

— Копать будешь от забора и до обеда — командовала сыну.

— Пока пять грядок не прополешь, гулять не пойдешь — говорила дочери.

В семье царил матриархат. Дети, привыкшие, что спорить с мамой бесполезно, покорно копали, пололи, поливали.

Время шло. У детей появились семьи. Но и тогда мама указывала, как жить, что делать. Ненавистная дача раздражала все больше.

Посоветовавшись между собой, брат и сестра решили, что пахать на даче отказываются.

Марьиванна сначала стала возражать, укорять, что дача кормит их всех. Но дети обезоружили маму известием о том, что у них на руках билеты на самолет, они все вместе уезжают на море.

Женщина, не привыкшая получать отпор, выпалила в сердцах:

— Уезжайте, но на наследство не рассчитывайте. Не достанется вам дача никогда!

Одной пенсионерке тяжело ухаживать за садом и огородом. Решила позвать сестру Татьяну.

— Будешь на даче помогать, я твоему сыну ее отпишу.

Сестра охотно согласилась. Своей дачи у нее не было.

Две сестры частенько спорили, по поводу того, что и как надо делать на огороде. Марьиванна пресекала всякую инициативу со стороны сестры, требовала, чтобы Татьяна исполняла указания в точности. Сердилась, если обнаруживала, что какая-то работа сделала не так. Без стеснения Марьиванна отчитывала ее как девчонку.

— Погреб у меня совсем стал плох. Протекает крыша, да мелковат, ходить неудобно — сообщила сестре Марьиванна. У твоего Василия отпуск начинается. Позови сына, пусть переделает. Погреб ведь потом ему достанется.

Закупив нужные материалы, Василий неделю занимался погребом. Марьиванне понравился новый погреб, но для порядка она поворчала, что он недостаточно хорош.

А тем временем дети вернулись из отпуска. По выходным они посещали музеи, ездили на экскурсии. А мать злилась на детей-бездельников, внутри у нее все кипело оттого, что дети вышли из-под ее контроля.

Пришло время сбора урожая. Марьиванне жалко было делиться с сестрой. Недолго думая, сказала:

— Ты работаешь за то, что дача после моей смерти достанется Василию. Урожай я весь заберу себе.

Татьяна давно злилась на сестру за то, что Марьиванна использует ее как рабыню. Отказ поделиться частью овощей стал последней каплей.

— Не нужен нам твой урожай и дача не нужна — выпалила Татьяна. — Ты деспот! Я не хочу больше о тебе ничего знать.

Марьиванна стояла в растерянности. В груди зародилась боль. С каждой минутой она становилась сильнее. Женщина почувствовала себя слабой впервые в жизни. Марьиванне хотелось пожаловаться на судьбу, рассказать кому-нибудь о том, как сильно ее обидели. Хотела, чтобы ее пожалели. Марьиванна, отправилась к Ольге Петровне. Она умная, рассудительная, поймет.

Участок Ольги Петровны находился по соседству. Она налила соседке чаю, внимательно слушала сбивчивую, эмоциональную исповедь.

— Почему все от меня отвернулись? — спросила Марьиванна, закончив рассказ.

— Посоветуйте, как мне теперь жить?

— Я не вправе давать советы вам, но, если хотите знать, мое мнение вас может огорчить — ответила Ольга Петровна.

— И все же, скажите что-нибудь — взмолилась женщина. Ей очень нужен был совет.

— Я вижу, какая вы труженица. Вам нелегко было растить детей без мужа. Вы все контролировали, старались дать детям лучшее, что только в ваших силах. В заботах вы забыли, что у детей свои интересы, своя жизнь. Они устали подчиняться вам. Они любят вас, но хотят сами принимать решения. Подумайте об этом, сердце вам подскажет, как жить дальше.

Ночь была бессонной. Марьиванна думала о словах соседки. В ней проснулось желание помириться с детьми. Пусть гуляют, отдыхают, только пусть будут рядом. Она позвонила детям, пригласила их на дачу в выходной.

С трудом Марьиванна дождалась выходных. Дети приехали с семьями. Мама попросила прощения у детей. Призналась, что не понимала их раньше.

— Живите, как вам нравится. Я не буду больше лезть в вашу жизнь, только будьте рядом — произнесла женщина, слезы катились по ее щекам.

Дети обняли маму.

Этот выходной прошел весело. Жарили шашлыки, веселились. Потом быстро покосили траву, убрали ботву и еще много дел вместе сделали. Работали легко, с удовольствием.

Вдохновленная тем, что все налаживается, Марьиванна решила попросить прощения у сестры. Но Татьяна не захотела разговаривать. Услышав голос Марьиванны, бросила трубку.

— Жаль, что я так сильно обидела Татьяну. Может, когда-нибудь, простит меня. Я буду ждать.